ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-7761 от 16.07.2012 Ростовского областного суда (Ростовская область)

                                                                                    Ростовский областной суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                       Вернуться назад                                                                                               

                                    Ростовский областной суд — БАНК СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ

                        Судья Одинченко М.В. Дело №33-7761

АПЕЛЛЯЦИОННОЕОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 июля 2012 года г.Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:

председательствующего Порутчикова И.В.

судей Абрамова Д.М., Москаленко Ю.М.

при секретаре Магакьян Е.М.

с участием прокурора Корниенко Г.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Абрамова Д.М.

дело по апелляционной жалобе Сибгатуллина Н.М. на решение Октябрьского районного суда г.Ростова-на-Дону от 23.01.2012 года,

УСТАНОВИЛА:

Сибгатуллин Н.М. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий участковой избирательной комиссии №1710 Октябрьского района г.Ростова-на-Дону, сославшись на следующие обстоятельства. При определении итогов голосовании на избирательном участке №1710 по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва 04.12.2011 года допущены грубые нарушения избирательного законодательства, поскольку после 20.00 секретарь комиссии дважды выходила из помещения для голосования, заявитель и его жена проголосовали за партию «Яблоко», однако на официальном сайте избирательной комиссии опубликованы сведения о том, что за эту партию голосов на участке не подано, в отношении партии «Правое дело» заявитель располагает подобными сведениями. Заявитель просил произвести пересчет голосов, принять все необходимые меры по проверке бюллетеней, признать выборы на данном участке несостоявшимися, привлечь должностных лиц, виновных в нарушениях при подсчете голосов, к уголовной ответственности. Решением Октябрьского районного суда г.Ростова-на-Дону от 23.01.2012 года требования оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе Сибгатуллин Н.М. просит отменить решение суда как незаконное, полагая, что обстоятельствам дела суд дал ненадлежащую оценку с точки зрения норм материального избирательного права.

Выслушав объяснения Сибгатуллина Н.М., просившего решение отменить, председателя ТИК Октябрьского района г.Ростова-на-Дону - Черновой Е.И., представителя ТИК – Дорохина А.В., председателя УИК №1710 - Горбаневой Н.А., просивших решение оставить без изменения, заключение прокурора, полагавшего решение подлежащим отмене с прекращением производства, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда пришла к следующим выводам.

Из материалов дела видно, что заявитель обратился в суд как наблюдатель на выборах и как избиратель на избирательном участке №1710 Октябрьского района г.Ростова-на-Дону, основанием заявленных требований являются имевшиеся, по его утверждению, существенные нарушения процедуры подсчета избирательных бюллетеней (определения итогов голосования), при этом он при оспаривании итогов голосования не заявил требований, связанных с защитой и восстановлением своих субъективных прав как наблюдателя.

Сибгатуллин Н.М. был удален из помещения для голосования постановлением УИК от 04.12.2011 года в 21.50, поскольку он создавал препятствия в работе комиссии по подсчету голосов. Данное постановление оспорено не было. Постановлением ТИК Октябрьского района г.Ростова-на-Дону от 09.12.2011 года №22-1 оставлено без удовлетворения обращение Сибгатуллина от 06.12.2011 года, в котором он указал на наличие в избирательно ящике пачек сложенных бюллетеней, выход секретаря комиссии из помещения для голосования. Данное постановление также не оспаривалось. Установлено, что заявитель получил избирательный бюллетень на данном избирательном участке, голосование является тайным.

В соответствии с п.10 ст.75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" с жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут обратиться избиратели, участники референдума, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, иные общественные объединения, инициативная группа по проведению референдума и ее уполномоченные представители, наблюдатели, а также комиссии.

Согласно ст.259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.

В соответствии со ст.77 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" суд соответствующего уровня, отменив решение комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, может принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума, если при проведении голосования или установлении его итогов, определении результатов выборов были допущены нарушения настоящего Федерального закона. В случае, если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума, суд может признать итоги голосования, результаты выборов недействительными.

Основанием для отмены судом решения избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов являются следующие, установленные судом обстоятельства:

а) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, израсходовали на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом;

б) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, осуществляли подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;

в) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, при проведении агитации вышли за рамки ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона, что не позволяет выявить действительную волю избирателей;

г) кандидат, признанный избранным, руководитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, использовали преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей.

Суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, территории, в избирательном округе, в муниципальном образовании, в субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации в целом также в случае нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, незаконного отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, признанного таковым после дня голосования, других нарушений избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.

Отмена избирательной комиссией или судом решения о результатах выборов в случае, если допущенные нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, влечет признание результатов выборов по данному избирательному округу недействительными.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд исходил из недоказанности наличия таких нарушений норм Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», которые бы не позволили выявить действительную волю избирателей на вышеуказанном избирательном участке.

Решение подлежит отмене по следующим основаниям.

Материально-правовой интерес в оспаривании итогов голосования и результатов выборов по федеральному округу по данному виду выборов имеют политические партии, принимавшие участие в выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, поскольку от результатов выборов зависит изменение их прав и обязанностей (участие в распределении депутатских мандатов).

Иные субъекты избирательного процесса, в том числе избиратели и наблюдатели, по смыслу норм избирательного права наделены федеральным законодательством определенными субъективными правами на разных стадиях избирательного процесса. О нарушении своих прав как наблюдателя и избирателя и защите нарушенных прав соответствующим нарушению способом ФИО1 не заявил.

В силу ч.9 ст.30 названного Федерального закона наблюдатели вправе:

а) знакомиться со списками избирателей, участников референдума, реестром выдачи открепительных удостоверений, находящимися в комиссии открепительными удостоверениями, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования;

б) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка, участка референдума в день голосования, а также в дни досрочного голосования в любое время в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи;

б.1) наблюдать за выдачей бюллетеней избирателям, участникам референдума;

в) присутствовать при голосовании избирателей, участников референдума вне помещения для голосования;

г) наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, участников референдума, бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума, погашенных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в бюллетенях отметок избирателей, участников референдума; знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей, участников референдума; наблюдать за составлением комиссией протокола об итогах голосования и иных документов в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи;

д) обращаться к председателю участковой комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;

е) знакомиться с протоколами соответствующей комиссии, нижестоящих комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, референдума и приложенными к ним документами, получать от соответствующей комиссии заверенные копии указанных протоколов;

ж) носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества, а также фамилии, имени и отчества зарегистрированного кандидата или наименования избирательного объединения, общественного объединения, направивших наблюдателя в комиссию. Законом может быть предусмотрено, что форма нагрудного знака устанавливается комиссией, организующей выборы, референдум;

з) обжаловать в порядке, установленном статьей 75 настоящего Федерального закона, действия (бездействие) комиссии в вышестоящую комиссию, избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или в суд;

и) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума в соответствующих комиссиях.

Полномочий на оспаривание итогов голосования (протокола УИК), а не конкретных действий в связи с нарушением своих прав как наблюдатель, заявитель не имеет, иное означало бы возможность обжалования наблюдателем любых решений и действий, которые прямо не влияют на его права и обязанности, что не соответствует смыслу и содержанию как статьи 30, так и статьи 77 базового Федерального закона. Оспаривание итогов голосования и результатов выборов возможно лишь теми субъектами избирательного процесса, чьи права и обязанности затрагиваются такими итогами (результатами). Правом требования повторного подсчета избирательных бюллетеней и проведения проверки бюллетеней наблюдатель, избиратель не наделены.

Требование о привлечении к уголовной ответственности членов избирательной комиссии не может являться предметом разрешения в порядке гражданского судопроизводства, поскольку рассматривается по правилам УПК РФ, такое право ФИО2 было реализовано, на данном этапе в возбуждении уголовного дела отказано следственным органом.

В соответствии со статьей 134 ГПК РФ судья отказывает в принятии искового заявления, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке; заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право; в заявлении, поданном от своего имени, оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя.

Абзацем 2 ст.220 ГПК РФ предусмотрена возможность для прекращения производства по делу по аналогичному основанию.

В данном случае заявитель оспаривает от своего имени акт (действия) избирательной комиссии, который не затрагивает его права, свободы или законные интересы.

ФИО2 не лишен возможности оспорить конкретные действия (бездействие) избирательной комиссии, которые, по его мнению, нарушают его права как избирателя или наблюдателя.

При таком положении в силу пункта 3 статьи 328, пункта 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ решение суда первой инстанции подлежит отмене, а производство по делу подлежит прекращению в силу абзаца 2 статьи 220 ГПК РФ.

Руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Октябрьского районного суда г.Ростова-на-Дону от 23.01.2012 года отменить. Производство по данному гражданскому делу прекратить.

Председательствующий:

Судьи: