ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-776/13 от 26.03.2013 Курганского областного суда (Курганская область)

                                                                                                                                                                                                                            Главная     О суде     Правовая основа     Документы суда     Судебное делопроизводство     Справочная информация     Кадровое обеспечение     Противодействие коррупции     Судейское сообщество     Суды Курганской области     УСД Курганской области     Медиация     Пресс-служба     Обращения граждан     Ваше мнение о сайте                                                                                                                            


                                                                                                                                                            </form>


                                                                                                                                                            Конституционный Суд РФ

Верховный Суд РФ

Высший Арбитражный Суд РФ

Судебный департамент при Верховном Суде РФ

Официальный интернет-портал правовой информации

                                                                                                                                                                                    A                                                                        A                                                                     A                                                        

                                                                                                                                                                                                Просмотр документа





Судья Фролова Ж.А. Дело № 33-776/2013

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:

судьи - председательствующего Софиной И.М.,

судей Прасол Е.В., Голубь Е.С.,

при секретаре судебного заседания Чиж Т.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 26 марта 2013 года гражданское дело по иску Воронцова А.В. к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации г. Кургана о восстановлении в списке молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области на 2007 - 2012 годы»,

по апелляционной жалобе Воронцова А.В. на решение Курганского городского суда Курганской области от 24 декабря 2012 года, которым постановлено:

В удовлетворении иска  к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Кургана о восстановлении в списке молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области на 2007 – 2012 годы» целевой программы Курганской области «Приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в Курганской области».

Заслушав доклад судьи Софиной И.М. об обстоятельствах дела, объяснения истца Воронцова А.В., судебная коллегия

установила:

Воронцов А.В. обратился в суд с иском к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации г. Кургана о возложении обязанности восстановить его семью в списке молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области на 2007-2012 годы».

В обоснование иска указывал, что его семья в составе четырех человек: он, жена Воронцова Н.С. и двое детей  –  года рождения,  –  года рождения, является участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 года», состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в Администрации г. Кургана с 29 декабря 2008 года, порядковый номер очереди в списках молодых семей – участников вышеуказанной программы . В связи с рождением второго ребенка его семье  был выдан сертификат о предоставлении субсидии при рождении (усыновлении) ребенка, согласно которому они имеют право на получение субсидии при рождении ребенка как молодая семья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области на 2007 – 2012 годы» целевой программы Курганской области «Приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в Курганской области» в сумме  руб. Письмом от  ответчик уведомил их об исключении их семьи из списка молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области на 2007-2012 годы», ссылаясь на то, что в рамках указанной подпрограммы истец уже получил за счет средств областного бюджета субсидию на улучшение жилищных условий в связи с рождением ребенка, а повторное получение мер социальной поддержки за счет средств областного бюджета в рамках одной той же подпрограммы постановлением Правительства Курганской области от 26 сентября 2011 года № 464 не предусмотрено. Полагал исключение его семьи из списка молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области на 2007 – 2012 годы» незаконным, указывал, что его семья соответствует требованиям, предъявляемым пунктом 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050, оснований для исключения его семьи из списков участников подпрограммы у ответчика нее имелось. Полагал, что его семье должны быть предоставлены социальная выплата на приобретение (строительство) жилья в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 1050 от 17 декабря 2010 года «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 – 2015 годы» в размере не менее 35% расчетной (средней) стоимости жилья и дополнительная социальная выплата при рождении (усыновлении) ребенка) за счет средств областного бюджета молодым семьям – участникам подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области на 2007 – 2012 годы» целевой Программы Курганской области «Приоритетный национальный проект – «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в Курганской области» в размере 5 % расчетной стоимости (средней) стоимости жилья. Исключив его семью из списков участников подпрограммы, ответчик лишил его права на получение указанных выплат. Более того, указывал, что данное решение принято неуполномоченным лицом – Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации г. Кургана, тогда как в соответствии с п. 10 Порядка предоставления дополнительной социальной выплаты, утвержденного в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области на 2007-2012 годы», решение об отказе в предоставлении молодой семье данной выплаты должно приниматься Главным управлением образования Курганской области.

В судебном заседании представитель истца Воронцова А.В. по доверенности Никитина Т.В. на удовлетворении иска настаивала.

Представители ответчика Департамента жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации г. Кургана, третьего лица Главного управления образования Курганской области в судебное заседание не явились, о его месте и времени извещены надлежащим образом.

Главное управление образования Курганской области в представленном отзыве просило рассмотреть дело в отсутствие его представителя. Указывало на несогласие с исковыми требования истца, полагало их не подлежащими удовлетворению, поскольку семья Воронцовых реализовала свое право выбора вида государственной поддержки в улучшении жилищных условий в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области на 2007-2012 годы» и получило за счет средств областного бюджета субсидию при рождении ребенка (материнский капитал) в размере  руб. Данное обстоятельство послужило основанием для исключения семьи Воронцовых из числа участников и претендентов на получение социальной выплаты, так как в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области на 2007-2012 годы» областной целевой программы Курганской области «Приоритетный национальный проект – «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в Курганской области» предоставление молодой семье государственной поддержки в улучшении жилищных условий допускается только один раз.

Третье лицо Воронцова Н.С. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия.

Курганским городским судом Курганской области постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе истец Воронцов А.В. просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении иска. В обоснование жалобы указывает, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что ему была предоставлена социальная выплата, установленная федеральной целевой программой «Жилище» на 2002-2010 годы, федеральной подпрограммой на 2002-2010 годы и утвержденными ею Правилами, а также областной программой на 2002-2010 года, в соответствии с которой семья истца была поставлена на учет. Истец полагает, что полученная им социальная выплата является дополнительной мерой социальной поддержки субъекта Российской Федерации, которая не лишает его семью права на получение государственной социальной выплаты на улучшение жилищных условий путем выдачи соответствующего свидетельства. Указывает, что установленные федеральным законодательством основания для исключения молодой семьи из участников областной подпрограммы отсутствовали. Указывает, что ссылка ответчиков на раздел 1 подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, а также п. 9 Правил, являющихся приложением к указанной подпрограмме, устанавливающих, что молодая семья может реализовать свое право на получение поддержки только один раз, не может быть принята как основание для отказа в удовлетворении требования о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья, поскольку из анализа указанных положений следует, что они подлежат применению в случае получения молодой семьей за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета социальной поддержки, указанной подпрограммой, и перечисленной в ее разделе 2, а также в пункте 2 Правил. Считает, что судом оставлено без внимания, что сертификат на материнский капитал получен им в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» и эта мера не относится к числу дополнительных социальных выплат при рождении (усыновлении) ребенка, устанавливаемых субъектом Российской Федерации, участвующими в реализации подпрограммы. С учетом изложенного полагает, что в иске ему отказано необоснованно.

В представленных возражениях третье лицо – Главное управление образования Курганской области полагает решение суда законным и обоснованным, просит рассмотреть дело без участия его представителя.

В заседании судебной коллегии истец Воронцов А.В. на доводах апелляционной жалобы настаивал, просил решение суда отменить.

Представитель ответчика Департамента жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации г. Кургана, третьего лица Главного управления образования Курганской области, третье лицо Воронцова Н.С., извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причине неявки суд не уведомили, в связи с чем на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Судебная коллегия областного суда, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.

Как следует из материалов дела, семья истца Воронцова А.В.,  года рождения, в составе четыре человека: он, его супруга Воронцова Н.С.,  года рождения, дочери - ,  года рождения, и ,  года рождения, являлась участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, была включена органом местного самоуправления в список молодых семей – участников подпрограммы под номером 27 (л.д. 11).

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1); органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2); малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Из этого вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами права на жилище. Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, посредством выделения им безвозмездных жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета отвечает провозглашенным статьей 7 (часть 1) Конституции Российской Федерации целям Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В соответствии со ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

В соответствии с ч. 1 ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 утверждена «Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 - 2015 годы», в состав которой вошла подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», предусматривающая государственную поддержку в виде финансовой помощи при решении жилищной проблемы молодых семей.

Порядок участия в подпрограмме, определение и порядок выплаты субсидий определены в Правилах предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденных приведенным выше постановлением, которыми предусмотрено, что основными источниками финансирования подпрограммы являются: средства федерального бюджета, предоставляемые в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий подпрограммы; средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов; средства кредитных и других организаций, предоставляющих молодым семьям кредиты и займы на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, в том числе ипотечные жилищные кредиты; средства молодых семей, используемые для частичной оплаты стоимости приобретаемого жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома.

Основным принципом подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы является право молодой семьи на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты только один раз.

В целях реализации указанной выше федеральной подпрограммы постановлением Курганской областной Думы от 28 февраля 2006 года № 1247 утверждена целевая программа Курганской области «Приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в Курганской области». В рамках данной программы приложением 1 утверждена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области на 2007 - 2012 годы».

В разделе 1 указанной подпрограммы в качестве основных принципов ее реализации также указано на добровольность участия в подпрограмме молодых семей (участники подпрограммы признаются участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050), а также на возможность для молодых семей реализовать свое право на получение поддержки за счет средств, предоставляемых в рамках подпрограммы на улучшение жилищных условий, только один раз.

Выполнение мероприятий подпрограммы предусматривается осуществлять исходя из принципа софинансирования за счет средств: областного бюджета, предусмотренных в соответствии с законом Курганской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период; местных бюджетов (по согласованию); федерального бюджета, предоставляемых в результате конкурсного отбора субъектов Российской Федерации для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы (по согласованию) (раздел 4 указанной подпрограммы).

В приложении 3 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области на 2007 - 2012 годы» целевой программы Курганской области «Приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в Курганской области» содержится Порядок предоставления субсидий при рождении (усыновлении) ребенка за счет средств областного бюджета молодым семьям в рамках указанной подпрограммы, пунктом 2 которого предусмотрено, что субсидия при рождении (усыновлении) ребенка предоставляется молодой семье в случае если такая семья ранее не получала социальную выплату на приобретение (строительство) жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года № 675, и в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050.

В связи с рождением  в семье Воронцовых второго ребенка –  и на основании добровольного волеизъявления истца  на имя Воронцова А.В. был выдан Сертификат  о предоставлении субсидии при рождении (усыновлении) ребенка как молодой семье на сумму  руб. в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области на 2007-2012 годы» целевой программы Курганской области «Приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в Курганской области» (л.д. 10).

Распоряжением Правительства Курганской области от  -р «О выделении средств из областного бюджета на предоставление субсидии при рождении (усыновлении) ребенка» истцу Воронцову А.В. выделены денежные средства в счет указанной субсидии (л.д. 45-46).

Из материалов дела следует, что после получения истцом указанного выше сертификата о предоставлении молодой семье субсидии при рождении ребенка семья Воронцовых согласно письму директора Департамента жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации г. Кургана от   была исключена из списка молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области на 2007-2012 годы» целевой программы Курганской области «Приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в Курганской области», поскольку уже получила в рамках указанной подпрограммы за счет областного бюджета субсидию при рождении ребенка на улучшение жилищных условий, то есть воспользовалась поддержкой один раз (л.д. 12).

Отказывая истцу в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для восстановления семьи Воронцовых в списке на 2012 год молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области на 2007-2012 годы» целевой программы Курганской области «Приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в Курганской области», поскольку срок реализации данной подпрограммы, ограниченный 2012 годом, истек. В соответствии с ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом по заявленным исковым требованиям, оснований для выхода за указанные пределы у суда не имелось.

Кроме того, п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 - 2015 годы» установлено, что участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.

Согласно федеральному законодательству утверждение списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году осуществляется после определения размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый год (п. 23 Правил).

Учитывая, что бюджетные средства имеют адресный и целевой характер, возможность исключения молодой семьи из списка участников подпрограммы в случае выявления отсутствия у нее оснований для участия в подпрограмме, в том числе в связи с достижением одним из супругов или одним родителем в неполной семье возраста, превышающего 35 лет, является гарантией недопущения нецелевого использования бюджетных средств.

Поскольку и федеральное законодательство, и законодательство Курганской области предусматривают в качестве основания для участия молодой семьи в подпрограмме наличие определенного возраста (не более 35 лет для каждого из супругов) на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году, а истцу исполнилось 35 лет 6 октября 2011 года, то есть до принятия органом исполнительной власти Курганской области решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в 2012 году, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для включения семьи Воронцовых в число участников подпрограммы.

Таким образом, решение суда по данному спору постановлено в соответствии с представленными доказательствами и требованиями закона. Доводы апелляционной жалобы истца не могут являться основаниями к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводы суда, а повторяют правовую позицию истца, выраженную его представителем в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда, не соглашаться с которой у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.

Решение суда принято с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 328 – 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Курганского городского суда Курганской области от 24 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу  – без удовлетворения.

Судья-председательствующий:

Судьи:

                                                                                    © Курганский областной суд, 2014                                                oblsud@mail.kurgan.ru