Судья Катаева Т.В.
Дело №33-7775-2013
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Лаврентьева В.Ю.,
судей Опалевой Т.П., Ворониной Е.И.,
при секретаре Горлановой Н.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 19 августа 2013 г. гражданское дело по частной жалобе Дроздовой Г.В. на определение Добрянского районного суда Пермского края от 11 июня 2013 г., которым прекращено производство по делу по заявлению Дроздовой Г.В., Бахаревой С.В., Шкариной О.А., Елесиной Е.П., Котляровой М.Ф. о признании незаконным заключения, принятого по результатам публичных слушаний, проведенных 15.03.2013 года по вопросу «Внесение изменений и дополнений в Устав Добрянского городского поселения», опубликованного в официальном бюллетене ОМС от 20.03.2013 года №5.
Заслушав доклад судьи Опалевой Т.П., объяснения представителей Думы Добрянского городского поселения Пермского края Котельниковой Е.А., Бутырина А.Б., ознакомившись с материалами дела, судебная коллегия
установила:
Дроздова Г.В., Бахарева С.В., Шкарина О.А., Елесина Е.П., Котлярова М.Ф. обратились в суд с заявлением о признании незаконным итогового документа - заключения, принятого по результатам публичных слушаний, проведенных 15.03.2013 года по вопросу «Внесение изменений и дополнений в Устав Добрянского городского поселения», опубликованного в официальном бюллетене ОМС 20.03.2013 года № 5. Требование мотивировано тем, что 15.03.2013 года прошли публичные слушания по вопросу «Внесение изменений и дополнений в Устав Добрянского городского поселения»; гражданам, явившимся на публичные слушания, был выдан проект итогового документа, в котором указано одно лишь предложение об оставлении предложенной редакции проекта решения о внесении изменений и дополнений в Устав Добрянского городского поселения без изменений. В ходе проведения публичных слушаний заявители предложили Устав Добрянского городского поселения оставить без изменения, однако в заключении по результатам публичных слушаний их мнение не было отражено.
В ходе судебного разбирательства по делу судом первой инстанции удовлетворено ходатайство представителя Думы Добрянского городского поселения о прекращении производства по делу по основанию, предусмотренному п.1 ч.1 ст. 134 ГПК РФ.
В частной жалобе заявитель Дроздова Г.В. просит отменить определение суда первой инстанции, указывая на то, что принятие муниципального правового акта об утверждении устава муниципального образования, а также о внесении изменений и дополнений в устав невозможно без проведения предварительных публичных слушаний по их проектам. Публичные слушания являются частью правотворческого процесса, муниципальные правовые акты, принятые без проведения обязательных публичных слушаний, в том случае, когда это предусмотрено законом, являются принятыми с нарушением установленного порядка и не могут применяться. В результате прекращения производства по делу судом были созданы препятствия заявителям в осуществлении их конституционных прав. Итоговый документ, принятый по результатам публичных слушаний, был составлен с нарушением закона, поэтому его исполнение приведет к внесению изменений в Устав Добрянского городского поселения, против чего выступали заявители.
В возражениях на частную жалобу Дума Добрянского городского поселения Пермского края просит определение суда первой инстанции оставить без изменения.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены определения суда первой инстанции по доводам частной жалобы.
В соответствии с п.1,3,4 ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.
На публичные слушания должны выноситься:
проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.
Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.
Порядок проведения публичных слушаний на территории Добрянского городского поселения установлен решением Думы Добрянского городского поселения от 16.11.2006 года № 239 «Об утверждении Положения о публичных слушаниях в Добрянском городском поселении».
Публичные слушания - форма реализации прав населения Добрянского городского поселения на участие в процессе принятия решений органами местного самоуправления посредством проведения собрания для публичного обсуждения проектов нормативных правовых актов Думы Добрянского городского поселения и других общественно значимых вопросов (п. 1 Положения).
Целями проведения публичных слушаний является информирование общественности и органов местного самоуправления о фактах и существующих мнениях по обсуждаемой проблеме; выявление общественного мнения по теме и вопросам, выносимым на публичные слушания; осуществление связи (диалога) органов местного самоуправления с общественностью Добрянского городского поселения; подготовка и предложение рекомендаций по обсуждаемой проблеме; оказание влияния общественности на принятие решений органами местного самоуправления (п.4 Положения).
Согласно п.5 ст. 15 Устава Добрянского городского поселения, абз.5 п.2 Положения о публичных слушаниях в Добрянском городском поселении, результаты публичных слушаний носят рекомендательный характер и в обязательном порядке рассматриваются при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления городского поселения.
В соответствии со ст.251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно ч.1 ст.254 ГПК РФ решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих в суде вправе оспорить гражданин, организация.
К решениям, действиям (бездействию) органа государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст.255 ГПК РФ).
Из материалов дела следует, что заявители оспаривают заключение, составленное по результатам публичных слушаний, проведенных 15.03.2013 г. по вопросу о внесении изменений и дополнений в Устав Добрянского городского поселения, при этом ими не обжалуется муниципальный правовой акт, принятый Думой Добрянского городского поселения по результатам этих слушаний.
Само по себе заключение, принятое по результатам публичных слушаний, является лишь итогом одного из этапов в разработке и принятии муниципального правового акта, которое носит рекомендательный характер и подлежит учету при принятии органом местного самоуправления решения по определенному вопросу. Суд первой инстанции правильно указал в определении, что действующим законодательством не предусмотрена возможность оспаривания в судебном порядке лишь отдельного этапа в процедуре принятия нормативного правового акта. О нарушении процедуры проведения публичных слушаний заявители вправе указать при оспаривании нормативного правового акта органа местного самоуправления.
В соответствии с абз.2 ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 134 настоящего Кодекса.
Согласно п.1 ч.1 ст. 134 ГПК РФ заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке.
Прекращая производство по делу, суд обоснованно исходил из того, что требование заявителей не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку подлежит оспариванию нормативный правовой акт органа местного самоуправления, а не заключение, принятое по итогам одного из этапов разработки и принятия нормативного правового акта органа местного самоуправления.
Руководствуясь ст.ст.334 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Определение Добрянского районного суда Пермского края от 11 июня 2013 г. оставить без изменения, частную жалобу Дроздовой Г.В. без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: