Алтайский краевой суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Алтайский краевой суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Судья Козлов Е.А. Дело № 33-7781/2011
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
07 сентября 2011 года г. Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Варнавского В.М.
судей Дмитриевой О.С., Цибиной Т.О.
с участием прокурора Фоминой П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края на решение Баевского районного суда Алтайского края от 12 июля 2011 года
по иску прокурора Баевского района в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Алтайского края по образованию и делам молодежи, комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края, образовательному учреждению «Баевская муниципальная начальная общеобразовательная школа» о возложении обязанности по выделению денежных средств на приобретение учебников на 2011-2012 учебный год для образовательного учреждения «Баевская муниципальная начальная общеобразовательная школа».
Заслушав доклад судьи Дмитриевой О.С., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Баевского района Алтайского края обратился в суд с вышеуказанным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц, мотивируя требования тем, что прокуратурой Баевского района проведена проверка исполнения законодательства об образовании в образовательном учреждении «Баевская муниципальная начальная общеобразовательная школа» (ОУ «Баевская МНОШ), которой установлено ненадлежащее обеспечение учебниками и учебными материалами учащихся школы. В школе обучается учащихся, на начало 2010/2011 учебного года для обеспечения всех учащихся школы необходимым количеством учебников требовалось руб. коп. На приобретение учебников образовательному учреждению в 2010/2011 учебном году денежные средства выделялись в сумме руб. коп., что недостаточно для обеспечения всех учащихся учебным материалом, в связи с чем родители обучающихся в школе детей вынуждены были приобрести учебники за свой счет.
Согласно расчетам расходов на приобретение учебников, исходя из средней стоимости комплекта учебников и численности обучающихся, в 2011/2012 учебном году требуется учебников, для чего необходимы денежные средства в сумме рублей.
Прокурор просил обязать ответчиков выделить за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации указанную сумму для приобретения учебников для ОУ «Баевская МНОШ».
В ходе рассмотрения дела прокурор увеличил исковые требования. Считает, что денежные средства должны быть выделены и на приобретение тетрадей на печатной основе на сумму руб., тетрадей для учащихся 1 классов на сумму руб.
Прокурор просил обязать Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи, комитет по финансам налоговой и кредитной политике Администрации Алтайского края выделить бюджету муниципального образования Баевский район Алтайского края денежные средства на приобретение учебников и рабочих тетрадей на 2011-2012 учебный год для ОУ «Баевская МНОШ» в сумме рублей; обязать ОУ «Баевская МНОШ» приобрести на выделенные денежные средства учебники на 2011-2012 год.
Решением Баевского районного суда Алтайского края от 12 июля 2011 года иск прокурора Баевского района в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Алтайского края по образованию и делам молодежи, комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края, образовательному учреждению «Баевская МНОШ» о возложении обязанности по выделению денежных средств на приобретение учебников на 2011-2012 учебный год для образовательного учреждения «Баевская МНОШ» удовлетворен частично.
На комитет по финансам, кредитной и налоговой политике администрации Алтайского края возложена обязанность выделить за счет средств казны субъекта Российской Федерации в бюджет муниципального образования «Баевский район» денежные средства в сумме рублей на приобретение учебников на 2011- 2012 учебный год, для образовательного учреждения «Баевская начальная общеобразовательная школа».
На образовательное учреждение «Баевская начальная общеобразовательная школа» возложена обязанность приобрести на выделенные денежные средства учебники на 2011-2012 учебный год, согласно заявке школы.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе комитет по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Алтайского края просит решение суда отменить и принять новое об отказе в удовлетворении иска. Ссылаясь на закон Алтайского края от 26.11.2010 № 100-ЗС «О краевом бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», указывает, что прокурором не доказано, что предъявляемая сумма не включена в сумму субвенции, предусмотренной Баевскому району, и что данная сумма не будет перечислена ему в течение текущего финансового года. Удовлетворение заявленных требований об обязании выделить за счет средств краевого бюджета денежные средства до истечения финансового года противоречит ст.ст. 5 и 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Кроме того, судом не принята во внимание возможность внесения изменений в закон Алтайского края «О краевом бюджете на 2011 год и на плановый период 2012-2013 годов» в части увеличения рассматриваемой субвенции в течение текущего финансового года. Также судом не учтено, что денежные средства ежегодно выделяются для пополнения школьных библиотечных фондов, а не для покупки новых комплектов учебников для каждого ученика на каждый новый год. В соответствии с действующим законодательством субвенции зачисляются на счета местных бюджетов в установленном для краевого бюджета порядке, при этом обязанность по выделению денежных средств конкретным бюджетным учреждениям у органа власти субъекта Российской Федерации отсутствует.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края, прокурора Фомину П.В., судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части удовлетворения исковых требований в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела.
Согласно п.6.1 ч.1 ст. 29 Закона РФ от 10.07.1992 г. №3266-1 «Об образовании», к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъектов Российской Федерации. Аналогичная норма закреплена в п. п. 13 п. 2 ст. 26.3 ФЗ от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Из содержания указанных норм закона усматривается, что в компетенцию органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования входит выделение соответствующих субвенций.
В соответствии с п. 5 ст. 8 Закона Алтайского края от 03.12.2004 № 54-ЗС «Об образовании в Алтайском крае» к полномочиям администрации Алтайского края в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов), в соответствии с нормативами, установленными законами Алтайского края.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что права неопределенного круга лиц могут быть нарушены тем, что выделенных в 2011 году из бюджета Алтайского края в бюджет муниципального образования «Баевский район» субвенций на обеспечение гарантий общедоступного и бесплатного общего образования недостаточно для приобретения учебников и учебных материалов, необходимых для учебного процесса в 2011-2012 году.
Однако данные выводы суда, по мнению судебной коллегии, являются преждевременными, поскольку решение судом принято 12 июля 2011 года, то есть до начала 2011-2012 учебного года.
Согласно ч. 1 ст. 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено данным кодексом и (или) законом (решением) о бюджете.
Исходя из данных положений законодательства, заслуживают внимания и доводы кассационной жалобы о недоказанности прокурором того обстоятельства, что предъявляемая им сумма на приобретение учебников не будет перечислена в течение текущего финансового года, поскольку субвенции перечисляются Баевскому району ежемесячно равными долями в течение всего финансового года по 31 декабря включительно.
Не учтена судом первой инстанции и возможность внесения изменений в закон Алтайского края «О краевом бюджете на 2011 год и на плановый период 2012-2013 годов» в части увеличения рассматриваемой субвенции в течение текущего финансового года.
Кроме того, в силу ст. 11 закона Алтайского края от 03.12.2004 г. № 54-ЗС «Об образовании в Алтайском крае» объем средств, выделяемых местным бюджетам в виде субвенций из краевого бюджета в соответствии с пунктом 5 статьи 8 настоящего Закона, определяется в соответствии с нормативами, рассчитанными с учетом численности обучающихся, числа педагогических работников, штатной численности, действующей системы оплаты труда, типа и вида образовательного учреждения, а также на иной основе. Субвенции зачисляются на счета местных бюджетов в установленном для исполнения краевого бюджета порядке, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. Порядок учета и расходования средств на предоставление субвенций, отчетности и контроля за расходованием средств устанавливается Администрацией Алтайского края.
Из приведенных выше положений закона следует, что субвенции выделяются местным бюджетам, при этом обязанность по выделению денежных средств для конкретного бюджетного учреждения, расположенного на территории муниципального образования, у органов государственной власти отсутствует.
Поэтому оснований для возложения непосредственно на комитет по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Алтайского края обязанности по выделению денежных средств на приобретение учебников для образовательного учреждения «Баевская муниципальная начальная общеобразовательная школа» у суда не имелось.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В данном случае прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц в целях восстановления права на получение бесплатного общего образования.
Вместе с тем, принимая решение о возложении на комитет по финансам, кредитной и налоговой политике администрации Алтайского края обязанности выделить за счет средств казны субъекта Российской Федерации в бюджет муниципального района «Баевский район» денежные средства в сумме рублей на приобретение учебников на 2011- 2012 учебный год для образовательного учреждения «Баевская муниципальная начальная общеобразовательная школа», суд фактически восстанавливает права юридического лица - образовательного учреждения «Баевская муниципальная начальная общеобразовательная школа» на ведение образовательного процесса, разрешив, по сути, спор о недофинансировании бюджетного учреждения.
При таких обстоятельствах решение суда в части удовлетворения исковых требований не может быть признано законным и подлежит отмене.
Поскольку все обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены, судебная коллегия считает возможным принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурора к Управлению Алтайского края по образованию и делам молодежи, комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края, образовательному учреждению «Баевская муниципальная начальная общеобразовательная школа» о возложении обязанности по выделению денежных средств на приобретение учебников на 2011-2012 учебный год для образовательного учреждения «Баевская муниципальная начальная общеобразовательная школа» отказать.
Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Баевского районного суда Алтайского края от 12 июля 2011 года в части удовлетворения исковых требований отменить и принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурора Баевского района в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Алтайского края по образованию и делам молодежи, комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края, образовательному учреждению «Баевская муниципальная начальная общеобразовательная школа» о возложении обязанности по выделению денежных средств на приобретение учебников на 2011-2012 учебный год для образовательного учреждения «Баевская муниципальная начальная общеобразовательная школа» отказать.
Председательствующий
Судьи