Иркутский областной суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Иркутский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Судья Тройнина С.С.
Судья-докладчик Николаева Т.В. По делу № 33-7794/12
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 сентября 2012 года
г. Иркутск
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе: председательствующего судьи Быковой А.В.,
судей: Скубиевой И.В., Николаевой Т.В.,
при секретаре Банзаракцаевой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Ангарска в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу "ВБД", "М" филиалу ОАО "ВБД" о создании или выделении рабочих мест для инвалидов,
по апелляционной жалобе открытого акционерного общества "ВБД" на решение Ангарского городского суда Иркутской области от 05 июля 2012 года,
УСТАНОВИЛА:
В обоснование исковых требований, заявленных в защиту интересов неопределенного круга лиц, прокурор города Ангарска указал, что прокуратурой г. Ангарска на основании информации ОГКУ «Центр занятости населения г. Ангарска» проведена проверка по исполнению учреждениями и организациями, осуществляющими производственную деятельность на территории Ангарского муниципального образования, законодательства о социальной защите и трудовой занятости инвалидов. В ходе проверки установлено, что "М" филиал ОАО "ВБД" не выполняется квота для приема на работу инвалидов "Дата обезличена" и с января по апрель 2012 года, установленная ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», п. 2 ст. 2 Закона Иркутской области № 27-03 от 29.05.2009 «Об отдельных вопросах квотирования рабочих мест для инвалидов в Иркутской области» в размере 3 процентов к среднесписочной численности работников. На основании Устава ОАО «ВБД», общество является юридическим лицом, основная цель общества – извлечение прибыли. Общество может создавать свои филиалы и открывать представительства на территории РФ. Обществом создан филиал в "Адрес обезличен", полное наименование» "М" филиал ОАО "ВБД". Филиалы не являются юридическими лицами, осуществляют свою деятельность от имени общества. "М" филиал ОАО «ВБД» является территориально обособленным структурным подразделением, расположенным вне места нахождения компании и осуществляющим ее функции. Руководство оперативной деятельностью филиала осуществляет руководитель филиала – директор, который назначается на должность генеральным директором компании. Директором филиала является Д. Среднесписочная численность работников филиала за "Дата обезличена" составляла 124 единицы, за период "Дата обезличена" колеблется в пределах 120-129 человек, квотированию для приема инвалидов подлежит 3% или 3 рабочих места. Из информации доверенного лица от имени ОАО «ВБД» следует, что вакансии для приема на работу в филиал имеются. Возможность трудоустройства инвалидов у "М" филиала ОАО «ВБД» отсутствует, так как производственный технологический процесс сопряжен со многими вредными факторами и требует специальной квалификации сотрудников.
На основании изложенного, прокурор города Ангарска просил суд обязать ответчика создать или выделить в "М" филиале ОАО «ВБД» рабочие места для инвалидов в соответствии с установленной Законом Иркутской области от 29 мая 2009 года № 27-оз «Об отдельных вопросах квотирования рабочих мест для инвалидов в Иркутской области» квотой в размере 3% от среднесписочной численности работников.
В судебном заседании помощник прокурора Хмелюк Д.А. исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении поддержала.
Представитель ответчика ФИО1 в судебном заседании иск прокурора не признала.
Решением Ангарского городского суда Иркутской области от 05 июля 2012 года исковые требования прокурора города Ангарска в интересах неопределенного круга лиц удовлетворены.
На Открытое акционерное общество "ВБД" возложена обязанность по созданию или выделению рабочих мест для инвалидов в "М" филиале ОАО "ВБД" в соответствии с Законом Иркутской области от 29.05.2009 года № 27-оз «Об отдельных вопросах квотирования рабочих мест для инвалидов в Иркутской области» в размере 3 процентов к среднесписочной численности работников.
В апелляционной жалобе представитель ОАО "ВБД" ФИО1 ставит вопрос об отмене судебного решения, указав в обоснование доводов жалобы на то, что суд, удовлетворяя исковые требования прокурора, не учел тот факт, что "М" филиал ОАО "ВБД" не является организацией, для которой устанавливается квота для приема на работу инвалидов, а является обособленным подразделением организации, не являющимся юридическим лицом, то есть не обладающим самостоятельным правовым статусом, который не может от своего имени иметь права и исполнять обязанности. "М" филиал ОАО "ВБД" не является работодателем, все сотрудники филиала, расположенного в "Адрес обезличен", трудоустроены в ОАО «"ВБД", зарегистрированного в "Адрес обезличен", где Общество и исполняет обязанность по квотированию рабочих мест для инвалидов, установленную Федеральным Законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также Законом г. Москвы «О квотировании рабочих мест».
В письменных возражениях на апелляционную жалобу прокурор г. Ангарска Хмелюк Д.А. просит судебное решение оставить без изменения, жалобу представителя ответчика – без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Николаевой Т.В., пояснения представителя ответчика ОАО "ВБД" ФИО1, настаивавшей на доводах апелляционной жалобы, прокурора Румянцевой А.А., возражавшей против её удовлетворения, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В ходе рассмотрения настоящего спора судом было установлено, что "М" филиал ОАО "ВБД", является территориально обособленным структурным подразделением компании, расположенным вне места ее нахождения "Адрес обезличен" и осуществляющим все ее функции, в том числе функции представительства. Среднесписочная численность работников филиала за "Дата обезличена" составляла 124 единицы, за период "Дата обезличена" колеблется в пределах 120-129 человек. Квота для приема инвалидов в указанный период времени составляет 3 человека, однако сведения об инвалидах, принятых на работу на квотируемые рабочие места для инвалидов отсутствует. Квота для приема на работу инвалидов не исполнялась "М" филиалом ОАО "ВБД" в течение "Дата обезличена", в связи с чем, центром занятости в адрес организации было направлено письмо о необходимости выполнения требований закона в этой части.
Изложенные обстоятельства подтверждаются материалами дела и ничем не опровергнуты.
Согласно ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Инвалиды, как лица ограниченные в трудоспособности и жизнедеятельности, нуждаются в создании условий для повышения их конкурентоспособности, реализации права на образование, в облегчении условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации.
Гарантии реализации этих возможностей закреплены в ст. 20 ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», согласно которой инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда, в число которых входит установление в организациях независимо от форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов.
Квота для приема на работу инвалидов устанавливается ст. 21 вышеназванного Федерального закона, согласно которой организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
В силу п. 2 ст. 2 Закона Иркутской области № 27-оз от 29.05.2009 «Об отдельных вопросах квотирования рабочих мест для инвалидов в Иркутской области» установлена квота для коммерческих организаций: в размере 3 процентов к списочной численности работников.
Разрешая спор, суд первой инстанции, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, и с учетом требований вышеуказанных норм закона, правомерно пришел к выводу об обязании ответчика ОАО "ВБД" создать или выделить рабочие места в "М" филиале ОАО "ВБД" для трудоустройства инвалидов, поскольку в ходе рассмотрения дела было установлено, что ответчик не исполняет обязанность по исполнению требований п. 1 ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в части создания или выделения рабочих мест для трудоустройства инвалидов, количество которых, исходя из представленной численности работающих на сегодняшний день в "М" филиале ОАО "ВБД", должно соответствовать 3 (3%), что нарушает права неопределенного круга инвалидов Иркутской области на трудоустройство в "М" филиал ОАО "ВБД".
Доводы представителя ответчика о необоснованном возложении обязанности по квотированию рабочих мест для инвалидов на филиал юридического лица, не принимаются во внимание судебной коллегией, поскольку обязанность по квотированию рабочих мест для инвалидов в Иркутской области в расположенном на территории Иркутской области филиале ОАО "ВБД" возложена судом на само юридическое лицо, что соответствует требованиям, ч.2 ст. 22, п. 1 ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ч.ч. 1 и 2 ст. 13 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", Закона Иркутской области № 27-оз от 29.05.2009 «Об отдельных вопросах квотирования рабочих мест для инвалидов в Иркутской области» и отвечает государственной политике занятости населения, реализованной в данных законах, направленной на соблюдение установленной квоты для трудоустройства инвалидов в соответствующих регионах.
При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы заявителя не принимаются во внимание судебной коллегий, так как они основаны на ином истолковании норм действующего законодательства, переоценку собранных по делу доказательств и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Суд, учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, правильно разрешил возникший спор и пришел к обоснованному выводу о том, что создание, выделение рабочих мест для трудоустройства инвалидов является обязанностью работодателя, который нарушил данные требования закона, а также нарушил основные конституционные гарантии трудовой занятости, предоставляемые инвалидам органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.
Учитывая, что нарушений норм материального и процессуального права, в том числе и тех, на которые ссылается заявитель апелляционной жалобы, судом первой инстанции не допущено, решение суда является законным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ангарского городского суда Иркутской области от 05 июля 2012 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
А.В. Быкова
Судьи:
И.В. Скубиева
Т.В. Николаева