Судья Рыпчук О.В. Дело № 33-7803
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
3 сентября 2015 года город Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Светловой С.Е.
судей Пилипенко Е.В., Украинцевой С.Н.
при секретаре Сылко Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Хорольского района Приморского края в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Хорольского муниципального района Приморского края по апелляционной жалобе администрации Хорольского муниципального района на решение Хорольского районного суда Приморского края от 15 июня 2015 года, которым заявление прокурора удовлетворено, признано незаконным бездействие администрации Хорольского муниципального района Приморского края, выраженное в не принятии мер по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной в районе общежития по <адрес>, суд обязал администрацию Хорольского муниципального района Приморского края ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в районе общежития по <адрес> в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Украинцевой С.Н., возражения прокурора Н.Ф.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
прокурор Хорольского района Приморского края обратился в суд с названным заявлением, указав, что ДД.ММ.ГГГГ в ходе проверки исполнения законодательства об отходах производства и потребления установлено, что в районе общежития по <адрес> находится несанкционированная свалка твердых бытовых отходов, состоящая из стеклянной и пластиковой тары, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Поскольку на администрации Хорольского муниципального района лежит обязанность по организации сбора твердых бытовых отходов, с ее стороны имеется бездействие в виде не исполнения законодательства об охране окружающей среды. Просил признать незаконным бездействие администрации Хорольского муниципального района в части непринятия мер по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной в районе общежития по <адрес> производстве, обязать администрацию Хорольского муниципального района ликвидировать указанную свалку в течение 3 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
Судом первой инстанции к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Хорольского сельского поселения Хорольского муниципального района.
Дело рассмотрено в отсутствие заявителя в соответствии с частями 3, 4 статьи 167 ГПК РФ.
Представитель администрации Хорольского муниципального района в судебном заседании возражал против удовлетворения требований, из письменного отзыва следует, что обязанность администрации сводится только к вывозу мусора, находящегося в контейнерах и на территории мест сбора и вывоза твердых бытовых отходов.
Представитель администрации Хорольского сельского поселения в судебном заседании поддержал заявленные прокурором требования, полагая, что данный вопрос относится к предмету ведения муниципального района, к тому же земельный участок, на котором расположены общежитие и теплотрасса, вблизи которых находится свалка, является собственностью района.
Судом постановлено вышеназванное решение, с которым не согласился представитель администрации Хорольского муниципального района, в апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права, поскольку прокурором неправильно определен субъект бездействия.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления со стороны администрации Хорольского муниципального района. В результате проверки выявлена несанкционированная свалка в районе общежития по <адрес>.
Судом первой инстанции установлено, что земельный участок, на котором расположена несанкционированная свалка, относится к муниципальным землям, собственность на которые не разграничена, в пользование либо владение гражданам, организациям земельный участок не передавался.
Из материалов дела следует, что в соответствии с Перечнем предприятий, учреждений, иного имущества, передаваемых из муниципальной собственности Хорольского сельского поселения в муниципальную собственность Хорольскому муниципальному району, согласованным Постановлением главы Хорольского сельского поселения 2 сентября 2014 года, Решением муниципального комитета Хорольского сельского поселения 3 сентября 2014 года, Постановлением главы Хорольского муниципального района 24 ноября 2014 года, Решением Думы Хорольского муниципального района 3 декабря 2014 года, здание котельной № и трубопровод тепловых сетей от котельной № 8, расположенные в районе <адрес>, а так же общежитие по адресу: <адрес> муниципального района.
Из Положения об организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в Хорольском муниципальном районе, утвержденным рушением Думы Хорольского муниципального района 5 декабря 2014 года, следует, что с 1 января 2015 года организация своевременного сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к компетенции Хорольского муниципального района, действие указанного положения не распространяется только на территорию Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района.
Согласно пункту 10 указанного Положения финансирование расходов по организации сбора, хранения, вывоза и размещения бытовых отходов осуществляется за счет собственников, финансирование расходов по организации сбора, хранения, вывоза и размещения бытовых отходов, собственниками которых являются Хорольский муниципальный район, осуществляется за счет бюджета Хорольского муниципального района.
В соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 14, подпунктом 14 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения, а организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов - к вопросам местного значения муниципального района.
Пунктом. 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 N 607-ст) отражено, что собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. В примечании к п. 7.8 ГОСТа 30772-2001сказано, что в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что обязанность по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной в районе общежития по <адрес> лежит на администрации Хорольского муниципального района, решение суда является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к прежней правовой позиции, которой дана оценка в мотивировочной части решения.
Руководствуясь статьями 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Хорольского районного суда Приморского края от 15 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Хорольского муниципального района – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи