Судья Аммосов Н.Г. Дело № 33-800/12
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Якутск 5 марта 2012 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего Румянцевой Т.Г., судей Осиповой А.А., Сыреновой С.Н., с участием прокурора Самойловой В.В., при секретаре Комюстюровой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя ответчика Герасимова А.З. на решение Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) от 30 ноября 2011 года, которым по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора Ленского района РС (Я) в интересах Ф. к Казне Республики Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия) и администрации муниципального образования «Ленский район» о взыскании субвенции для приобретения жилья и предоставлении жилья,
п о с т а н о в л е н о:
Исковое заявление Прокурора Ленского района Республики Саха (Якутия) удовлетворить.
Взыскать с казны Республики Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия) субвенцию в пользу муниципального образования «Ленский район» сумму субвенции в размере ******** (********) рублей.
Министерству финансов Республики Саха (Якутия) перечислить на расчетный счет муниципального образования «Ленский район» сумму субвенции в размере ******** (********) рублей в течение трех месяцев.
Обязать муниципальное образование «Ленский район» с момента получения субвенции, предоставить отдельное жилое помещение Ф. площадью не менее 32 кв.м.
Заслушав доклад судьи Сыреновой С.Н., пояснение представителя Министерства финансов Республики Саха (Якутия) Дранаеву Е.А., заключение прокурора Самойловой В.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Прокурор Ленского района в интересах Ф. обратился в суд с иском к Казне Республики Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия) и администрации муниципального образования «Ленский район» о взыскании субвенции в размере ******** руб. в пользу МО «Ленский район» на приобретение жилья площадью не менее 32 кв.м., из расчета рыночной стоимости одного квадратного метра 34 170 руб., перечислении указанной суммы на расчетный счет МО «Ленский район» в течение 3 месяцев, о возложении обязанности на МО «Ленский район» с момента получения субвенции предоставить Ф. отдельное жилое помещение площадью не менее 32 кв.м.
Заявленные требования прокурор мотивировал тем, что Ф. является сиротой, с _______ года состоит на учете как нуждающийся в обеспечении жилым помещением, однако до настоящего времени ему жилое помещение не предоставлено, чем нарушены его конституционные права на жилище и требования федерального законодательства,
Судом вынесено вышеуказанное решение.
Не согласившись с решением суда, представитель ответчика Министерства финансов РС (Я) обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований о взыскании субвенции с Казны Республики Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия), ввиду нарушения норм материального права, поскольку обязанность по обеспечению вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возложена на органы местного самоуправления; Министерство финансов Республики Саха (Якутия) не несет непосредственно обязательств перед конкретными субъектами по обеспечению жильем, и, соответственно, не может являться ответчиком по факту длительного не предоставления жилого помещения; причины не предоставления жилого помещения указанным категориям лиц связаны с бюджетными правоотношениями, участниками которых указанные лица не являются и взыскание с государственного органа субвенции на приобретение конкретному лицу жилья затрагивает бюджетные правоотношения.
Дело рассматривается в кассационном порядке, так как в соответствии со ст. 2 Федерального закона «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» апелляционные, кассационные и надзорные жалобы и представления прокурора, не рассмотренные на день вступления в силу настоящего Федерального закона (01.01.2012 г.), рассматриваются по правилам, действовавшим на день их подачи в суд соответствующей инстанции. Кассационная жалоба подана 28 декабря 2011 года.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене с вынесением нового решения по следующим основаниям.
Судом правильно установлено, что Ф. имеет право на предоставление жилого помещения в силу п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», поскольку относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете, как нуждающийся в обеспечении жилым помещением, не имеет закрепленного за ним жилого помещения.
Вместе с тем, суд, удовлетворяя исковые требования прокурора, взыскивая с Казны Республики Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия) в пользу муниципального района «Ленский район» субвенцию на приобретение жилого помещения Ф., исходил из того, что имуществом, предназначенным для восполнения нарушенных прав по исковым требованиям являются средства соответствующего бюджета, составляющие казну Республики Саха (Якутия).
Между тем, с таким выводом суда согласиться нельзя.
В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети указанных категорий, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно п. 6 ст. 1 Закона Республики Саха (Якутия) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» государственные полномочия по обеспечению детей указанных категорий жилыми помещениями переданы органам местного самоуправления.
В соответствии с ч. 5 ст. 6 Закона Республики Саха (Якутия) «О порядке предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» дети указанных категорий в момент наступления права на жилую площадь обеспечиваются жилыми помещениями государственного жилищного фонда Республики Саха (Якутия), предоставляемыми органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия), или жилыми помещениями муниципального жилищного фонда, предоставляемыми органами местного самоуправления в случае наделения их отдельными государственными полномочиями по договорам социального найма.
В силу ч. 5 ст. 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Таким образом, обязанность по обеспечению вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления, в данном случае на муниципальный район «Ленский район».
Согласно Правилам предоставления субсидий из федерального бюджета в целях софинансирования расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года № 1203, субсидии предоставляются из средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке на соответствующий финансовый год.
В соответствии с Положением «О порядке предоставления субвенций органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа», утвержденного Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 августа 2010 года № 397, субвенции предоставляются органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Перечень участников бюджетного процесса приведен в ст. 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Физические лица в этом перечне не указаны, в связи с чем дети-сироты не являются участниками бюджетного процесса.
В соответствии со ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, составление, утверждение и ведение бюджетной росписи, распределение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств отнесены к полномочиям Главного бюджетного распорядителя, именно Главный бюджетный распорядитель обладает бюджетными полномочиями по внесению предложений по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств и внесению предложений по формированию и изменению сводной бюджетной росписи.
В связи с этим, размеры межбюджетных трансфертов не могут быть изменены по требованию физического лица, не являющегося участником бюджетного процесса, поскольку действующее законодательство Российской Федерации не наделяет физические лица какими-либо бюджетными полномочиями.
При таких обстоятельствах суд неправильно применил норму материального права, а потому решение суда не может быть признано законным, обоснованным и оно подлежит отмене.
В связи с тем, что суд правильно установил обстоятельства дела, но неправильно применил норму материального права, судебная коллегия находит возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора Ленского района о взыскании с Казны Республики Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия) субвенции на приобретение жилья Ф. в пользу муниципального района «Ленский район» и вынести новое решение о возложении обязанности на муниципальное образование «Ленский район» предоставить Ф. в соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и ч.5 ст.6 Закона Республики Саха (Якутия) от 31.03.2005 225-З № 457-III «О порядке предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в Республике Саха (Якутия)» жилое помещение, общей площадью от 24 до 38 квадратных метров, отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и степени благоустройства, определенной МО «Ленский район».
Так, согласно ч. 6 ст. 6 Закона Республики Саха (Якутия) «О порядке предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в Республике Саха (Якутия)» от 31.03.2005 г. с изменениями, внесенными Законом РС (Я) от 10.11.2011 г., жилье детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляется в виде изолированного жилого помещения (жилого дома или квартиры) общей площадью от 24 до 38 квадратных метров, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и степени благоустройства, определенной органом местного самоуправления, осуществившим принятие на учет лиц данной категории в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) от 30 ноября 2011 года по данному делу отменить, принять новое решение.
В удовлетворении исковых требований прокурора Ленского района Республики Саха (Якутия) в интересах Ф. к Казне Республики Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия) и администрации муниципального образования «Ленский район» о взыскании субвенции для приобретения жилья и предоставлении жилья, отказать.
Обязать муниципальное образование «Ленский район» предоставить Ф. жилое помещение общей площадью от 24 до 38 кв.м., отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и степени благоустройства, определенной МО «Ленский район».
Председательствующий: Румянцева Т. Г.
Судьи: Осипова А.А.
Сыренова С.Н.