ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-8310 от 18.08.2010 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья Вельмина И.Н                                                       №  33-  8310

                                                       О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

  18 августа 2010 года, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего Шуликиной С.М.  

Судей Марушко Л.А., Пискуновой М.В.  

при секретаре Чирковой И.Н.

с участием прокурора Хуснутдиновой А.Р.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационным жалобам Администрации г.о.Самара, Департамента образования Администрации г.о.Самара на решение Железнодорожного районного суда г. Самары от 29 июня 2010 года, которым постановлено:

«Обязать Администрацию г.о. Самара, Департамент образования администрации г.о. Самара, Муниципальное образовательное учреждение общеобразовательную школу-интернат № 6 среднего (полного) общего образования г.о. Самара провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения состояния здания образовательного учреждения в соответствие с действующим законодательством, а именно: разработать в соответствии с ГОСТ Р 12.2.143-2002 планы эвакуации людей в случае пожара и выполнить в фотолюминесцентном исполнении; установить противопожарный люк (аварийный выход в чердачное помещение) с пределом огнестойкости не ниже ИЗО; оборудовать второй эвакуационный выход из столовой, где одновременно пребывает более 50 чел; запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать людям, находящимся внутри здания (сооружения), возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа; обеспечить вывод сигналов о срабатывании пожарной сигнализации по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим способом на ЦУС Государственной противопожарной службы. »

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Шуликиной С.М., объяснения представителей Администрации г.о. Самара Чебановой С.В., Департамент образования администрации г.о. Самара – Ботанова А.А. в поддержание кассационных жалоб, возражения на жалобу директора МОУ школа- интерна№6- Смагина Н.В., заключение прокурора Хуснутдиновой А.Р. полагавшего решение суда законным, судебная коллегия

                                                У с т а н о в и л а 

 Прокурор Железнодорожного района г.Самара обратился в интересах неопределенного круга лиц к МДОУ № 6, Администрации г.о.Самара, Департаменту образования г.о.Самара о признании бездействия незаконными, возложения обязанности устранить нарушения требований законодательства о противопожарной безопасности, ссылаясь на то, что Прокуратурой Железнодорожного района г.Самара в связи с поручением прокуратуры Самарской области проверено соблюдение МДОУ № 6, законодательства об образовании, в ходе проверки было установлено, что МДОУ № 6, осуществляет свою деятельность без лицензии. Основной причиной осуществления образовательной деятельности без лицензии является отсутствие положительного заключения органа государственного пожарного надзора вследствие ряда нарушений норм и правил пожарной безопасности, допущенных в учреждении. Проверкой в школе-интернате № 6 выявлены нарушения требований Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313, Закона РФ «Об образовании», поскольку в нарушение требований Правил пожарной безопасности в здании образовательного учреждения: не разработаны в соответствии с ГОСТ Р 12.2.143-2002 планы эвакуации людей в случае пожара и не выполнены в фотолюминесцентном исполнении (нарушение: ГОСТ Р 12.2.143-2002);допускается применение горючих материалов для отделки стен на путях эвакуации (нарушение ППБ 01-03 п.53);отсутствует противопожарный люк (аварийный выход в чердачное помещение) с пределом огнестойкости не ниже Е1 30 (нарушение СНиП 21-01-97 п.5.14 табл.2);отсутствует второй эвакуационный выход из столовой, где одновременно пребывает более 50 чел. (нарушение СНиП 21-01-97 п.6.12 ); двери эвакуационных выходов из помещений не оборудованы приспособлениями для самозакрывания (нарушение СНиП 21-01-97 п.6.18 ); допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями),предусмотренными конструкцией светильника (нарушение ППБ 01-03 п.60);отсутствует подача воды в систему противопожарного водопровода спального корпуса(нарушение ППБ 01-03 п.89);запоры на дверях эвакуационных выходов не обеспечивают людям, находящимся внутри здания (сооружения), возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа

(нарушение ППБ 01-03 п. 52); не обеспечен вывод сигналов о срабатывании пожарной сигнализации по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим способом на ЦУС (телефон «01 «Государственной противопожарной службы (нарушение НПБ 88-01 п. 13.4);не произведена проверка системы внутреннего противопожарного водопровода с составлением акта (нарушение ППБ 01-03 п.89); допускается хранение под лестничным маршем горючих материалов (нарушение ППБ 01-03 п.40), поскольку ряд нарушений к рассмотрению данного дела были устранены, прокурор просил суд обязать администрацию г.о. Самара, Департамент образования администрации г.о. Самара, Муниципальное образовательное учреждение общеобразовательную школу-интернат № 6 среднего (полного) общего образования г.о. Самара провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения состояния здания образовательного учреждения в соответствие с действующим законодательством, а именно: разработать в соответствии с ГОСТ Р 12.2.143-2002 планы эвакуации людей в случае пожара и выполнить в фотолюминесцентном исполнении; установить противопожарный люк (аварийный выход в чердачное помещение) с пределом огнестойкости не ниже Е130; оборудовать второй эвакуационный выход из столовой, где одновременно пребывает более 50 чел; запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать людям, находящимся внутри здания (сооружения), возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа; обеспечить вывод сигналов о срабатывании пожарной сигнализации по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим способом на ЦУС Государственной противопожарной службы.

Судом постановлено выше указанное решение.

В кассационных жалобах Администрации г.о.Самара, Администрации г.о.Самара Департамент образования просят данное решение отменить, считают его неправильным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда. 

Судом установлено, что школа-интернат №,6 в нарушение ч. 3 ст. 49 ГК РФ, ч.6 ст. ЗЗ Закона РФ от 10.07.92 №3266-1 «Об образовании» осуществляет образовательную деятельность без лицензии.Основной причиной осуществления образовательной деятельности без лицензии является отсутствие положительного заключения органа государственного пожарного надзора вследствие ряда нарушений норм и правил пожарной безопасности, допущенных в учреждении.

Как видно из материалов дела, в ходе проверки в школе-интернате № 6 были выявлены нарушения требований Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313, Закона РФ «Об образовании».

Согласно Акта проверки были установлены следующие нарушений правил пожарной безопасности, так в здании образовательного учреждения: не разработаны в соответствии с ГОСТ Р 12.2.143-2002 планы эвакуации людей в случае пожара и не выполнены в фотолюминесцентном исполнении (нарушение: ГОСТ Р 12.2.143-2002);допускается применение горючих материалов для отделки стен на путях эвакуации (нарушение ППБ 01-03 п.53);отсутствует противопожарный люк (аварийный выход в чердачное помещение) с пределом огнестойкости не ниже Е1 30 (нарушение СНиП 21-01-97 п.5.14 табл.2);отсутствует второй эвакуационный выход из столовой, где одновременно пребывает более 50 чел. (нарушение СНиП 21-01-97 п.6.12 );двери эвакуационных выходов из помещений не оборудованы приспособлениями для самозакрывания (нарушение СНиП 21-01-97 п.6.18 ); допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками рассеивателями),предусмотренными конструкцией светильника (нарушение ППБ 01-03 п.60); отсутствует подача воды в систему противопожарного водопровода спального корпуса(нарушение ППБ 01-03 п.89); запоры на дверях эвакуационных выходов не обеспечивают людям, находящимся внутри здания (сооружения), возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа (нарушение ППБ 01-03 п.52); не обеспечен вывод сигналов о срабатывании пожарной сигнализации по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим способом на ЦУС (телефон «01 «Государственной противопожарной службы (нарушение НПБ 88-01 п. 13.4) ;не произведена проверка системы внутреннего противопожарного водопровода с составлением акта (нарушение ППБ 01-03 п.89); допускается хранение под лестничным маршем горючих материалов (нарушение ППБ 01-03 п.40).

Согласно ст. 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:  собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

В соответствии со ст. 51 Закона РФ «Об образовании», образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Принимая во внимание вышеизложенное и установленное, суд пришел к обоснованному выводу о том, что система противопожарной защиты здания школы-интерната № 6 не позволяет гарантировать требуемый уровень безопасности как для самого здания, так и для находящихся в нем учащихся, преподавателей, лиц, случайно оказавшихся в школе-интернате, а также поблизости.

Установлено, что источником формирования финансовых ресурсов школы-интерната № 6 являются бюджетные средства, внебюджетные средства и иные источники в соответствии с законодательством РФ.

Статьей 31 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Статья 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» относит к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений.

В силу ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Судом установлено, что непосредственное составление проекта бюджета г.о.Самара с учетом заявок получателей бюджетных средств осуществляет финансовый орган Администрации г.о.Самара. Департамент образования администрации г.о.Самара, который в силу п. 1.1. Положения о Департаменте образования администрации г.о.Самара, является отраслевым функциональным органом администрации г.о.Самара, прогнозирует потребности в капитальном строительстве, реконструкции и ремонте зданий и сооружений образовательного учреждения.

Безопасность образовательного учреждения включает все виды безопасности, содержащихся в законе РФ « О техническом регулировании»  и в первую очередь, пожарную безопасность, взрывобезопасность, безопасность, связанную с техническим состоянием среды обитания.

Безопасность достигается проведением единой политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического и организационного характера.

Среди различных видов безопасности для образовательных учреждений приоритетными являются пожарная, электрическая и техническая безопасность. Все они взаимосвязаны и их обеспечение должно решаться согласно законодательным и нормативным актам Российской Федерации.

Суд выслушав доводы сторон, установил, что выявленные в школе-интернате № 6 нарушения пожарной безопасности допускаются продолжительное время, состояние противопожарной безопасности образовательного учреждения является объектом контроля ОГПН района, поэтому суд правильно сослался на то, что ответчики неоднократно имели возможность выделить средства на устранение нарушений противопожарного законодательства.

Установлено, что без привлечения дополнительных средств школа-интернат № 6 самостоятельно не имеет возможности устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности из-за отсутствия денежных средств на противопожарные мероприятия.

Принимая во внимание вышеизложенное и установленное, учитывая, что ряд нарушений ответчиком устранены добровольно, суд правильно обязал администрацию г.о. Самара, Департамент образования администрации г.о. Самара, Муниципальное образовательное учреждение общеобразовательную школу-интернат № 6 среднего (полного) общего образования г.о. Самара провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения состояния здания образовательного учреждения в соответствие с действующим законодательством, а именно: разработать в соответствии с ГОСТ Р 12.2.143-2002 планы эвакуации людей в случае пожара и выполнить в фотолюминесцентном исполнении; установить противопожарный люк (аварийный выход в чердачное помещение) с пределом огнестойкости не ниже ИЗО; оборудовать второй эвакуационный выход из столовой, где одновременно пребывает более 50 чел; запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать людям, находящимся внутри здания (сооружения), возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа; обеспечить вывод сигналов о срабатывании пожарной сигнализации по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим способом на ЦУС Государственной противопожарной службы.

 Доводы жалобы о том, что суд постановил незаконное решение, не могут служить основанием к отмене правильного решения суда, поскольку суд исследовал все обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку. Спор разрешен в соответствии с действующим законодательством. Материальный и процессуальный закон судом применен правильно.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

                                                    О П Р Е Д Е Л И Л А 

Решение Железнодорожного районного суда г. Самары от 29 июня 2010 года оставить без изменения, кассационные жалобы      -  без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи