ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-8356/12 от 11.10.2012 Иркутского областного суда (Иркутская область)

                                                                                    Иркутский областной суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                       Вернуться назад                                                                                               

                                    Иркутский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Судья Шевчук Л.В.

Судья-докладчик Быкова Н.А. по делу № 33-8356/12

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 октября 2012 года г.Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

председательствующего Зубковой Е.Ю.,

судей Бадлуевой Е.Б. и Быковой Н.А.,

при секретаре Макаровой С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Тулунского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации  муниципального образования о признании незаконным бездействия, обязании размещать информацию о деятельности администрации и Думы  муниципального образования в сети «Интернет», принять нормативно-правовой акт, регулирующий порядок доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления Октябрьского муниципального образования,

по апелляционной жалобе администрации  муниципального образования на решение Тулунского городского суда Иркутской области от 02 июля 2012 года,

УСТАНОВИЛА:

Тулунский межрайонный прокурор, обратившись в суд с иском к администрации  муниципального образования о признании незаконным бездействия, обязании размещать информацию о деятельности администрации и Думы  муниципального образования в сети «Интернет», принять нормативно-правовой акт, регулирующий порядок доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления  муниципального образования, в обоснование указал, что в результате проведенной проверки исполнения законов об обеспечении конституционного права граждан на доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления, в администрации  муниципального образования (далее – Администрация) было установлено, что информация о своей деятельности Администрацией и Думой  муниципального образования в сети «Интернет» не размещается, муниципальный правовой акт, осуществляющий правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, не принят. Бездействием Администрации нарушаются права неопределенного круга лиц на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. Кроме того, бездействием Администрации нарушаются права граждан на открытость и доступность информации о деятельности органов местного самоуправления, свободу поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности органов местного самоуправления, закрепленные ст.4 Федерального закона от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

Просил суд признать незаконным бездействие Администрации по не обеспечению доступа к информации о деятельности Администрации и Думы  муниципального образования в сети «Интернет»; признать незаконным бездействие Администрации по непринятию нормативного правового акта, регулирующего порядок доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления  муниципального образования; обязать Администрацию размещать информацию о деятельности Администрации и Думы  муниципального образования в сети «Интернет»; обязать Администрацию принять нормативный правовой акт, регулирующий порядок доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления  муниципального образования.

Определение суда от 02 июля 2012 года принят отказ прокурора от требований о признании незаконным бездействия Администрации по непринятию нормативного правового акта, регулирующего порядок доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления  муниципального образования; об обязании Администрации принять нормативный правовой акт, регулирующий порядок доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления  муниципального образования. Производство по делу в данной части прекращено.

Решением суда исковые требования прокурора удовлетворены.

Не согласившись с принятым решением, Администрация подала апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование жалобы указывает, что Администрацией осуществляется ежемесячное направление нормативных правовых актов в регистр муниципальных правовых актов Иркутской области, в том числе, в электронном виде, которые размещаются в сети «Интернет». На официальном сайте администрации Тулунского района размещена общая информация об органах местного самоуправления  муниципального образования. Информация о деятельности Администрации и Думы размещается на официальных стендах, а также в газете «». В силу изложенного Администрация полагает, что выводы суда являются необоснованными.

Тулунский межрайонный прокурор в письменных возражениях на апелляционную жалобу просит в ее удовлетворении отказать, оставить решение суда без изменения.

Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Быковой Н.А., мнение прокурора Дудиной В.П., изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены принятого решения.

В соответствии с п.2 ст.6 Федерального закона от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться следующими способами:

1) обнародование (опубликование) государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в средствах массовой информации;

2) размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети "Интернет";

3) размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в помещениях, занимаемых указанными органами, и в иных отведенных для этих целей местах;

4) ознакомление пользователей информацией с информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в помещениях, занимаемых указанными органами, а также через библиотечные и архивные фонды;

5) присутствие граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, на заседаниях коллегиальных государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления, а также на заседаниях коллегиальных органов государственных органов и коллегиальных органов органов местного самоуправления;

6) предоставление пользователям информацией по их запросу информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

7) другими способами, предусмотренными законами и (или) иными нормативными правовыми актами, а в отношении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления - также муниципальными правовыми актами.

В силу п.1 ст.10 названного выше Федерального закона государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть "Интернет", в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети "Интернет", указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.

Согласно п.1 ст.8 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Как видно из материалов дела и установлено судом, Тулунской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения Администрацией  муниципального образования требований Федерального закона от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

В ходе проверки установлено, что информация о своей деятельности Администрацией и Думой  муниципального образования в сети «Интернет» не размещается, муниципальный правовой акт, осуществляющий правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, не принят. Данный муниципальный правовой акт был принят Администрацией в ходе разбирательства дела в суде.

Официального сайта, электронной почты Администрации и Думы  муниципального образования в сети «Интернет» не имеется. Информация, установленная Федеральным законом № 8-ФЗ, о деятельности Администрации и Думы  муниципального образования на официальном сайте муниципального образования «Тулунский муниципальный район» в полном объеме отсутствует.

Согласно постановлению главы Администрации № 3 от 30 января 2007 года «Об учреждении средства массовой информации  сельского поселения», учреждено средство массовой информации газета «», в которой официально публикуются правовые акты главы Администрации, а также информация о деятельности Думы и Администрации.

Согласно информации от 28 мая 2012 года, представленной главой Администрации, тираж газеты «» составляет пять экземпляров. Информация о деятельности администрации поселения в 2009-2012 г.г. в сети «Интернет» не размещалась.

Согласно ч.7 ст.35 Устава муниципального образования, утвержденного решением Думы от 07 июля 2009 года № 12, Администрация осуществляет организационное, информационное, правовое, кадровое, материально-техническое обеспечение деятельности Думы, а также иные функции в соответствии с Регламентом Думы сельского поселения.

Согласно выкопировке с сайта tulunr.irkobl.ru на странице Тулунского района имеются данные о главе Администрации, его телефон, сведения о населенных пунктах, входящих в состав муниципального образования. Иные сведения отсутствуют.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд обосновано исходил из того, что учреждение Администрацией газеты тиражом лишь в 5 экземпляров не соответствует смыслу Федерального закона от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», Закона РФ от 27 декабря 1991 № 2124-1 "О средствах массовой информации", то есть Администрацией  муниципального образования не обеспечена для пользователей информации открытость и доступность информации о деятельности Администрации. Размещенная на официальном сайте Тулунского района информация о деятельности сельской администрации не отвечает требованиям, установленным ст.13 Федерального закона № 8 –ФЗ. Доказательства направления Администрацией иных сведений, предусмотренных данной статьей, для размещения на официальном сайте Тулунского района, либо на иных сайтах сети «Интернет» суду представлены не были.

Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку иной подход привел бы к ограничению доступа граждан к любой информации в любых формах и из любых источников, что возможно только в силу прямого указания закона.

Доводы жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решения суда, поскольку по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела, а также повторяют изложенную представителем ответчиком позицию, которая была предметом исследования и оценки суда первой инстанции.

Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь ст.ст.327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Тулунского городского суда Иркутской области от 02 июля 2012 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий Е.Ю.Зубкова

Судьи Е.Б.Бадлуева

Н.А. Быкова