ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-8374 от 27.09.2012 Приморского краевого суда (Приморский край)

                                                                                    Приморский краевой суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                       Вернуться назад                                                                                               

                                    Приморский краевой суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Судья Чесноков В.И. Дело № 33-8374О П Р Е Д Е Л Е Н И Е     27 сентября 2012 года город Владивосток

Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего Светловой С.Е.

судей Украинцевой С.Н. и Ильиных Е.А.

при секретаре Ким И.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ольгинского района Приморского края в интересах неопределенного круга лиц - жителей Ольгинского муниципального района и в защиту законных интересов муниципального образования - Ольгинский муниципальный район о признании недействующим решения Думы Ольгинского муниципального района № 440 от 15 мая 2007 года со дня его принятия по апелляционной жалобе председателя Думы Ольгинского муниципального района на решение Ольгинского районного суда Приморского края от 3 августа 2012 года, которым заявление удовлетворено частично: решение Думы Ольгинского муниципального района «Об утверждении Положения об условиях и порядке продажи гражданам жилых помещений, предоставленных по договорам найма (коммерческого найма) жилого помещения с правом выкупа, принадлежащих на праве собственности Ольгинскому муниципальному району» от 15 мая 2007 года № 440 признано недействующим полностью со дня вступления решения суда в законную силу.

Заслушав доклад судьи Светловой С.Е., выслушав объяснения председателя Думы Ольгинского муниципального района Короткова А.Е., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора Судницыной С.П., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

прокурор Ольгинского района обратился в суд с вышеназванным заявлением, указав, что в ходе проведенной проверки прокуратурой по обращению заместителя руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, установлено, что решение Думы Ольгинского муниципального района № 440 от 15 мая 2007 года не соответствует статье 217 Гражданского кодекса РФ, положениям Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» № 1541-1 от 4 июля 1991 года. Так в «Положении об условиях и порядке продажи гражданам жилых помещений, предоставленных по договорам найма (коммерческого найма) жилого помещения с правом выкупа, принадлежащих на праве собственности Ольгинскому муниципальному району», утвержденном Решением Думы, предусматривается возможность отчуждения муниципального имущества в собственность граждан путем купли-продажи, что не соответствует требованиям законодательства большей юридической силы. Оспариваемое решение Думы устанавливает для правоприменителя -органа местного самоуправления необоснованно широкие пределы усмотрения и возможность незаконной продажи муниципального жилищного фонда в отсутствие законодательной базы, регулирующей данные правоотношения.

В связи с тем, что оспариваемый муниципальный нормативный правовой акт устанавливает порядок продажи жилых помещений, не предусмотренный законодательством большей юридической силы, нарушаются интересы собственника жилых помещений - муниципального образования Ольгинский муниципальный район. Кроме того, положения порядка, утвержденного решением Думы, препятствуют реализации права неопределенного круга лиц - жителей Ольгинского муниципального района на бесплатную приватизацию муниципального жилого фонда. Просил суд признать решение Думы Ольгинского муниципального района «Об утверждении Положения об условиях и порядке продажи гражданам жилых помещений, предоставленных по договорам найма (коммерческого найма) жилого помещения с правом выкупа, принадлежащих на праве собственности Ольгинскому муниципальному району» от 15 мая 2007 года № 440 недействующим со дня его принятия.

Прокурор в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал.

Председатель Думы Ольгинского муниципального района Приморского края с требованиями не согласился, пояснив, что в целях рационального использования муниципального имущества, экономии средств бюджета муниципального района, а также в целях обеспечения жильем граждан, не входящих в категорию малоимущих и подлежащих получению социального жилья, и по разным причинам не имеющих права получить его, Думой муниципального района, в пределах своей компетенции, в целях реализации права собственности (продажи объектов недвижимости, принадлежащих Ольгинскому муниципальному району), в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЭ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», было принято решение об утверждении Положения об условиях и порядке продажи гражданам жилых помещений, предоставленных по договорам найма (коммерческого найма) с правом выкупа, принадлежащих на праве собственности Ольгинскому муниципальному району от 15 мая 2007 года № 440, которое действует на территории Ольгинского муниципального района и обязательно к исполнению. Органы местного самоуправления свободны в выборе способов отчуждения своего имущества, что неоднократно указывалось в решениях Конституционного Суда РФ. Федеральным законодательством, не запрещена продажа муниципального жилья. За период действия оспариваемого нормативного акта, продано более 100 квартир.

Глава Ольгинского муниципального района также не согласился с требованием прокурора.

Представитель Администрации Ольгинского муниципального района полагает, что принятие решения о признании недействующим оспариваемого нормативного правового акта, поставит вопрос об отмене решений о признании граждан, приобретших жилые помещения на основании данного нормативного акта, о признании их собственниками жилья, поскольку их право было зарегистрировано в установленном порядке.

По делу вынесено указанное решение, с которым не согласился председатель Думы, в его апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Согласно статье 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований в собственность физических и (или) юридических лиц осуществляется только способами, предусмотренными данным Федеральным законом.

Положением об условиях и порядке продажи гражданам жилых помещений, предоставленных по договорам найма (коммерческого найма) жилого помещения с правом выкупа, принадлежащих на праве собственности Ольгинскому муниципальному району, утвержденным решением Думы Ольгинского муниципального района Приморского края № 440 от 15 мая 2007 года, предусмотрен порядок продажи жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, гражданам, которым эти помещения предоставлены по договору найма (коммерческого найма).

Признавая недействующим решение Думы, суд правомерно исходил из того, что действующим законодательством не предусмотрена возможность отчуждения государственного или муниципального имущества иначе, чем в порядке приватизации.

В силу части 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт не действующим полностью со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, решение суда является законным и обоснованным.

Ссылка жалобы на постановления Конституционного Суда РФ о праве органа местного самоуправления распоряжаться принадлежащим ему имуществом, в том числе право на отчуждение муниципального жилья, предоставленного на основании договора найма, на возмездной основе, не опровергает выводов суда.

Предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации 20 декабря 2010 года являлись взаимосвязанные положения частей 2 и 3 статьи 9 Федерального закона «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в той мере, в какой ими регулируется отчуждение объектов недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности и арендуемого субъектом малого или среднего предпринимательства, по инициативе этого субъекта в порядке реализации преимущественного права на приобретение такого имущества - применительно к обязанностям органа местного самоуправления, уполномоченного на осуществление функций по приватизации имущества, находящегося в муниципальной собственности, принять соответствующие решения и совершить юридически значимые действия в обеспечение указанного права.

При этом пределы осуществления права собственности могут иметь ограничения. В данном случае, оспаривается порядок реализации муниципального жилого фонда, а не запрет на его отчуждение.

Решение суда о признании нормативного правового акта или его части после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт (часть 3 статьи 253 ГПК РФ).

В связи с тем, что решение суда не содержит указание о необходимости его опубликования в печатном издании, судебная коллегия полагает возможным дополнить резолютивную часть о публикации решения Ольгинского районного суда в печатном издании «Заветы Ленина».

Руководствуясь статьёй 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Ольгинского районного суда Приморского края от 3 августа 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Дополнить резолютивную часть решения: обязать Думу Ольгинского муниципального района опубликовать решение суда после вступления в законную силу решения в печатном издании Думы «Заветы Ленина».

Председательствующий

Судьи