КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СУД Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СУД — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Судья Юдина О.И. Дело № 33-842
ОПРЕДЕЛЕНИЕ «06» июня 2012 года
Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
Председательствующего: Гусевой Н.А.,
Судей: Болонкиной И.В., Зиновьевой О.Н.,
при секретаре: Лбовой Ю.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании частную жалобу директора департамента образования и науки Костромской области Быстряковой Т.Е. на определение Ленинского районного суда г.Костромы от 19 апреля 2012 года, которым в удовлетворении заявления департамента образования и науки Костромской области о предоставлении отсрочки исполнения решения Ленинского районного суда г.Костромы от 27 мая 2011 года в части осуществления мероприятий по финансированию мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности в областном государственном казенном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III-IV вида Костромской области, отказано.
Заслушав доклад судьи Болонкиной И.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Решением Ленинского районного суда г.Костромы от 27 мая 2011 года, вступившем в законную силу, на департамент образования и науки Костромской области возложена обязанность осуществить финансирование мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности в областном государственном казенном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III-IV вида Костромской области.
03 октября 2011 года директор департамента образования и науки Костромской области Быстрякова Т.Е. обратилась в Ленинский районный суд г.Костромы с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения вышеуказанного судебного решения сроком на один год.
Определением Ленинского районного суда г.Костромы от 14 октября 2011 года департаменту образования и науки Костромской области была предоставлена отсрочка исполнения решения суда в части осуществления мероприятий по финансированию мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности в областном государственном казенном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III-IV вида Костромской области на срок до 01 февраля 2012 года.
27 марта 2012 года директор департамента образования и науки Костромской области Быстрякова Т.Е. вновь обратилась в Ленинский районный суд г.Костромы с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда от 27 мая 2011 года сроком на один год. Заявление обосновано тем, что в учреждении проведена часть указанных в решении суда мероприятий, ряд из них через департамент финансов Костромской области ответчиком профинансирован. Однако в связи с низким уровнем финансирования образовательных учреждений, большой кредиторской задолженностью, составляющей на 1 марта 2012 года 38 805 828 руб., денежные средства для учреждения, не взирая на обращения департамента образования и науки Костромской области, выделялись департаментом финансов Костромской области в недостаточном количестве.
Судом вынесено вышеуказанное определение.
В частной жалобе директор департамента образования и науки Костромской области Быстрякова Т.Е. просит определение суда отменить как вынесенное с нарушением норм, предусмотренных ст.203 ГПК РФ. Указывает, что в связи с низким уровнем финансирования, длительностью согласования проектной документации, мероприятия по устранению нарушений требований пожарной безопасности в областном государственном казенном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III-IV вида Костромской области в полном объеме не выполнены. В настоящее время учреждением проведена часть указанных в решении суда мероприятий, ряд из них через департамент финансов Костромской области департаментом образования и науки Костромской области профинансирован. Однако в связи с отсутствием должного финансирования образовательных учреждений, большой кредиторской задолженностью, составляющей на 1 марта 2012 года 42 319 333 руб., денежных средств для учреждения, не взирая на обращения департамента образования и науки Костромской области, выделено только 700000 руб. Учреждение вновь обратилось в Свердловский районный суд г.Костромы с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда. Определением суда от 19 апреля 2012 года заявление было удовлетворено, была предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 30 августа 2012 года. Отказав в удовлетворении заявления, Ленинским районным судом г.Костромы не принято во внимание, что финансирование образовательных учреждений включает оплату платежных поручений, выставляемых образовательным учреждением, после выполнения работ (оказания услуг) в соответствии с заключенным договором и государственными контрактами.
На основании части 2 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации частная жалоба директора департамента и науки Костромской области рассмотрена без извещения лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого определения.
В соответствии со статьей 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установившей основные задачи гражданского судопроизводства, содержится норма о том, что целью гражданского судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.
В силу части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Вместе с тем при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм в соответствии со статьей 434 ГПК РФ. Такие заявления сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 203 и 208 настоящего Кодекса.
Статья 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Таким образом, отсрочка исполнения решения применима лишь в исключительных случаях, когда это связано с имущественным положением ответчика и другими заслуживающими внимание обстоятельствами. При этом суд должен исходить из целесообразности и необходимости защиты, прежде всего, интересов взыскателя.
Как усматривается из материалов дела определением Ленинского районного суда г.Костромы от 14 октября 2011 года департаменту образования и науки Костромской области была предоставлена отсрочка по исполнению указанного решения суда в части осуществления мероприятий по финансированию мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности в областном государственном казенном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III-IV вида Костромской области на срок до 01 февраля 2012 года.
Отказывая в удовлетворении повторного заявления директора департамента науки и образования Костромской области о предоставлении отсрочки, суд исходил из того, что правовые основания для предоставления отсрочки исполнения решения суда отсутствуют, непринятие своевременных мер к устранению нарушений правил и норм в области обеспечения пожарной безопасности создает угрозу жизни и здоровья граждан, находящихся в учреждении.
Принимая во внимание, что ранее департаменту образования и науки Костромской области уже предоставлялась отсрочка исполнения решения суда, в том числе и на основании аналогичных обстоятельств, и, учитывая, что решение суда длительно не исполняется, для финансирования мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности в указанном образовательном учреждении департаменту предоставлялся значительный промежуток времени, оснований не согласиться с выводом суда первой инстанции не имеется.
Само по себе затруднительное финансовое положение департамента образования и науки Костромской области и отсутствие необходимых для исполнения судебного решения денежных средств не является обстоятельством для предоставления отсрочки. Кроме того, доказательств, подтверждающих возможность реального улучшения финансового состояния по истечении периода требуемой отсрочки исполнения судебного акта, департаментом не представлено.
Предоставление отсрочки исполнения решения Ленинского районного суда г.Костромы от 27 мая 2011 года на длительный срок нарушит баланс интересов сторон, в противном случае отсрочка исполнения судебного акта может стать инструментом затягивания его реального исполнения, что будет противоречить общим целям правосудия и исполнительного производства.
Иные доводы частной жалобы не влияют на правильность и обоснованность определения суда, не содержат обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда либо опровергающих его выводы.
Нарушений норм процессуального права, которые могли бы служить основанием для отмены определения суда, судом допущено не было.
С учетом изложенного судебная коллегия не находит оснований к отмене определения суда, постановленного в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь ст. 334 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Определение Ленинского районного суда г.Костромы от 19 апреля 2012 года оставить без изменения, частную жалобу директора департамента образования и науки Костромской области Быстряковой Т.Е. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: