Главная О суде Правовая основа Документы суда Судебное делопроизводство Справочная информация Кадровое обеспечение Противодействие коррупции Судейское сообщество Суды Курганской области УСД Курганской области Медиация Пресс-служба Обращения граждан Ваше мнение о сайте
</form>
Конституционный Суд РФ
Верховный Суд РФ
Высший Арбитражный Суд РФ
Судебный департамент при Верховном Суде РФ
Официальный интернет-портал правовой информации
A A A
Просмотр документа
Судья Лукиных Л.П. Дело № 33-856/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Софиной И.М.,
судей: Литвиновой И.В., Аврамовой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Капитулиной О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 25 марта 2014 года гражданское дело по иску прокурора г. Кургана, действующего в интересах ФИО1 , к Администрации г. Кургана и Правительству Курганской области о признании постановления незаконным и возложении обязанности предоставления жилья,
по апелляционным жалобам Правительства Курганской области, Администрации г. Кургана на решение Курганского городского суда Курганской области от 18 декабря 2013 года, которым постановлено:
«Исковые требования прокурора г. Кургана, действующего в интересах ФИО1, к Администрации г. Кургана и Правительству Курганской области удовлетворить.
Признать постановление Администрации г. Кургана «Об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями» от в части отказа во включении в список ФИО1 , незаконным.
Обязать Администрацию г. Кургана включить ФИО1 , года рождения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями, под номером, соответствующим дате подачи ФИО1 заявления от
Обязать Администрацию г. Кургана предоставить ФИО1 по договору специализированного найма благоустроенное жилое помещение в черте г. Кургана, соответствующее санитарно-техническим нормам, общей площадью не менее 15 кв. м.
Обязать Правительство Курганской области профинансировать предоставление Администрацией г. Кургана жилого помещения ФИО1 .»
Заслушав доклад судьи Аврамовой Н.В., изложившей существо дела, объяснения представителя Администрации г. Кургана по доверенности ФИО2, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, мнение прокурора прокуратуры Курганской области Федоровской Н.М., полагавшей решение суда законным и обоснованным, а доводы жалоб несостоятельными, судебная коллегия
установила:
Прокурор г. Кургана, действующий в интересах ФИО1, обратился в суд с иском к Администрации г. Кургана и Правительству Курганской области о признании постановления незаконным и возложении обязанности предоставления жилья по договору найма специализированного жилого помещения. В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведения прокуратурой г. Кургана по обращению ФИО1 проверки соблюдения федерального законодательства о дополнительных гарантиях прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в части предоставления жилого помещения, было установлено, что ФИО1 относится к указанной категории лиц. В январе 2007 года ее определили под опеку к ФИО3, закрепив за истцом жилое помещение, расположенное по адресу: . В связи с тем, что данное жилое помещение принадлежало бабушке опекаемой и непригодно для проживания, Администрация Шумихинского района в июне 2008 года поставила ФИО1 на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилья во внеочередном порядке. Проживая с опекуном в г. Шумиха, ФИО1 в июне 2008 года закончила «Среднюю общеобразовательную школу № 1», в том же году поступила на обучение в ФГБОУ ВПО «Курганский государственный университет», где обучается в настоящее время, проживая с момента зачисления в общежитии университета в г. Кургане. В феврале 2011 года истец снялась с регистрации с места жительства в г. Шумиха, получив в марте 2011 года временную регистрацию в общежитии университета по адресу: , где остается зарегистрированной по месту пребывания в настоящее время. Кроме того, в феврале 2013 года ФИО1 снялась с учета по предоставлению жилья в качестве сироты в Администрации Шумихинского района. В марте 2013 года она подала в Администрацию заявление о включении ее в список детей-сирот, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями, однако решением Департамента жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации г. Кургана ФИО1 было отказано во включении в такой список по причине отсутствия регистрации по месту жительства в г. Кургане. ФИО1 в собственности жилых помещений не имела и не имеет, вынуждена проживать в общежитии университета, по этой же причине не может иметь постоянную регистрацию по месту жительства. Основаниями для возникновения права на получение жилья у ФИО1 является статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, а также нуждаемость в жилом помещении. На основании изложенного, после изменения в ходе рассмотрения дела в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предмета исковых требований прокурор г. Кургана просил суд признать Постановление Администрации г. Кургана «Об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями» от в части отказа во включении в список ФИО1, года рождения, незаконным; обязать Администрацию г. Кургана включить ФИО1 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, под номером, соответствующим дате подачи ФИО1 заявления от ; обязать Администрацию г. Кургана предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в виде благоустроенной квартиры, расположенной на территории г. Кургана, соответствующей социальным и санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв. м; обязать Правительство Курганской области профинансировать предоставление ФИО1 благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в виде благоустроенной квартиры, расположенной на территории г. Кургана, соответствующей социальным санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв. м.
В судебном заседании прокурор Поляковская И.В., а также истец ФИО1 на исковых требованиях настаивали. Дополнительно ФИО1 указала, что уже в течение пяти лет проживает в г. Кургане в общежитии университета, имея временную регистрацию. Зарегистрироваться по месту жительства в г. Кургане не имеет возможности ввиду отсутствия на праве собственности своего жилья, материальная возможность приобретения которого у нее также отсутствует. Закрепленное за ней при определении под опеку жилое помещение в является в настоящее время непригодным для проживания.
Представитель ответчика Администрации г. Кургана ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, указав, что, не оспаривая статус истицы, как ребенка-сироты, Администрацией г. Кургана на законных основаниях было отказано ей во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории г. Кургана, поскольку ФИО1 постоянной регистрации по месту жительства в г. Кургане не имеет, зарегистрирована в общежитии университета временно по месту пребывания. Ссылаясь на ст. 2 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» № 5242/1 от 25.06.1993, полагала, что место жительства истца не установлено, поскольку ФИО1 имеет на территории г. Кургана лишь временную регистрацию по месту пребывания. Кроме того, в соответствии с Законом Курганской области «О дополнительных видах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося по опекой (попечительством), в приемной семье» № 6 от 31.12.2004, при переезде ребенка-сироты в другой населенный пункт, уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней со дня изменения места жительства должен направить учетное дело по новому месту жительства ребенка-сироты, однако ФИО1 добровольно снялась с учета в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения в Администрации Шумихинского района Курганской области, учетное дело в Администрацию г. Кургана не передавалось.
Представитель ответчика Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия. В письменном отзыве исковые требования не признавал, указывал, что с 01.01.2013 из действующего жилищного законодательства исключено право указанной категории лиц на внеочередное предоставление жилых помещений. Правительство Курганской области не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку в соответствии с действующим законодательством государственные полномочия Курганской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления, в связи с чем они несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных им отдельных государственных полномочий Курганской области по опеке и попечительству. Финансовое обеспечение переданных государственных полномочий осуществляется в рамках межбюджетных отношений между участниками бюджетных отношений, которыми являются бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. Участие граждан в данных межбюджетных отношениях не предусмотрено действующим законодательством. Полагал, что обязанность по обеспечению истца по месту жительства жилым помещением должна быть возложена на орган местного самоуправления, требования прокурора о возложении на Правительство Курганской области обязанности по финансированию представления жилья неправомерны.
Представитель третьего лица Главного управления образования Курганской области в судебном заседании также участия не принимал. О месте и времени рассмотрения дела извещался надлежащим образом. В адресованном суду письменном заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Курганским городским судом Курганской области постановлено вышеизложенное решение, не согласившись с которым Правительством Курганской области и Администрацией г. Кургана поданы апелляционные жалобы.
В апелляционной жалобе Правительство Курганской области просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований к Правительству Курганской области отказать. Указывает, что в соответствии с вступившими с 01.01.2013 изменениями в ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации исключен внеочередной порядок предоставления жилья категории лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Жилые помещения подлежат предоставлению в порядке, установленном субъектом Российской Федерации. Полагает, что исковые требования об обеспечении финансирования мероприятий по приобретению жилого помещения ФИО1 затрагивают межбюджетные отношения, в связи с чем не подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку разрешение данного спора не относится к компетенции судов общей юрисдикции. Указывает, что истец не является участником межбюджетных отношений, поэтому определение источников финансирования для обеспечения исполнения судебного решения не является обстоятельством, имеющим значение для дела. Вопросы достаточности сумм, подлежащих выделению из бюджета Курганской области, относятся к компетенции законодательных органов, устанавливающих объем финансирования на конкретные цели и источники финансирования. Считает, что суд неправомерно поставил исполнение обязанности Администрации г. Кургана по предоставлению истцу жилья в зависимость от наличия соответствующего финансирования, поскольку фактически обязал Правительство Курганской области обеспечить финансирование мероприятий по предоставлению в собственность муниципального образования жилого помещения, не конкретизируя и не устанавливая их исчерпывающего перечня, что ставит исполнение решения суда в зависимость от усмотрения судебного пристава-исполнителя. Также в тексте апелляционной жалобы содержится просьба о рассмотрении ее доводов судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя Правительства Курганской области.
В апелляционной жалобе Администрация г. Кургана также выражает несогласие с решением суда, просит об его отмене с отказом в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы ссылается на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и нарушение норм материального права. Указывает, что в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившего в силу 01.01.2013) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Довод ответчиков, что истец не включена в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Курганской области, не принят судом во внимание. Между тем согласно ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 2 Закона РФ № 5242-1 от 25.06.1993 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» законодателем четко разграничены понятия «место жительства» и «место пребывания». Истица не имеет постоянной регистрации по месту жительства в городе Кургане, регистрация только по месту пребывания, в связи с чем Администрация г. Кургана полагает, что оснований для включения истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, не имеется. Считает вывод суда о постоянном проживании истца в г. Кургане и наличии у нее постоянной регистрации не подтвержденным доказательствами по делу, вследствие чего отсутствует правовая норма, позволяющая возложить обязанность на Администрацию города Кургана по предоставлению жилья во внеочередном порядке гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Полагает, что в нарушении ч. 1 ст. 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд в решении не дал оценку пояснениям представителя Администрации города Кургана о том, что отказ во включении истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа связан непосредственно с отсутствием у истицы регистрации по месту жительства в городе Кургане. Кроме того, п. 10 ст. 6-1 Закона Курганской области от 31.12.2004 № 6 «О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством) в приемной семье» предусмотрено, что в случае переезда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из одного муниципального района, городского округа Курганской области в другой муниципальный район, городской округ Курганской области, уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней со дня изменения места жительства указанных лиц направляет в уполномоченный орган по новому месту жительства учетное дело указанных лиц. В соответствии с постановлением Администрации Кипельского сельсовета от «О снятии с учета нуждающихся в жилом помещении ФИО1» истица в добровольном порядке на основании написанного заявления была снята с учета в Шумихинском районе Курганской области. Учетное дело ФИО1 в Администрацию города Кургана не передавалось. Полагает в связи с изложенным, что право ФИО1 на получение жилого помещения со стороны Администрации города Кургана не нарушалось.
В суде апелляционной инстанции представитель Администрации г. Кургана по доверенности ФИО2 доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить.
Прокурор прокуратуры Курганской области Федоровская Н.М. возражала против доводов апелляционных жалоб, просила решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.
Представитель ответчика Правительства Курганской области в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о дате и времени рассмотрения дела был извещен надлежаще, в представленном в материалы дела ходатайстве просил о рассмотрении дела без его участия.
Истец ФИО1, представители Департамента жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации г. Кургана, Главного управления образования Курганской области в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела были извещены надлежаще, о причинах неявки судебную коллегию не уведомили.
В соответствии со ст. ст. 167, 327, 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия рассматривает дело в пределах доводов апелляционных жалоб в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу ч.1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Системное толкование ч. 1 ст. 254, ст. 255, ч.1 и ч. 4 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод, что для возложения на органы или должностные лица, перечисленные в ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обязанности по производству определённых действий, направленных на восстановление нарушенного права, судом должны быть признаны незаконными действия (бездействия) такого органа или должностного лица.
Исходя из положений статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Таким образом, для возложения обязанности на орган или лицо, перечисленные в ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обязательно наличие двух факторов: нарушение прав и свободы заявителя; не соответствие решений действий должностных лиц или органов закону или иному нормативному правовому акту.
Как установлено материалами дела и не оспаривалось участвующими в деле лицами, ФИО1, года рождения, имеет статус лица, на которого распространяются гарантии, предусмотренные Федеральным законом № 159 от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Постановлением Администрации Шумихинского района Курганской области от «Об установлении попечительства над несовершеннолетней ФИО1» несовершеннолетней ФИО1 был назначен опекун ФИО3
В соответствии с постановлением Администрации Кипельского сельсовета Шумихинского района Курганской области от за истцом закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: , которое в настоящее время непригодно для проживания, что лицами, участвующими в деле, также не оспаривалось.
Постановлением Администрации Кипельского сельсовета Шумихинского района Курганской области от ФИО1 поставлена на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении по внеочередному списку.
В соответствии с постановлением Администрации Кипельского сельсовета Шумихинского района Курганской области от ФИО1 на основании её заявления снята с учета граждан, нуждающихся в жилом помещении, с отменой постановления «О постановке на учет по внеочередному списку ФИО1» от и постановления «О закреплении жилья за несовершеннолетней ФИО1» от .
Согласно представленной справки от истец является студентом 3 курса очного отделения филологического факультета Курганского государственного университета, срок окончания обучения .
Из представленного в материалы дела свидетельства о регистрации по месту пребывания от следует, что ФИО1 зарегистрирована по месту пребывания по адресу: , на срок с по .
Из представленного в материалы дела свидетельства о регистрации по месту пребывания от следует, что ФИО1 зарегистрирована по месту пребывания по адресу: , на срок с по .
Также в ходе рассмотрения дела установлено, что жилое помещение, где проживает и временно зарегистрирована ФИО1, является общежитием университета, в котором ФИО1 проходит обучение. По указанному адресу истец имеет временную регистрацию по месту пребывания.
Между тем, в ходе судебного разбирательства установлено и лицами, участвующими по делу не оспаривается, что истец снялась с регистрационного учета с адреса: , который являлся местом ее постоянной регистрации; согласно акта проверки сохранности закрепленного жилого помещения за несовершеннолетней, составленного главой Кипельского сельсовета указанный жилой дом находится в неудовлетворительном состоянии; истец не проживает по указанному адресу длительное время (с марта 2011 и по настоящее время в период обучения ФГБОУВПО «Курганский государственный университет»); истец по своему заявлению снята постановлением Администрации Кипельского сельсовета Шумихинского района Курганской области от с учета граждан, нуждающихся в жилом помещении, с отменой постановлении «О постановке на учет по внеочередному списку ФИО1» от и постановления «О закреплении жилья за несовершеннолетней ФИО1» от .
ФИО1 обратилась в Администрацию г. Кургана с заявлением о включении ее список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Курганской области.
На основании постановления Администрации г. Кургана «Об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями» от ФИО1 было отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, по причине отсутствия регистрации по месту жительства в г. Кургане.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о неправомерности отказа Администрации г. Кургана ФИО1 во включении в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, изложенного в постановлении от с указанием основания к отказу на отсутствие у ФИО1 регистрации по месту жительства в г. Кургане; и признает обоснованным вывод суда о возложении на Администрацию г. Кургана обязанностей, направленных на восстановление нарушенных прав истца, а также о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ст. 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72, частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, последние не могут противоречить федеральным законам.
В соответствии с ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем закреплены Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившего в силу 01.01.2013) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Из анализа положений статей 2 и 3 названного Федерального закона следует, что регистрация осуществляется в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод и исполнения обязанностей. Регистрация не входит в понятие «место жительства» и наличие или отсутствие таковой не могут служить основанием или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 02.02.1998 № 4-П указал, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 06.10.2008 № 619-О-П, на основании ранее высказанных в его постановлениях позиций, регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов.
Предоставление истцу, как лицу из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отвечающему требованиям п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ) благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений и соответственно включение истца в соответствии с п. 2 ст. 8 вышеуказанного Федерального закона в список указанной категории лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями согласно п. 2 ст. 8 данного закона, не может быть обусловлено исключительно наличием регистрации по месту жительства в г. Кургане, так как федеральное законодательство, устанавливающее обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законодательством этого субъекта однократно предоставить лицам, из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, не предусматривает такого критерия отнесения граждан к данной категории как регистрация органами регистрационного учета по месту жительства.
Таким образом, регистрация гражданина органами регистрационного учета является, безусловно, основным, но не единственным законным подтверждением постоянного проживания гражданина на территории определенного муниципального образования субъекта Российской Федерации. Факт постоянного проживания гражданина на определенной территории субъекта Российской Федерации, как основание признания его жителем данного территориального образования, может быть установлен непосредственно судом, что и отражено в решении суда первой инстанции и не оспаривалось участвующими в деле лицами.
Согласно ст. 56, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать обстоятельства, на которые ссылается в обоснование своих требований и возражений.
Разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что прокурором, предъявившим исковые требования в интересах ФИО1, и истцом представлены доказательства преимущественного проживания истца на территории г. Кургана с 2011 года, обучение на очном отделении в Курганском государственном университете, в связи с чем у ответчика Администрации г. Кургана не было оснований для отказа истцу по причине отсутствия регистрации по месту жительства в г. Кургане во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Довод апелляционной жалобы Администрации г. Кургана о несоблюдении положений Закона Курганской области «О дополнительных видах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося по опекой (попечительством), в приемной семье» № 6 от 31.12.2004, предусматривающих направление при переезде ребенка-сироты в другой населенный пункт уполномоченным органом в течение 10 рабочих дней со дня изменения места жительства учетного дела по новому месту жительства ребенка-сироты, также не рассматривается судебной коллегией в качестве основания для отмены или изменения решения суда, поскольку несоблюдение указанного положения Закона Курганской области, регламентирующего объем действий уполномоченного органа, не может быть вменено в вину истцу и нарушать гарантированное ФИО1 Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на меры социальной поддержки.
Таким образом, с учетом установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельств и указанных выше правовых норм, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о признании незаконным вывод Администрации г. Кургана об отсутствии у ФИО1 места жительства в г. Кургане, и как следствие, о признании оспариваемого постановления от в указанной части незаконным.
На основании вышеизложенного доводы апелляционной жалобы Администрации г. Кургана судебная коллегия признает несостоятельными и противоречащими нормам материального права и установленным обстоятельствам дела.
Кроме того, с 01.01.2013 предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Так, в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции от 29.02.2012) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Таким образом, жилые помещения, предназначенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным категориям граждан при их нуждаемости в жилом помещении.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до 01.01.2013 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями.
ФИО1 является нуждающейся в жилом помещении, свое право на получение жилья до 01.01.2013 не реализовала, в установленном законом порядке как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жильем не обеспечена.
Исходя из данных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности заявленных прокурором в интересах ФИО1 требований о предоставлении ей как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В соответствии с требованиями п.п. 1, 7 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.
В соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления.
Решением Курганской городской Думы «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» № 250 от 02.11.2005 установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде г. Кургана в размере не менее 15 кв. м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
В соответствии с п. 8 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Пунктом 44 ст. 3 Закона Курганской области от 05.10.2007 № 288 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству» предусмотрено наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Законом Курганской области от 05.10.2007 № 288 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству», а также Законом Курганской области от 05.12.2012 № 67 «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» предусмотрено выделение субвенций в 2013 году органам местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями граждан категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей».
С учетом приведенных выше норм, суд первой инстанции правомерно возложил на Администрацию г. Кургана обязанность по предоставлению ФИО1 жилого помещения специализированного жилищного фонда на территории г. Кургана в пределах нормы предоставления – не менее 15 кв.м. общей площади, отвечающего санитарно-техническим требованиям.
Также судебная коллегия находит правильным вывод суда о возложении на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставления истцу жилого помещения.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Согласно ч. 3 ст. 20 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции от 05.04.2013) органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такой порядок является обязательным во всех случаях.
Постановлением Правительства Курганской области от 24.12.2012 № 659 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» утвержден порядок, в соответствии с которым дети-сироты подлежат обеспечению жилыми помещениями, и согласно которому органом, исполняющим переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству, является орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области, на который данным актом возложены, в том числе обязанности по предоставлению вышеперечисленной категории граждан жилых помещений по договору специализированного (в последующем - социального) найма.
Таким образом, расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья детям-сиротам на условиях специализированного найма и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, должны исполняться, с одной стороны, за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, с другой – лишь в пределах материальных средств, передаваемых органам местного самоуправления, а в случае недостаточного финансирования органов местного самоуправления со стороны органов государственной власти субъекта Российской Федерации, на последних должна быть возложена обязанность по финансированию расходов по предоставлению жилых помещений.
Поскольку Правительство Курганской области профинансировало Администрацию г. Кургана на цели осуществления переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, недостаточно, доказательств обратному в материалы дела не представлено, суд пришел к правильному выводу о возложении на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставляемого истцу жилого помещения как на субъект, расходным обязательством которого является обеспечение жилыми помещениями лиц указанной категории, обязанности по финансированию предоставления истцу жилого помещения.
Довод апелляционной жалобы Правительства Курганской области об отсутствии нормативного основания для внеочередного предоставления ФИО1 жилого помещения также несостоятелен и не может быть принят во внимание судебной коллегией, поскольку оспариваемое решение суда не содержит вывода о внеочередном предоставлении жилого помещения истцу. Право истца на предоставление жилого помещения связано исключительно с наличием приведенных выше условий, а именно: достижение совершеннолетия (если от лица нет заявления об обеспечении жилым помещением в иные сроки); включение в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории Курганской области. В рассматриваемом случае наличие указанных условий с учетом признания судом постановления Администрации г. Кургана от в части отказа во включении в список истца незаконным установлено.
Судебная коллегия считает также несостоятельным довод апелляционной жалобы Правительства Курганской области о том, что требования об обеспечении финансирования мероприятий по приобретению жилого помещения ФИО1 затрагивают межбюджетные отношения, в связи с чем неподведомственны суду общей юрисдикции и не подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, по следующим основаниям.
Процедура исполнения судебных постановлений по гражданским делам представляет собой последнюю, завершающую стадию гражданского судопроизводства, которой оканчивается процесс судебного разбирательства.
Правовая позиция, рассматривающая в контексте содержания п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод производство по исполнению судебных постановлений в качестве самостоятельной и неотъемлемой части судебного разбирательства, неоднократно высказывалась в решениях Европейского Суда по правам человека, юрисдикция которого по вопросам толкования и применения указанной Конвенции и протоколов к ней признается Российской Федерацией как участником данной Конвенции (Постановление Европейского Суда по делу «Хорнсби против Греции» от 19.03.1997; Постановления Европейского Суда по делу «Бурдов против России» от 07.05.2002; Постановление Европейского Суда по делу «Шестаков против России» от 18.06.2002).
В п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» с учетом положения п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод разъяснено, что исполнение судебного решения рассматривается как составляющая судебного разбирательства.
Таким образом, возлагая на Правительство Курганской области обязанность по обеспечению финансирования предоставления жилого помещения истцу, принимая во внимание отсутствие специализированного жилищного фонда и собственных средств у муниципального образования «г. Курган», суд первой инстанции исходил из необходимости обеспечить реальную возможность исполненияпринимаемого им решения о предоставлении жилого помещения ФИО1, не вторгаясь при этом в межбюджетные отношения между ответчиками.
Изложенный в жалобе Правительства Курганской области довод о том, что суд, не конкретизировав и не установив исчерпывающего перечня мероприятий, обязательство по финансированию которых возложил на Правительство Курганской области, поставил исполнение своего решения в зависимость от усмотрения судебного пристава-исполнителя, рассматривается судебной коллегией как несостоятельный, поскольку не подтвержден какими-либо надлежащими доказательствами.
Доводы апелляционных жалоб не могут являться основаниями к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию ответчиков, выраженную ими в отзывах на исковое заявление, тщательно исследованную судом и нашедшую отражение и правильную оценку в решении, не соглашаться с которым у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда по доводам апелляционных жалоб не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Курганского городского суда Курганской области от 18 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Правительства Курганской области и Администрации г. Кургана – без удовлетворения.
Судья-председательствующий Софина И.М.
Судьи: Литвинова И.В.
Аврамова Н.В.
© Курганский областной суд, 2014 oblsud@mail.kurgan.ru