ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 мая 2022 года по делу № 33-8663/2022 (2-266/2022)
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Индан И.Я.,
судей Абдрахмановой Э.Я., Алексеенко О.В.,
при секретаре Кадыровой К.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Уфа Республики Башкортостан гражданское дело по иску Филипповой Елены Владимировны к ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан, ФКУЗ МСЧ-2 ФСИН России, ФКУ ЛИУ № 19 УФСИН России по Республике Башкортостан о включении периодов работы в специальный стаж, указании кодов особых условий труда в индивидуальных сведениях и назначении досрочной пенсии,
по апелляционной жалобе заместителя управляющего ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан – ФИО6 на решение Салаватского городского суда Республики Башкортостан от 21 февраля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Индан И.Я., судебная коллегия
установила:
Филиппова Е.В. обратилась в суд с иском к ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан, ФКУЗ МСЧ-2 ФСИН России, ФКУ ЛИУ № 19 УФСИН России по Республике Башкортостан о включении периодов работы в специальный стаж, указании кодов особых условий труда в индивидуальных сведениях и назначении досрочной пенсии.
Просила признать незаконным решение об отказе в назначении досрочной пенсии № 199 от 08 октября 2020 года и № 199д от 12 ноября 2020 года, обязать включить в стаж по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды её работы в качестве заведующей фельдшерским здравпунктом-фельдшером ГБУЗ «Городская больница г. Салават», периоды нахождения на курсах повышения квалификации; в качестве медицинской сестры палатной в Детском кардиоревматологическом санатории, в качестве медицинской сестры диетической общебольничного персонала Туберкулёзной больницы ФКУЗ МСЧ-2 ФСИН России; по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы в качестве медицинской сестры диетической общебольничного персонала ФГУ «Лечебно-исправительное учреждение № 19», туберкулёзной больницы ФКУЗ МСЧ-2 ФСИН России; обязать оформить досрочную страховую пенсию с даты обращения; обязать ФКУ ЛИУ-19 ФСИН России по Республике Башкортостан и ФКУЗ МСЧ-2 ФСИН России по Республике Башкортостан в индивидуальных сведениях указать коды особых условий ее труда.
Решением Салаватского городского суда Республики Башкортостан от 21 февраля 2022 года постановлено: обязать ФКУ ЛИУ-19 УФСИН России по Республике Башкортостан указать в индивидуальных сведениях персонифицированного учета Пенсионного фонда Российской Федерации на Филиппову Елену Владимировну коды особых условий труда в период работы в особых условиях труда, предусмотренных в позиции 2260000а раздела XXIV Списка № 2, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, со 02 февраля 2009 года по 21 марта 2010 года, с 27 марта 2010 года по 7 апреля 2010 года, с 17 апреля 2010 года по 12 августа 2012 года, с 14 августа 2012 года по 31 декабря 2013 года; обязать ФКУ МСЧ-2 ФСИН России указать в индивидуальных сведениях персонифицированного учета Пенсионного фонда Российской Федерации на Филиппову Елену Владимировну коды особых условий труда в период работы в особых условиях труда, предусмотренных в позиции 2260000а раздела XXIV Списка № 2, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, с 01 января 2014 года по 30 сентября 2015 года; обязать ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Республике Башкортостан включить в специальный стаж Филипповой Елены Владимировны, дающий право на досрочное назначение пенсии в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в качестве работы, предусмотренной в позиции 2260000араздела XXIV Списка № 2, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, периоды работы в должности медицинской сестры диетической туберкулезной больницы в ФКУ ЛИУ-19 УФСИН России по РБ со 02 февраля 2009 года по 21 марта 2010 года, с 27 марта 2010 года по 7 апреля 2010 года, с 17 апреля 2010 года по 12 августа 2012 года, с 14 августа 2012 года по 31 декабря 2013 года, в ФКУЗ МСЧ-2 ФСИН России с 01 января 2014 года по 30 сентября 2015 года, назначить Филипповой Е.В. досрочную страховую пенсию в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с момента обращения за ней - с 24 августа 2020 года, обязать ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Республике Башкортостан включить в специальный стаж Филипповой Е.В., дающий право на досрочное назначение пенсии в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы с 11 октября 1993 года по 09 августа 1994 года, с 11 августа 1994 года по 19 ноября 2000 года заведующей фельдшерским здравпунктом-фельдшером ГБУЗ «Городская больница» города Салават, с 01 января 2014 года по 30 сентября 2015 года медицинской сестрой в туберкулёзной больнице ФКУЗ МСЧ-2 ФСИН России, с 30 сентября 1991 года по 05 октября 1991 года, с 15 сентября 2003 года по 14 ноября 2003 года, с 10 сентября 2007 года по 01 октября 2007 года, с 22 октября 2007 года по 25 октября 2007 года, 26 октября 2007 года, с 22 марта 2010 года по 26 марта 2010 года, с 08 апреля 2010 года по 16 апреля 2010 года, с 23 ноября 2015 года по 27 ноября 2015 года, с 14 декабря 2015 года по 24 декабря 2015 года - периоды нахождения на курсах повышения квалификации. В части требований Филипповой Е.В. о включении в специальный стаж периода работы в детском кардиоревматологическом санатории отказано.
В апелляционной жалобе заместитель управляющего ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан – ФИО6 просит об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности. Не учтено, что должность «медицинская сестра диетическая» не предусмотрена Списками, оснований для включения в специальный стаж периодов работы в этой должности в период по обслуживанию больных туберкулезом не имелось, работодателями не предоставлены коды особых условий труда. Должность заведующей фельдшерским здравпунктом не могла быть включена в специальный стаж, поскольку не отнесена к среднему медицинскому персоналу. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации не предусмотрены Правилами исчисления специального стажа и не включаются в стаж на соответствующих видах работ.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В силу требований ст. 327.1 ГПК Российской Федерации законность и обоснованность решения суда проверяется в пределах доводов апелляционной жалобы.
Решение суда в части отказа в удовлетворении иска ФИО1 о включении в специальный стаж периода работы в детском кардиоревматологическом санатории не обжаловано и не является предметом проверки суда апелляционной инстанции.
Проверив и оценив фактические обстоятельства дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 330 ГПК Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельств дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела такие нарушения судом первой инстанции не допущены, поскольку, разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и дал им надлежащую оценку в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, с 11 октября 1993 года по 22 октября 2001 года ФИО1 работала в качестве заведующей здравпунктом медсанчасти «Салаватстрой», впоследствии реорганизованной МУ Центральная городская больница и в ГУБЗ «Городская больница г. Салават», начиная с 22 октября 2001 года переведена заведующей фельдшерским здравпунктом-фельдшером, расположенным в педагогическом колледже.
В штатных расписаниях городской больницы за период с 1994 по 2000 год должность истца указана как «заведующая фельдшерским здравпунктом-фельдшер».
Разрешая иск в данной части, суд пришел к выводу о том, что Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464, предусматривалось право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной деятельностью среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения утверждена приказом Минздрава России от 15 октября 1999 года № 377 относит к среднему медицинскому персоналу заведующих фельдшерским пунктом – фельдшеров. Однако до 1999 года такая номенклатура отсутствовала. Тарифно-квалификационные характеристики по должностям работников здравоохранения, утвержденные постановлением Минтруда Российской Федерации от 22 марта 1993 года № 62, свидетельствуют об отнесении к среднему медперсоналу работников учреждений здравоохранения со средним профессиональным образованием, данное постановление предусматривало возможность установления повешенного тарифного разряда руководителям подразделений по отношению к соответствующей должности. При этом ни номенклатура, утвержденная 15 октября 1999 года, ни положение об оплате труда и тарифно-квалификационные характеристики, утвержденные 22 марта 1993 года постановлением № 62, не предусматривали занятие должности заведующей фельдшерским пунктом как отдельную должность без занятия должности фельдшера. В перечне должностей Списка, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066, указана должность заведующего фельдшерским здравпунктом - фельдшера среди должностей среднего медицинского персонала. В Списке должностей, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, указана должность заведующего фельдшерским здравпунктом-фельдшера. Судом установлено, что в период с 11 октября 1993 года по 22 октября 2001 года истец занимала должность заведующего фельдшерским здравпунктом-фельдшером в городской больнице, за исключением периода отпуска без сохранения заработной платы 10 августа 1994 года - данный период следует включить в стаж лечебной деятельности истца.
ФИО1 работала в качестве медицинской сестры диетической туберкулезной больницы в ФКУ ЛИУ-19 УФСИН России по РБ со 02 февраля 2009 года по 21 марта 2010 года, с 27 марта 2010 по 7 апреля 2010, с 17 апреля 2010 по 12 августа 2012, с 14 августа 2012 по 31 декабря 2013, в ФКУЗ МСЧ-2 ФСИН России с 01 января 2014 по 30 сентября 2015 года
ФКУЗ МСЧ-2 УФСИН России по Республики Башкортостан ФИО1 выдана справка, уточняющая особые условия труда, в которой указано, что её работа в спорный период даёт ей право на льготное пенсионное обеспечение, в связи с постоянной работой полный рабочий день с осужденными, больными открытой формой туберкулеза, в том числе согласно п. 2260000а раздела XXIV «Учреждения здравоохранения и социального обеспечения» Списка № 2, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10.
В период с 01 января 2014 по 30 сентября 2015 года ФИО1 работала в качестве медицинской сестры в туберкулёзной больнице ФКУЗ МСЧ-2 ФСИН России.
В справке, уточняющей особые условия труда истца, подтвержден факт работы в должности медицинской сестры диетической общебольничного персонала филиала «Туберкулезная больница» до 15 мая 2015 года и с 15 мая 2015 года - медицинской сестрой амбулаторного отделения в том же подразделении в течение полного рабочего дня, как занятость на работах с особыми условиями труда, предусмотренными в позиции 2260000а раздела XXIV Списка № 2, утверждённого Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10.
Данные периоды не включены пенсионным фондом в стаж лечебной деятельности на том основании, что в индивидуальных сведениях не проставлены коды особых условий ее труда. Согласно решению об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости ответчиком не оспаривался факт работы истца в особых условиях труда по Списку №2 продолжительностью 04 года 02 месяца 20 дней.
Ответчик ФКУ ЛИУ-19 представил доказательства направления в пенсионный фонд корректирующих форм с указанием кодов особых условий труда в связи с лечебной деятельностью.
Так, согласно выписке из индивидуального лицевого счета на имя истца в период её работы в ФКУ ЛИУ-19 УФСИН России по РБ отсутствовала на момент обращения за пенсией отметка о кодах особых условиях труда «27-2», которая свидетельствовала бы о работе истца по Списку № 2. Её работа квалифицирована как лечебная деятельность. Также не проставлены коды особых условий труда истца по Списку № 2 в индивидуальных сведениях в период ее работы в ФКУЗ МСЧ-2 УФСИН России.
Согласно должностной инструкции, утверждённой 01 марта 2009 года, в обязанности медицинской сестры диетической относилась как раз организация лечебного питания осуждённых, в том числе осуществление контроля качества продуктов, инструктирование и контроль работников-осуждённых пищеблока в части соблюдения санитарных норм, общее руководство технологией приготовления, контроль выдачи продуктов осуждённым, ежедневные обходы туберкулёзных отделений с целью контроля правильности раздачи пищи осуждённым, выяснение их отзывов, контроля соблюдения требований санитарии и гигиены в буфетных, контроль отпуска блюд осуждённым согласно сводке о движении осуждённых, больных туберкулёзом, организация и контроль медицинских профилактических осмотров работников-осуждённых пищеблока.
Факт работы ФИО1 в непосредственном контакте с осуждёнными, больными туберкулезом, ответчиками ФКУ ЛИУ-19 и ФКУЗ МСЧ-2 не оспаривался, из представленных доказательств, в том числе карты аттестации рабочего места по условиям труда, подписанной председателем аттестационной комиссии 05 февраля 2013 года, работа медицинской сестры диетической связана именно с непосредственным контактом с осужденными-больными туберкулезом.
Разрешая иск в названной части, суд указал, что обоснованность справок, уточняющих особые условия труда истца, сомнений не вызывает, то обстоятельство, что работодатель не исполнил обязанность по проставлению кодов особых условий труда, не должно влиять на пенсионные права ФИО1 Первичные документы с достоверностью подтверждают факт работы истца в ФКУ ЛИУ-19 УФСИН России по РБ со 02 февраля 2009 года по 21 марта 2010 года, с 27 марта 2010 года по 7 апреля 2010 года, с 17 апреля 2010 года по 12 августа 2012 года, с 14 августа 2012 года по 31 декабря 2013 года, в ФКУЗ МСЧ-2 ФСИН России с 01 января 2014 года по 30 сентября 2015 года общей продолжительностью 06 лет 07 месяцев 24 дня в особых условиях труда, предусмотренных в позиции 2260000а раздела XXIV Списка № 2, утверждённого Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, выполняемые ею работы в соответствии с проведённой работодателем оценкой условий труда и должностной инструкцией соответствуют примерному перечню, приведённому в Указании Минсоцзащиты от 26 апреля 1993 года № 1-31-У. С учётом периодов работы в особых условиях труда, установленных решением, специальный стаж истца составит 10 лет 10 месяцев 19 дней (04 года 02 месяца 20 дней + 06 лет 07 месяцев 24 дня), страховой стаж ФИО1 на дату обращения за пенсией 24 августа 2020 года составлял 27 лет 08 месяцев 17 дней, что достаточно для назначения ей пенсии в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ в возрасте 50 лет, которого ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на момент обращения за пенсией достигла. ФКУ ЛИУ-19 УФСИН России по Республики Башкортостан и ФКУЗ МСЧ-2 ФСИН России не исполнена надлежащим образом обязанность по предоставлению индивидуальных сведений в части сведений о работе истца с особыми условиями труда, несмотря на то, что в первичных документах сведения об этом имелись.
Судебная коллегия, проанализировав обстоятельства рассматриваемого дела, и представленные в их подтверждение доказательства, соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, поскольку данные выводы не противоречат нормам материального и процессуального права, фактическим обстоятельствам дела.
Проверяя доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия учитывая следующее.
Отклоняются доводы апелляционной жалобы о том, что спорные периоды работы работодателем при предоставлении индивидуальных сведений не отнесены в специальный стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в тяжелых условиях, поскольку данные обстоятельства подтверждены документами, в том числе уточняющей справкой работодателей, подтверждающей, что работа истицы в спорный период была непосредственно связана с деятельностью по охране здоровья населения в туберкулезной больнице в непосредственном контакте с осуждёнными, больными туберкулезом.
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 федеральные казенные учреждения исправительные колонии не поименованы. Однако туберкулезная больница исправительного учреждения являлся отдельным структурным подразделением, нахождение его при ФКУ ЛИУ-19 УФСИН России по Республики Башкортостан и ФКУЗ МСЧ-2 ФСИН России не имеет правового значения.
Истец имеет право, как на назначение пенсии в связи с работой с тяжелыми условиями труда, так и в связи с осуществлением лечебной деятельности и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на пенсию по Списку № 2 у истицы определилось, соответствующий расчет судом приведен.
Отклоняются доводы апелляционной жалобы о том, что работа должность заведующей фельдшерским здравпунктом не могла быть включена в специальный стаж, поскольку не отнесена к среднему медицинскому персоналу, с учетом следующего.
В наименовании должностей, предусмотренных в Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066, указаны должности среднего медицинского персонала: заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (или фельдшер, или медицинская сестра), фельдшерским здравпунктом - фельдшер, медицинским пунктом - медицинская сестра (или фельдшер); фельдшер.
Согласно Списку, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, в специальный стаж подлежит включению работа среднего медицинского персонала в должностях: заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (фельдшер, медицинская сестра), фельдшерским здравпунктом - фельдшер (медицинская сестра), медицинским пунктом - медицинская сестра (фельдшер); фельдшер.
При этом определение термина «средний медицинский персонал» не раскрывается, следовало руководствоваться Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава Российской Федерации от 15 декабря 1999 года № 377 «Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения», где к медперсоналу отнесены руководители учреждений, в том числе п. 2 «заведующий», а в соответствии с примечанием № 1 наименование должностей дополняется наименованием раздела работы, руководство которым он осуществляет. В ранее принятых Номенклатурах дана та же редакция.
Несмотря на отсутствие указания полного наименования должности истца в трудовой книжке, согласно штатным расписаниям подразделениями данного медицинского учреждения являлись фельдшерские здравпункты и в данных подразделениях была предусмотрена должность «заведующий фельдшерским здравпунктом-фельдшер».
В связи с чем, истица занимала должность руководителя структурного подразделения, являясь заведующим фельдшерским здравпунктом-фельдшером и относилась к среднему медперсоналу.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, в периоды работы истца, включенные в стаж лечебной деятельности, имели место курсы повышения квалификации, которые являются периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производил отчисление страховых взносов, поэтому обоснованно включены судом в специальный стаж.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, сводятся к несогласию с оценкой судом доказательств по делу и субъективному изложению фактических обстоятельств. Однако эти доводы не содержат каких-либо подтвержденных данных, свидетельствующих о незаконности и необоснованности постановленного решения, и наличии оснований для отмены или изменения решения суда.
Исходя из фактических обстоятельств дела судебная коллегия не находит законных оснований для иной оценки доказательств по делу.
Таким образом, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, не имеется.
Предусмотренных ч. 4 ст. 330 ГПК Российской Федерации безусловных оснований к отмене решения суда первой инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Салаватского городского суда Республики Башкортостан от 21 февраля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу заместителя управляющего ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан – ФИО6 – без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи: | И.Я. ФИО2 А.О. ФИО3 |
Справка: федеральный судья Якунина Е.А.
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 31 мая 2022 года.