ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-867/12 от 15.05.2012 Курганского областного суда (Курганская область)

Судья Безносова Е.И. 33-867/2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Бурматовой Н.В.

судей Григорьевой Н.А., Тимофеевой С.В.,

при секретаре Комогоровой Е.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 15 мая 2012 года гражданское дело по иску Желтышева Г.И. к Управлению Министерства внутренних дел России по Курганской области о зачете в выслугулетдляназначения процентной надбавки за выслугулет периода срочной службы, взыскании недополученной суммы пенсии,

по апелляционной жалобе Желтышева Г.И. на решение Курганского городского суда Курганской области от 17 февраля 2012 года, которым постановлено:

«исковые требования  к Управлению министерства внутренних дел по Курганской области о зачете в выслугулет для назначения процентной надбавки за выслугу лет периода срочной службы с 01.01.1953 по 31.12.1954, взыскании недополученной суммы пенсии с учетом индекса потребительских цен за период с 24.06.1995 по 30.06.2002 в размере , расходов по оплате услуг представителя в размере  и оплате доверенности в размере  оставить без удовлетворения».

Заслушав доклад судьи Бурматовой Н.В. об обстоятельствах дела, объяснения представителя Желтышева Г.И. Куликовских Н.В., представителя УМВД РФ по Курганской области Федоровой А.В., судебная коллегия

установила:

Желтышев Г.И. обратился в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Курганской области (далее по тексту - УМВД России по Курганской области) о зачете в выслугулетдляназначения процентной надбавки за выслугулет периода срочной службы, взыскании недополученной суммы пенсии с учетом индекса потребительских цен.

В обоснование иска указал, что с 24.06.1995 является получателем пенсии в соответствии с Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». На момент увольнения его из органов внутренних дел выслуга лет составила 29 лет 1 месяц 8 дней, из которых 2 года с 01.01.1953 по 31.12.1954 он проходил срочную службу по призыву.

При назначениипенсиивыслуга лет для определения размера процентной надбавки за выслугулет была определена ответчиком без учета периода прохождения им срочной службы и составила 24 года 7 месяцев 8 дней, в связи с чем размер процентной надбавки составил 35 %, тогда как с учетом периода его срочной службы в армии процентная надбавка за выслугулет должна быть определена в размере 40 %. В результате выплаты ему в период с 24.06.1995 по 30.06.2002 пенсии в пониженном размере ему причинены убытки.

С учетом изложенного просил включить ему в выслугу лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет период прохождения срочной службы в армии с 01.01.1953 по 31.12.1954, взыскать с ответчика в свою пользу сумму недополученной пенсии с учетом индекса потребительских цен за период с 24.06.1995 по 30.06.2002 в размере ., возместить ему судебные издержки по оплате услуг представителя в размере . и оплате доверенности в размере  руб.

В письменном отзыве представитель ответчика УМВД России по Курганской области Федорова А.В. просила в удовлетворении иска Желтышеву Г.И. отказать. Указывала, что назначение пенсии и назначение надбавки за выслугу лет к пенсионному содержанию регламентируются разными нормативными документами. Порядок назначения пенсии определен Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации», которым не предусмотрен ни порядок назначения надбавки за выслугу лет, ни порядок определения размера надбавки за выслугу лет.

Порядок назначения надбавки за выслугу лет и ее размер были регламентированы в период до 1994 года Инструкцией о порядке исчисления стажа для установления окладов денежного содержания рядовому и младшему начальствующему составу и для выплаты процентной надбавки за выслугу лет среднему, старшему и высшему начальствующему составу органов внутренних дел, утвержденной приказом МВД СССР от 15.10.1974 № 295, Постановлением Правительства РФ от 13.10.1992 № 781 «О зачете лицам офицерского состава в стаж службы на получение процентной надбавки за выслугу лет периодов службы в качестве прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы». Размер надбавки установлен в Приложении № 8 к Постановлению Правительства РФ от 27.01.1993 № 65 «Об упорядочении выплаты денежного довольствия военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудникам уголовно-исполнительной системы и усилении их социальной защиты».

Постановлением Правительства РФ от 23.01.2003 № 43 «О порядке исчисления выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы  по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и таможенных органов Российской Федерации», а также Приказом МВД России от 26.04.2003 № 283 предусмотрено включение срочной военной службы в стаж службы для выплаты процентной надбавки за выслугу лет с 1 июля 2002 года. Вышеуказанные нормативные акты определяют порядок выплаты и размер надбавки за выслугу лет не только действующим сотрудникам, но и пенсионерам МВД России. Поскольку расчет стажа для назначения пенсии и для назначения надбавки осуществляются до ухода сотрудника на пенсию, а перерасчет пенсии и её составляющих производится в соответствии с действующим законодательством, полагала, что оснований для включения периода срочной службы для зачета в выслугу лет для назначения процентной надбавки с 24.06.1995 по 30.06.2002 Желтышеву Г.И., пенсия которого была назначена до 2002 года, не имеется.

В судебном заседании представитель истца Желтышева Г.И. - Куликовских Н.В., действующая на основании доверенности, на удовлетворении требований настаивала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представители ответчика УМВД России по Курганской области Литвинова Т.А., Федорова А.В., Икрин С.О. исковые требования не признали, полагали, что оснований для зачета истцу в выслугулетдляназначения процентной надбавки периода срочной военной службы не имеется. Арифметическую правильность расчетов истца не оспаривали, свои расчеты не представили.

В письменном ходатайстве просили применить к требованиям истца о перерасчете пенсии и возмещении убытков срок исковой давности, по указанному основанию в иске Желтышеву Г.И. отказать.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе Желтышев Г.И. просит решение суда отменить, принять новое решение по делу. В обоснование жалобы выражает несогласие с выводами суда об исчислении выслуги лет для назначения пенсии и исчислении выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет на основании различных правовых актов, поскольку термин «выслуга лет» является единым понятием, которое применяется и при исчислении выслуги лет для назначения пенсии и для исчисления выслуги лет для определения размера процентной надбавки. Полагает, что суд в своем решении необоснованно сослался на Инструкцию о порядке исчисления стажа для установления окладов денежного содержания, утвержденную Приказом МВД СССР от 15.10.1974 № 295, поскольку она регулирует порядок исчисления стажа для выплаты процентной надбавки за выслугу лет лицам, состоящим на службе в органах внутренних дел и утратила силу 26.08.1994, т.е. до момента выхода истца на пенсию. Ссылки суда на Инструкцию о порядке исчисления стажа для выплаты процентной надбавки за выслугу лет сотрудникам органов внутренних дел также необоснованны, поскольку Приказ МВД РФ от 26.08.1994 № 391, которым утверждена указанная Инструкция, не прошел государственную регистрацию и не был опубликован. Указывает, что с 01.02.1993 единственным Постановлением Правительства РФ, которым был установлен порядок исчисления выслуги для лиц, проходивших военную службу, т.е. для пенсионеров, было Постановление Правительства № 941 от 22.09.1993, которое принято во исполнение Закона РФ от 12.02.1992 № 4468-1, и, по мнению истца, подлежит применению к спору в качестве основания для включения в выслугу лет для исчисления процентной надбавки за выслугу лет периода срочной службы.

В суде апелляционной инстанции представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал. Представитель ответчика с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения, считая его законным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Из материалов дела усматривается, что истец Желтышев Г.И. с 24.06.1995 является пенсионером МВД РФ и получателем пенсии, назначенной ему в соответствии с Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее по тексту - Закон «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…»). Пенсионное обеспечение, расчет и начисление пенсии истцу осуществляет УМВД России по Курганской области.

Согласно ст. 18 названного Закона в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с п. «а» ст. 13 Закона (т.е. пенсии по выслуге лет) засчитывается, в том числе, военная служба.

Принятым во исполнение ст. 18 Закона Постановлением Правительства от 22.09.1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях, органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» в выслугу лет по линии военной службы включена, в том числе, военная служба по призыву.

В соответствии со ст. 43 приведенного выше Закона размер пенсии, назначаемой лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляется из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом , оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугулет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

Согласно ч. 1 ст. 49 Закона пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, при увеличении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы подлежат пересмотру исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников одновременно с его увеличением.

Настаивая на перерасчете размера назначенной пенсии, истец Желтышев Г.И. указывал на неверное исчисление ответчиком в 1995 году процентной надбавки за выслугулет, полагая, что размер указанной надбавки должен составлять 40 %, а не 35 %, как установлено ответчиком. В обоснование заявленных требований ссылался на  Федерации от 22.09.1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях, органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации», полагая, что указанным Постановлением также предусмотрено включение периода срочной службы в армии в выслугу при исчислении процентной надбавки за выслугу лет.

Разрешая заявленные Желтышевым Г.И. исковые требования о перерасчете пенсии, суд первой инстанции указал, что выслуга лет для назначения пенсии и размер процентной надбавки за выслугу лет регулируются различными нормативными правовыми актами, при анализе которых суд пришел к выводу о том, что период срочной службы для определения процентной надбавки за выслугу лет за период с 24.06.1995 по 30.06.2002 учету не подлежит, поскольку в период назначения истцу пенсии отсутствовали нормы права, предусматривающие включение периода срочной службы в выслугу лет, необходимую для исчисления процентной надбавки за выслугу лет.

Судебная коллегия находит вывод суда соответствующим требованиям закона.

В соответствии с подпунктом «а» п. 9 приведенного выше Постановления № 941, на которое ссылается истец в обоснование заявленных требований, в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящего Постановления уволенным с военной службы военнослужащим подлежит включению: оклад по последней штатной должности, оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, и процентная надбавка за выслугулет, исчисленная из этих окладов.

Выслугалет истца по состоянию на 24.06.1995 составила в льготном исчислении - 29 лет 01 месяцев 08 дней, из которых в период с 01.01.1953 по 31.12.1954 Желтышев Г.И. проходил срочную службу (л.д. 16-18).

Приведенные данные соответствуют расчету выслугилет, представленному ответчиком, и военному билету серии НЮ , выданному Курганским городским военным комиссариатом Курганской области 15.12.1962 (л.д. 6а).

Согласно денежному аттестату процентная надбавка за выслугу лет на дату назначения пенсии Желтышеву Г.И. составила 35 % с учетом выслуги на 01.01.1995 24 года 01 месяц 16 дней (л.д. 19-20).

В силу подп. «б» п. 14 Постановления Правительства РФ , в случае увеличения денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, состоящих на службе, одновременно подлежат пересмотру также пенсии, назначенные ранее уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и их семьям.

Между тем, вопреки утверждению истца, в указанный им период оснований для перерасчета ему размера пенсии в части процентной надбавки за выслугу лет не имелось. Как правильно установлено судом первой инстанции, на момент увольнения истца со службы и назначения ему пенсии выплата процентной надбавки за выслугулет производилась в соответствии с Инструкцией о порядке исчисления стажа для выплаты процентной надбавки за выслугу лет сотрудникам органов внутренних дел, утвержденной Приказом МВД от 26.08.1994 № 391, которая не предусматривала включение в стаж для выплаты процентной надбавки за выслугу лет сотрудникам органов внутренних дел срочной службы в Вооруженных силах. Отсутствовала соответствующая правовая норма и в Инструкции, утвержденной Приказом МВД СССР от 15.10.1974 № 295, регулирующей порядок исчисления и выплаты процентной надбавки за выслугу лет до августа 1994 года.

Размер процентных надбавок за выслугулет военнослужащим (кроме военнослужащих срочной службы), лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудникам уголовно - исполнительной системы, установленных в Приложении № 8 к Постановлению Совета Министров -  от 27.01.1993 № 65 «Об упорядочении выплаты денежного довольствия военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и усилении их социальной защиты», действующего в период назначения истцу пенсии, составлял: при выслуге от 10 до 15 лет - 25 %; от 15 до 20 лет - 30%, от 20 до 25 лет - 35%, при выслуге 25 лет и более - 40%. Размеры процентных надбавок, установленных указанным Постановлением, также не распространяются на военнослужащих срочной службы.

Таким образом, поскольку на момент назначения истцу в 1995 году процентной надбавки за выслугулет действовала Инструкция о порядке исчисления стажа для выплаты процентной надбавки за выслугу лет сотрудникам органов внутренних дел от 26.08.1994 № 391, которая не предусматривала включение в выслугу лет периода срочной службы, а иной нормативный акт, регулирующий порядок исчисления выслугилетдляназначения процентной надбавки, принят не был, у ответчика в 1995 году не имелось оснований для включения периода срочной службы Желтышеву Г.И. в выслугулетдляназначения процентной надбавки.

С учетом изложенного, выплачиваемая истцу процентная надбавка в размере 35 % в период с 24.06.1995 по 30.06.2002 была установлена в соответствии с действующим в то время законодательством, размер ее соответствовал Приложению № 8 к Постановлению Совета Министров -  от 27.01.1993 № 65.

Выводы суда о том, что права истца при исчислении и выплате пенсии в оспариваемый период не нарушены, являются правильными.

Ссылка истца в апелляционной жалобе на п. 1 Постановления Совета Министров -  от 22.09.1993 № 941, предусматривающий, что в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел засчитывается военная служба (в том числе по призыву) в Вооруженных Силах, не может быть признана правильной, поскольку вышеназванным Постановлением определяется порядок исчисления выслугидляназначенияпенсии, а не порядок исчисления выслугидля установления процентных надбавок за выслугулет (как дополнительных денежных выплат по смыслу ст. 12 Федерального закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих» и ст. 43  «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...»), в связи с чем он не может применяться для исчисления выслугилетдляназначения процентной надбавки. Указанное постановление не регулирует ни порядок назначения надбавки за выслугу лет, ни порядок определения размера надбавки за выслугу лет, которые, как правильно установлено судом, в период назначения истицу пенсии регулировались Инструкцией, утвержденной Приказом МВД РФ от 26.08.1994 № 391. Впервые включение периода срочной военной службы в стаж службы для выплаты процентной надбавки за выслугу лет было предусмотрено Постановлением Правительства от 23.01.2003 № 43, приказом МВД России от 26.04.2003 № 283 «О порядке организации работы по исчислению выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации», которым предусмотрено включение периода срочной военной службы в стаж службы для выплаты процентной надбавки с 1 июля 2002 года. Перерасчет пенсии истцу с указанного времени ответчиком произведен, что не оспаривалось лицами, участвующими в деле.

Оснований для включения периода срочной службы в Вооруженных силах и перерасчета пенсии истца за период с 24.06.1995 по 30.06.2002 не имеется в силу общеправового принципа, закрепленного в п. 1 ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которого акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом, т.е. придание оспариваемой норме обратной силы является исключительной прерогативой федерального законодателя.

Возражения истца в той части, что действующим законодательством, по его мнению, не разделяются понятия выслуга лет для назначения пенсии и выслуга лет для исчисления процентной надбавки за выслугу лет, отклоняются за необоснованностью. Судом первой инстанции дана исчерпывающая оценка правовым нормам, регулирующим спорные правоотношения в период до и после назначения пенсии истцу, оснований не соглашаться с которой судебная коллегия не усматривает.

Доводы истца в указанной части опровергаются еще и тем обстоятельством, что 14.07.2000  принято Постановление № 524 «Об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей», которым утверждены Правила исчисления выслугилетдляназначения процентной надбавки за выслугулет военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, то есть специальный нормативный акт, регулирующий спорные правоотношения.

Именно п. 2 приложения № 1 к указанному Постановлению предусмотрено, что в выслугулет военнослужащих дляназначения процентной надбавки за выслугулет засчитывается в календарном исчислении военная служба в  Федерации.

Судом нормы материального права применены правильно, все имеющие значение для дела обстоятельства судом первой инстанции установлены верно, с учетом чего судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности судебного постановления, не усматривая оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы Желтышева Г.И., которые основаны на неправильном толковании им норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, в их взаимосвязи.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Курганского городского суда Курганской области от 17 февраля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу  - без удовлетворения.

Судья-председательствующий

Судьи: