Челябинский Областной суд - Судебный акт №ГК-007578-02/2010 Дело № 33- 8680/2010 Судья Закирова СЛ.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Кузнецовой М.М.,
судей Чаус И.А., Давыдовой Т.И.
при секретаре Нечет Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Челябинске 17 сентября 2010 года дело по кассационной жалобе ФИО1 на решение Златоустовского городского суда Челябинской области от 15 июля 2010 года.
Заслушав доклад судьи Чаус И.А. об обстоятельствах дела и доводах жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Златоустовского городского округа, ОАО «Комитет городского хозяйства» (далее по тексту — ОАО «КГХ») о возложении обязанности на УСЗН по назначению ей субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг с декабря 2009 года и июня 2010 года, выплате ей денежной суммы в размере 3503 рублей, 25 коп., возложении обязанности на ОАО «КГХ» по перерасчету задолженности по оплате коммунальных услуг за период с 2004 года по 2007 год, выплате ей 3800 рублей за работу старшей дома за период с мая 2007 года по ноябрь 2008 года, взыскании с ответчиков морального вреда в размере 100000 рублей.
В обоснование иска указала на то, что как старшая по дому № *****, в силу действующего законодательства имеет право на предоставление ей субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг. Однако ответчиками в предоставлении ей указанной выше субсидии отказано ввиду наличия у нее задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг.
Представители УСЗН с исковыми требованиями не согласились, указывая о том, что порядок предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг старшим по многоквартирным домам имеет заявительный характер, более того, предоставление такой субсидии возможно только при отсутствии задолженности по оплате коммунальных услуг. Истица с заявлением о предоставлении ей указанной выше субсидии в УСЗН не обращалась, более того, за спорные периоды времени у нее имеется задолженность по оплате коммунальных услуг.
1
Представитель ОАО «КГХ» в судебном заседании не присутствовал, в письменном отзыве, представленном в материалы дела, просил о применении срока исковой давности по требованиям о снятии с истицы задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг за период с 2004 по 2007 год, в удовлетворении остальной части иска просил отказать по тому основанию, что истицей не были соблюдены условия для предоставления ей субсидии.
Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении исковьгх требований.
В кассационной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, ссылается на ошибочность выводов суда о том, что за периоды с 2005 года по 2007 год с заявлениями о предоставлении ей субсидии в УСЗН она не обращалась, указывает на неправильное начисление ей субсидии за предшествующие годы, что повлекло возникновение у нее задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг, полагает, что наличие у нее задолженности при указанных выше обстоятельствах не может являться основанием для отказа в предоставлении ей субсидии.
Заслушав ФИО1, поддержавшую доводы кассационной жалобы, возражения на доводы жалобы представителя УСЗН Златоустовского городского округа ФИО2, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия оснований для ее удовлетворения и отмены решения суда не находит.
Судом установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами, что старшей по дому №***** общим собранием жильцов указанного выше многоквартирного жилого дома 22 августа 2006 года избрана ФИО1, что подтверждается протоколом общего собрания жильцов дома № ***** от 22 августа 2006 года (л.д. л.д. 124 т. 1).
На момент рассмотрения данного дела ФИО1 продолжает осуществлять работу старшей по дому, о чем свидетельствуют ее пояснения, показания свидетелей. Ответчиками указанное обстоятельство также не оспаривается.
В январе 2010 года ФИО1 обратилась в УСЗН с заявлением о предоставлении ей субсидии по оплате жилья и коммунальных услуг, однако УСЗН в предоставлении такой субсидии ей было отказано в виду наличия у нее задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг (л.д. 54 т. 1).
Из представленной в материалы дела справки МУЛ «Расчетно-кассовое бюро» следует, что задолженность истицы по оплате жилья и коммунальных услуг по состоянию на 10 января 2030 года составила 8195
2
рублей 72 коп. (л.д. 35,55 т.1), что самой ФИО1 ни при рассмотрении дела в суде первой, ни в суде кассационной инстанции не оспаривалось.
Порядок предоставления мер социальной поддержки старшим по многоквартирным домам в виде уменьшения ежемесячных платежей за жилье и коммунальные услуги в размере 2-х минимальных размеров оплаты труда установлен решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа от 29 марта 2006 года № 31-ЗГО «Об утверждении Порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки старшим по многоквартирным домам».
Согласно пунктам 4, 5 указанного Порядка предоставление мер социальной поддержки старшему по многоквартирному дому не производится в случае, если у него имеется задолженность по оплате жилья и коммунальных услуг более 3-х месяцев и отсутствуют текущие платежи. Предоставление мер социальной поддержки старшим по многоквартирным домам осуществляется на основании представленных уполномоченному лицу Управляющей организации ежемесячных отчетов по форме, установленной Положением «О старшем по многоквартирному дому» (пункт 6 Порядка).
Таким образом установив, что по состоянию на 2010 год у ФИО1 имелась задолженность по квартплате и коммунальным услугам, наличие которой истицей не оспаривалось, в настоящее время указанная задолженность ею не погашена, намерение на ее погашение у истицы отсутствуют, соглашение о погашении данной задолженности истицей не заключено, суд, руководствуясь указанными выше нормами, пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для предоставления истице субсидии в виде уменьшения ежемесячных платежей за жилье и коммунальные услуги, а также перерасчета задолженности по оплате коммунальных услуг за период с 2004 по 2007 год, в связи с чем правомерно посчитал заявленные ею требования к УЗСН и ОАО «КГХ» не подлежащими удовлетворению.
Разрешая требования ФИО1 к ОАО «КГХ» в части перерасчета задолженности по оплате коммунальных услуг и пени за период с 2004 года по 2007 год, суд также обосновано учел, что с данным требованием истица обратилась в суд по истечении трехгодичного срока исковой давности, установленного ст. 196 ГК РФ и заявленного стороной в споре, что является самостоятельным основанием для отказа ей в иске в этой части.
Оснований не соглашаться с данными выводами суда у судебной коллегии не имеется, так как они мотивированы, соответствуют представленными доказательствами и требованиям закона.
з
Доводы кассационной жалобы истицы о неначислении ей субсидии за предшествующие годы, что повлекло возникновение у нее задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг, являются несостоятельными и отмену решения суда не влекут.
Право на субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предусмотрено ст. 159 ЖК РФ. Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки или прекращения предоставления субсидий устанавливаются Правительство РФ (ч.7 ст. 159 ЖК РФ).
В соответствии с п.6 Постановления Правительства РФ от 14 декабря 2005 года № 761 «Об утверждении Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальньгх услуг» субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению
Согласно п.7 методических рекомендаций по применению правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных приказом Министерства регионального развития РФ и Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 мая 2006 года № 58/403, субсидия предоставляется гражданину (заявителю) при одновременном его соответствии условиям, перечисленным в данном пункте, в том числе при отсутствии задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или заключения и (или) выполнения гражданами соглашений по ее погашению.
Аналогичное указание содержится и в. 5 Положения о старшем по многоквартирному дому, утвержденного решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа от 29 марта 2006 года № 30-ЗГО.
Из содержания указанных выше норм следует, что порядок предоставления субсидий гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг носит заявительный характер. Более того, право на предоставление такой субсидии возникает только при наличии определенных условий, в том числе отсутствии у гражданина заложенности по оплате жилья и коммунальных услуг.
Пунктом 6 Положения о старшем по многоквартирному дому также предусмотрено, что старшие по многоквартирным домам обеспечиваются субсидией на оплату жилья и коммунальньгх услуг только при условии предоставления ими отчетов о проделанной работе.
4
Как следует из материалов дела, установлено судом и не оспаривалось самой истицей, с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг ФИО1 обратилась в УСЗН по Златоустовскому городскому округу только в июне 2010 года. Доказательств того, в спорные периоды времени она обращалась с заявлением о предоставлении ей такой субсидии, материалы дела не содержат.
Факт наличия у нее задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг ею не оспаривался. Более того, как пояснила сама истица в судебном заседании соглашение о погашении имеющейся у нее задолженности она заключать не намерена.
Доказательства предоставления ею отчетов о проделанной работе в качестве старшей по многоквартирному дому за спорные периоды времени ею также не представлены.
При указанных выше обстоятельствах оснований для предоставления истице субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг с декабря 2009 года, июня 2010 года, выплате ей денежных в сумм, эквивалентных размеру причитающейся ей субсидии за 2007, 2008 год, у УСЗН не имелось.
Отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО1, суд верно учел, что меры социальной поддержки предоставляются старшим по многоквартирным домам в безналичной форме в виде уменьшения ежемесячных платежей за жилье и коммунальные услуги.
Меры социальной поддержки, предоставляемые ФИО1, как старшей по многоквартирному дому в безналичной форме в виде уменьшения ежемесячных платежей за жилье и коммунальные услуги, учтены при расчете субсидии, а не в качестве заработка, как того требует истица.
В связи с этим, ее доводы в кассационной жалобе о том, что субсидия на оплату жилья и коммунальных услуг представляет собой денежную выплату являются необоснованными, противоречащими требованиям указанных выше норм.
Не могут повлечь отмену решения суда также ее доводы в кассационной жалобе об отсутствии в УСЗН ведения учета старших по многоквартирным домам и нецелевом использовании ответчиками бюджетных средств, поскольку достоверные и достаточные доказательства этого в материалах дела отсутствуют.
Согласно сложившемуся порядку предоставления мер социальной поддержки старшим по многоквартирным домам, утвержденному решением
5
Собрания депутатов Златоустовского городского округа № 31-ЗГО от 29 марта 2006 года для возмещения расходов из местного бюджета, связанных с предоставлением мер социальной поддержки старшим по многоквартирным домам, Управляющая организация ежемесячно представляет в УСЗН ведомость учета старших по многоквартирным домам, сводную ведомость учета, протокол собрания собственников и нанимателей жилых помещений многоквартирного дома. УСЗН, в свою очередь, осуществляет проверку документов и сверку старших по многоквартирным домам. После проведения сверки и наличия вышеперечисленных документов УСЗН осуществляет возмещение расходов Управляющей организации, что исключает нецелевое использование бюджетных средств.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, оснований для отмены решения суда первой инстанции в кассационном порядке, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ, не имеется.
Руководствуясь ст.ст.361,366 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Златоустовского городского суда Челябинской области от 15 июля 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
6