ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-8752 от 15.10.2013 Приморского краевого суда (Приморский край)

судья Шульга Е.А. дело № 33 –8752

ОПРЕДЕЛЕНИЕ   15 октября2013года г.Владивосток

Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда

в составе: председательствующего судьи КадкинаА.А.,

судей Власенко И.Г., Чикаловой Е.Н.,

при секретаре Соловьевой М.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края, Куриленко С.В. о признании незаконным распоряжения Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ №, признании недействительным договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ года и признании права собственности Российской Федерации на земельный участок, по апелляционной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае на решение Советского районного суда города Владивостока от 22 июля 2013 года, которым в удовлетворении заявленных требований было отказано.

Заслушав доклад судьи Кадкина А.А., возражения представителя Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края Елькиной В.Е., судебная коллегия

установила:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае обратилось с иском к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края и Куриленко С.В., указав, что распоряжением Департамента земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (Департамента) от ДД.ММ.ГГГГ № Куриленко С.В. предоставлен земельный участок с кадастровым номером №, площадью ... кв.м., находящийся примерно <адрес> в аренду сроком на ... лет для целей не связанных со строительством (введение дачного хозяйства). Указанное распоряжение послужило основанием к заключению 15 июня 2010 года Департаментом с Куриленко С.В. договора аренды земельного участка №.

Истец считает, что указанное распоряжение является незаконным, а договор аренды недействительным, поскольку предоставленный земельный участок является лесным участком, находящегося в составе земель лесного фонда, которые в силу закона отнесены к федеральной собственности.

Право собственности Российской Федерации на лесной участок лесного фонда Владивостокского лесничества в квартале 22 часть выдела 6 Садгородского участкового лесничества зарегистрировано 20 мая 2010 года. Отсутствие государственной регистрации права федеральной собственности на данные участки не свидетельствует об отсутствие прав РФ на лесные участки, так как согласно статье 6 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствие их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом, и регистрируется по желанию правообладателя. Право федеральной собственности на лесной фонд было закреплено до введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ в соответствии со статьей 19 Лесного кодекса РФ 1997 года.

Уполномоченным органом по предоставлению в аренду лесных участков в составе земель лесного фонда, в том числе и предоставленных Куриленко С.В. земельного участка является Департамент лесного хозяйства Приморского края, а не Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края. Земельное и лесное законодательство не предусматривает данного пользования земель лесного фонда при передаче в аренду. Испрашиваемый земельный участок относится к землям особо охраняемых природных территорий, имеющий природоохранное назначение, в переделах которых вводится особый правовой режим использования земель и запрещается предоставление садоводческих и дачных участков.

Истец просил признать незаконным распоряжение Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ года №

Признать недействительным договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ года №, заключенный между Департаментом земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края и Куриленко С.В.

Признать право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером № площадью ... кв.м., находящийся <адрес>

Дело рассмотрено в отсутствии истца Территориального управления Федерального по управлению государственным имуществом в Приморском крае.

Представитель Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края с заявленными исковыми требованиями не согласился, указав, что площадь, границы и местоположение спорного земельного участка утверждены распоряжением УГА города Владивостока. Участок был сформирован, в отношении него был осуществлен кадастровый учет. На дату принятия оспариваемого распоряжения № Департамента, распоряжение УГА города Владивостока и кадастровый учет спорного участка не оспорены, не оспариваются и являются действующими в настоящее время. Считает, что истец не представил доказательств, свидетельствующих о том, что спорный земельный участок расположен на территории лесного фонда. Согласно генеральному плану Владивостокского городского округа земельный участок находится в населенном пункте города Владивостока и относится к землям населенных пунктов, а не к лесному фонду.

Установить принадлежность испрашиваемого земельного участка к землям лесного фонда можно только на основании документов государственного кадастрового учета. Из кадастрового паспорта спорного земельного участка следует, что весь участок расположен на землях населенного пункта. Осуществление кадастрового учета спорного земельного участка не оспорено, кадастровый паспорт данного участка и сведения об индивидуальных характеристиках участка, указанные в кадастровым паспорте, являются действующим и законными. На момент издания Департаментом распоряжения и заключения договора отсутствовали судебные акты, ограничения, право притязания в отношении спорного земельного участка. Следовательно, у Департамента отсутствовали правовые основания в отказе в предоставлении спорного земельного участка в аренду. Ссылка Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае на автоматическое возникновение права собственности в силу закона не соответствует действующим нормам права, поскольку регистрация права на земельные участки возможна только по заявлению заинтересованного лица. Требование истца об истребовании земельного участка из незаконного владения являются необоснованными. Лицо, обратившееся с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать факт наличия у истца права собственности на имущество, обладающее индивидуально – определенными признаками, и факт незаконного владения ответчиком спорным имуществом. Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае не предпринимались какие – либо действия направленные на государственную регистрацию права на спорный земельный участок и истец не обладает пакетом документов, достаточных для регистрации права собственности. Признать право отсутствующим возможно в случае, если право зарегистрировано на один и тот же объект за разными лицами. Истцом не представлены доказательства, которые могли бы бесспорно подтвердить доводы истца как о принадлежности земельного участка к защитным лесам, так и о его вхождении в состав земель лесного фонда Российской Федерации.

Представитель ответчика Куриленко С.В. заявленные требования не признал, указал, что истцом не предоставлено доказательств принадлежности спорного земельного участка к землям лесного фонда. Факт проведения лесоустройства в отношении земельных участков не является доказательством его принадлежности к землям лесного фонда, документов подтверждающих отнесение спорного земельного участка к городским лесам истцом не представлено. Согласно генеральному плану Владивостокского городского округа, спорный земельный участок находится в населенном пункте города Владивостока и относится к землям населенных пунктов, а не к лесному фонду. Из кадастрового паспорта данного участка следует, что весь участок расположен на землях населенного пункта. На дату издания Департаментом распоряжения № № от ДД.ММ.ГГГГ и заключения договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ отсутствовали какие – либо ограничения, притязания в отношении спорного земельного участка.

Дело рассмотрено в отсутствии третьих лиц администрации города Владивостока, Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю и Департамента лесного хозяйства Приморского края.

Суд постановил решение, которым исковые требования оставил без удовлетворения.

В апелляционной жалобе Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае просит решение отменить, принять по делу новое решение.

Проверив решение суда, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия не находит оснований для отмены принятого судом решения.

Согласно части 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов и земли лесного фонда.

Как следует из части 1 статьи 6 ЛК РФ, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 6 ЛК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 8 ЗК РФ перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляются путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации.

Аналогичный порядок перевода земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов предусмотрен статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Исходя из положений пункта 2 статьи 83, пункта 1 статьи 84 ЗК РФ, если в границы населенного пункта, утвержденные генеральным планом, включены земельные участки иных категорий, то данные земельные участки относятся к категории земель населенных пунктов.

Судом дана оценка представленным доказательствам и сделан правильный вывод о том, что факт отнесения спорного земельного участка к землям лесного фонда в судебном заседании подтверждения не нашел.

Поскольку границы Владивостокского городского округа утверждены генеральным планом (Решение Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года № 119), судом сделан правильный вывод об отнесении спорного земельного участка к землям населенных пунктов.

Доказательством принадлежности спорного земельного участка к категории земель населенных пунктов, также в силу пункта 13 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» являются сведения о категории земель, указанные в кадастровом паспорте земельного участка.

Решением Думы г. Владивостока от 7 апреля 2010 года № 462 утверждены Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, которые в силу пункта 2 статьи 7 ЗК РФ, частей 2, 6 статьи 30 ГрК РФ определили правовой режим земель на территории Владивостокского городского округа.

Из материалов дела следует, что Департаментом земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края с Куриленко С.В. заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером ... площадью ... кв.м. из земель населенных пунктов, находящегося по адресу: <адрес>: для ведения дачного хозяйства. Срок аренды определен с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года. Основанием к заключению указанного договора аренды послужило распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ года Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края.

Согласно кадастровому паспорту, спорный земельный участок относится к категории земель населенных пунктов (л.д. 19-22), сведения об отнесении земель к лесному фонду или соответствующей зоне городских лесов и городских лесопарков не содержит.

На момент принятия оспариваемого распоряжения и заключения договора аренды земельного участка ограничений, притязаний в отношении спорного земельного участка не имелось.

Границы лесного участка лесного фонда Владивостокского лесничества в квартале 22 часть выдела 6 Садгородского участкового лесничества, общей площадью 1700 кв.м., право собственности, на который зарегистрировано 20 мая 2010 года за Российской Федерацией, не определены.

При этом наложений земельных участков находящегося в собственности Российской Федерации и предоставленного Куриленко С.В. по договору аренды не имеется (л.д. 76-78).

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения иска о признании незаконным Распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, договора аренды земельного участка от 15 июня 2010 года и признании права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, у суда не имелось.

Доводы жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, в решении судом им дана надлежащая оценка, фактически они направлены на переоценку доказательств и обстоятельств дела, не влияют на правильность принятого судом решения и поэтому не могут служить основанием к отмене решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Владивостока от 22 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае – без удовлетворения.

Председательствующий судья

Судьи