ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-8790 от 10.10.2012 Приморского краевого суда (Приморский край)

                                                                                    Приморский краевой суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                       Вернуться назад                                                                                               

                                    Приморский краевой суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Судья Добродеев О.Л. Дело № 33-8790

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

10 октября 2012 года г. Владивосток

Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего Лозенко И.А.

судей Шароглазовой О.Н., Важениной Н.С.

с участием прокурора Ровенко В.В.

при секретаре Ким И.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску прокурора г.Арсеньева в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Арсеньевского городского округа о признании распоряжения незаконным и возложении обязанности

по апелляционной жалобе представителя администрации Арсеньевского городского округа Андроняк О.П.

по апелляционному представлению прокурора г.Арсеньева Лесникова А.П.

на решение Арсеньевского городского суда от 04 июля 2012 года которым исковые требования удовлетворены частично. Признано незаконным и недействительным распоряжение администрации Арсеньевского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ г. № о назначении Кинслер К.А. на должность заместителя главы администрации Арсеньевского городского округа по социальным вопросам.

В остальной части иска отказано.

Заслушав доклад судьи Шароглазовой О.Н., пояснения представителя администрации Арсеньевского городского округа Андроняк О.П., поддержавшей доводы жалобы, Кинслер К.А., мнение прокурора, полагавшего, что решение подлежит отмене в части отказа в удовлетворении требований, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прокурор г. Арсеньева в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконным распоряжения администрации Арсеньевского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ г. № о назначении Кинслер К.А. на должность заместителя главы администрации Арсеньевского городского округа по социальным вопросам и возложении обязанности устранить допущенное нарушение путем увольнения Кинслер К.А. с занимаемой должности либо перевода на иную должность муниципальной службы, квалификационным требованиям которой она соответствует, с установлением срока исполнения устранения нарушений. В обоснование своих требований указал, что в нарушение норм Федерального закона от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и Закона Приморского края от 04.06.2007 г. № 82-КЗ «О муниципальной службе в Приморском крае» распоряжением главы Арсеньевского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ г. № на должность заместителя главы администрации Арсеньевского городского округа по социальным вопросам назначена Кинслер К.А., которая не соответствует квалификационным требованиям, предъявляемым к гражданам, претендующим на замещение высшей должности муниципальной службы. В связи с этим, 21.05.2012 г. прокурором г.Арсеньева на обжалуемое распоряжение выносился протест, однако, 31.05.2012 г. администрацией Арсеньевского городского округа протест отклонен. Назначение Кинслер К.А. на указанную должность считает незаконным, поскольку она не имеет необходимого не менее шести лет стажа муниципальной службы (государственной службы) или не менее семи лет стажа работы по специальности, так как она никогда не занимала должности муниципальной или государственной службы, а трудовую деятельность начала в ГУ «Социальный приют для детей и подростков «Красносельский» ЦАО г.Москвы в период обучения в ВУЗе. Ссылаясь на позицию Верховного суда РФ, изложенную в определении от 25.06.2010 г. № 56-В10-2, полагает, что стаж работы по специальности для претендента на занятие должности муниципальной службы должен исчисляться с момента завершения обучения в ВУЗе.

В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал.

Представитель Администрации Арсеньевского городского округа в судебном заседании, возражая против заявленных требований, указала, что Кинслер К.А. соответствует квалификационным требованиям, предъявляемым к гражданам, претендующим на замещение высшей должности муниципальной службы, поскольку имеет не менее семи лет стажа работы по специальности. В период с 2003 по 2006 гг. Кинслер К.А. обучалась в Российском государственном гуманитарном университете на бюджетной основе очного отделения Института психологии им Л.С. Выготского (РГГУ). Будучи студенткой 4-го курса данного ВУЗа, 22.09.2004 г. Кинслер К.А. была направлена на работу педагогом-психологом в ГУ «...» ЦАО г.Москвы, осуществляла деятельность по специальности «Психология», приобретя на практике профессиональные знания, навыки и опыт, необходимые для исполнения должностных обязанностей. Кроме того, после окончания 4-го курса Кинслер К.А. считается получившей квалификацию «бакалавр», что соответствует высшему профессиональному образованию, следовательно, период ее работы с 22.09.2004 г. по 20.12.2005 г. должен быть включен в стаж работы по специальности. 16.06.2006 г. по окончанию университета, Кинслер К.А. присуждена квалификация «Психолог» по специальности «Психология», в связи с чем в общий стаж работы по специальности подлежит включению период работы в ГУ «...», как отработанный именно по специальности, полученной в ВУЗе. Полагала, что в общий трудовой стаж работы Кинслер К.А., необходимый для замещения высшей должности муниципальной службы, должен включаться стаж работы в должности генерального директора ООО «...» и ООО «...», так как, будучи руководителем юридического лица, Кинслер К.А. выполняла управленческие функции, которые необходимы для исполнения обязанностей заместителя главы администрации. Кроме того, работая в данных Обществах Кинслер К.А. выполняла функции по проведению собеседования, психологическому тестированию и консультированию, профориентации, а также по разработке и внедрению программ обучения, в том числе, проведение тренингов для сотрудников. Тем самым Кинслер К.А. осуществляла деятельность по специальности «Психология».

Третье лицо Кинслер К.А. в судебном заседании указала, что работая руководителем в ООО «...» и ООО «...» ей действительно приходилось выполнять функции психолога. Кроме того, в период работы в ООО «...», она по совместительству на полставки работала педагогом-психологом в ГУ «...». Полагает, что имеет необходимый трудовой стаж по специальности не менее 7 лет, также обладает профессиональными знаниями и навыками, необходимыми для исполнения обязанностей заместителя главы Арсеньевского городского округа по социальным вопросам.

Судом постановлено указанное решение, на которое представителем администрации Арсеньевского городского округа Андроняк О.П. подана апелляционная жалоба, прокурором г.Арсеньева принесено апелляционное представление, в которых просят решение отменить и принять по делу новое решение.

Судебная коллегия, выслушав доводы сторон, изучив письменные материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления, не находит оснований к отмене постановленного по делу решения.

При рассмотрении дела судом первой инстанции было установлено, что Кинслер К.А. распоряжением главы администрации Арсеньевского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ года № к назначена на должность заместителя главы администрации Арсеньевского городского округа по социальным вопросам с 04 апреля 2012 года на срок полномочий главы администрации Арсеньевского городского округа Дронина А.А.

Обращаясь с заявлением в суд, прокурор г.Арсеньева ссылался на то, что у Кинслер К.А. отсутствует необходимый стаж работы по специальности для назначения на указанную должность муниципальной службы, в связи с чем такое назначение не соответствует действующему законодательству и противоречит принципу профессионализма и компетентности муниципальных служащих.

Данный довод заявителя суд правильно посчитал обоснованным и удовлетворил требования прокурора.

В соответствии со статьей 42 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.

В статье 9 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» установлено, что для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

При этом часть 2 указанной нормы предусматривает, что установление квалификационных требований к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.

В соответствии с частью 7 статьи 6 Закона Приморского края от 04 июня 2007 года № 82-КЗ «О муниципальной службе в Приморском крае» гражданам, претендующим на замещение высшей должности муниципальной службы, к которой относится и должность заместителя главы местной администрации, необходимо иметь на замещение высшей должности муниципальной службы - не менее шести лет стажа муниципальной службы (государственной службы) или не менее семи лет стажа работы по специальности;

Разрешая спор и удовлетворяя заявление прокурора, суд пришел к правильному выводу о том, что стаж работы по специальности Кинслер К.А. составляет менее семи лет (4 года 6 месяцев 18 дней). При этом судом не были включены в стаж работы истицы периоды с 21 декабря 2005 года по 01 марта 2007 года в должности менеджера по персоналу и руководителя отдела тренинговых программ в ООО «...», а также с 06 марта 2007 года по 30 ноября 2007 года в должности генерального директора ООО «...» и с 04 декабря 2007 года по 20 ноября 2008 года в ООО «...».

Судебная коллегия находит данный вывод суда основанным на правильном толковании и применении норм материального права по следующим основаниям.

Судом установлено, что Кинслер К.А. согласно приложению к диплому № от 03 июля 2006 года, в 2000 году поступила в ГОУ ВПО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса» (очная форма) по специальности психология, специализация - специальная психология. 16 июня 2006 года окончила ГОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет», ей была присуждена квалификация психолог; преподаватель психологии по специальности «психология».

Разрешая спор, суд правильно указал на то, что стаж работы Кинслер К.А. с 21 декабря 2005 года по 01 марта 2007 года в должности менеджера по персоналу и руководителя отдела тренинговых программ в ООО «...», а также с 06 марта 2007 года по 30 ноября 2007 года в должности генерального директора ООО «...» и с 04 декабря 2007 года по 20 ноября 2008 года в ООО «...» не может быть учтен как «стаж работы по специальности», необходимый для занятия должности муниципальной службы.

Законом Приморского края от 04 июня 2007 года № 82-КЗ «О муниципальной службе в Приморском крае» в соответствии с федеральным законодательством о муниципальной службе прямо установлено, что гражданам, претендующим на замещение высшей должности муниципальной службы, к которой относится и должность заместителя главы местной администрации, необходимо иметь высшее профессиональное образование, а также не менее шести лет стажа муниципальной службы (государственной службы) или не менее семи лет стажа работы по специальности. Таким образом, законодатель Приморского края, действуя в пределах своих полномочий, установил, что стаж работы по специальности для претендента на занятие должности муниципальной службы исчисляется с момента завершения обучения в высшем учебном заведении.

Между тем, необходимый стаж для занятия высшей должности муниципальной службы у Кинслер К.А. отсутствует.

Представленные в материалы дела должностные инструкции руководителя отдела тренинговых программ и менеджера по персоналу ООО «...» не могут служить подтверждением стажа по специальности, поскольку в указанных должностных инструкциях отсутствуют даты их утверждений, в них отсутствует подпись Кинслер К.А., подтверждающая ознакомление последней с должностными инструкциями.

Доводы представителя администрации Арсеньевского городского округа в апелляционной жалобе о том, что судом не исследовался вопрос о включении в стаж работы Кинслер К.А. по специальности в ООО «...», ООО «...», ООО «...» являются несостоятельными, поскольку выводы суда в указанной подтверждены материалами дела, и оснований для отмены решения суда в этой части у судебной коллегии не имеется.

Вместе с тем судебная коллегия находит заслуживающими внимания доводы апелляционного представления о том, что суд, установив нарушение закона при разрешении дела, не возложил на ответчика обязанность устранить допущенные нарушения.

Суд, разрешая требования, верно указал, что прерогатива заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работником в силу трудового законодательства принадлежит работодателю.

Согласно части 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Частью 1 статьи 258 ГПК РФ установлено, что суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Между тем, судом не были учтены положения вышеуказанных правовых норм, что является основанием к отмене решения суда в данной части.

По изложенному и руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Арсеньевского городского суда Приморского края от 04 июля 2012 года в части отказа в возложении обязанности на администрацию Арсеньевского городского округа по устранению допущенных нарушений отменить.

В отмененной части принять новое решение, возложить на администрацию Арсеньевского городского округа обязанность по устранению допущенных нарушений.

В оставшейся части решение Арсеньевского городского суда Приморского края от 04 июля 2012 года оставить без изменения.

Председательствующий:

Судьи: