ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-8804 от 14.10.2013 Приморского краевого суда (Приморский край)

Судья Сундюкова М.Ю. Дело № 33-8804

ОПРЕДЕЛЕНИЕ   14 октября 2013 года г. Владивосток

Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего Соловьевой О.В.

судей Завальной Т.Ю., Наконечной Е.В.

при секретаре Соловьевой М.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Партизанского городского округа, Министерству энергетики Российской Федерации о включении в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда как одиноко проживающего и заключении договора на предоставление социальной выплаты как одинокому гражданину по апелляционной жалобе ответчика администрации Партизанского городского округа на решение Партизанского городского суда Приморского края от 6 июня 2013 года, которым требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Соловьевой О.В., выслушав объяснения представителя ФИО1 - ФИО2, судебная коллегия у с т а н о в и л а:   ФИО1 обратился в суд с иском к администрации Партизанского городского округа, Министерству энергетики Российской Федерации о включении как одиноко проживающего в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда и заключении договора на предоставление социальной выплаты как одинокому гражданину, указав, что с декабря 2011 года он является собственником 1/6 доли в праве собственности на жилой дом, расположенный по адресу: Приморский край, г. Партизанск, ул. <адрес>. Фактически дом разделён на две части, в одной половине которого проживают посторонние люди, а в другой половине живут он, его приёмный отец с женой и детьми. Указанное жилое помещение признано ветхим и не пригодным к проживанию в результате ведения горных работ по критериям безопасности. В их части жилого дома зарегистрированы и проживают шесть человек: ФИО3 – собственник жилого помещения, ФИО4 – его жена, дети ФИО5, ФИО6, ФИО7, и он. В определённом законом порядке установление усыновления истца ФИО3 не производилось. О том, что дом находится над горными выработками и не пригоден к проживанию истцу стало известно в августе 2012 года. Решением Партизанского городского суда Приморского края от 10 декабря 2012 года на администрацию Партизанского городского округа и Министерство энергетики РФ возложена обязанность включить ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 и ФИО1, проживающих по адресу: г. Партизанск, ул. <адрес> в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего аварийным в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности. Письмом от 4 февраля 2013 года администрация Партизанского городского округа отказала в предоставлении социальной выплаты на всех указанных выше граждан, ссылаясь на необходимость предоставления документов, подтверждающих факт признания членом семьи ФИО3 Считает данный отказ незаконным. Просил возложить на ответчиков обязанность по включению его в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах не пригодным к проживанию по критериям безопасности как одиноко проживающего гражданина; обязать администрацию Партизанского городского округа заключить с ним договор на предоставление социальной выплаты как одинокому гражданину, для приобретения жилья за счёт средств, предусмотренных для реализации программ местного развития и обеспечения занятости для шахтёрских городов и посёлков, подлежащему переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ непригодным для проживания.

В судебном заседании представитель истца на требованиях настаивал.

Представитель ответчика администрации Партизанского городского округа иск не признал, ссылаясь на то, что ФИО1 включён в дополнительный список граждан на приобретение жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным вследствие ведения горных работ на ликвидируемой шахте. В связи с этим у администрации нет законных оснований для включения ФИО1 в списки граждан подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности как одиноко проживающего гражданина и заключения с ним договора на предоставление социальной выплаты как одинокого гражданина.

Дело рассмотрено в отсутствие истца и представителя ответчика Минэнерго РФ.

Судом постановлено решение, которым на администрацию Партизанского городского округа и Министерство энергетики Российской Федерации возложена обязанность по включению ФИО1 в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате проведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности для предоставления социальной выплаты, как одиноко проживающего и заключить с ним договор на предоставление социальной выплаты как одинокому гражданину, для приобретения жилья за счёт средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтёрских городов и посёлков, подлежащему переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах, непригодным для проживания по критериям безопасности.

С решением суда не согласилась администрация Партизанского городского округа, её представителем подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.

Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, находит решение подлежащим отмене по следующим основаниям.

Заявляя требования о включении в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда как одинокого гражданина, ФИО1 как на основание своих требований ссылался на письмо администрации Партизанского городского округа от 4 февраля 2013 года об отказе в предоставлении социальный выплаты на перечисленных в решении суда граждан, не включая его в число членов семьи ФИО3

Удовлетворяя настоящие исковые требования, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что ФИО1, проживая по одному адресу с семьёй ФИО3, не являясь при этом её членом, имеет право как отдельно проживающий гражданин на включение в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах, непригодным для проживания по критериям безопасности для предоставления социальной выплаты для приобретения жилья за счёт средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтёрских городов и посёлков.

С данными выводами судебная коллегия согласиться не может, так как они сделаны судом без учёта обстоятельств дела, имеющих значение для правильного разрешения настоящего спора по существу, при неправильном применении норм материального права, и не подтверждаются материалами дела, что в силу положений статьи 330 ГПК РФ является основанием для отмены решения суда.

Из материалов дела следует, что ФИО1 на основании договора купли-продажи от 15 декабря 2011 года является собственником 1/6 доли в общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: г. Партизанск, ул. <адрес> (свидетельство о государственной регистрации права серии № от 22 декабря 2011 года (л.д. 12)).

Согласно выписке из домовой книги от 5 февраля 2013 года, ФИО1 зарегистрирован по указанному адресу.

В силу пункта 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтёрских городов и посёлков, утверждённых Постановлением Правительства от 13 июля 2005 года № 428, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам – в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства, осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утверждённых органами местного самоуправления шахтёрских городов и посёлков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

По смыслу данной нормы для включения в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте, необходимо наличие следующих условий: признание жилого дома непригодным для проживания и подлежащим сносу по причине подработки горными работами ликвидируемой шахты; наличие права на данное жилое помещение на дату принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности; и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, то есть отсутствие иного жилья.

Изложенные в указанном Постановлении нормы являются специальными по отношению к гражданам, проживающим на момент ликвидации угольных предприятий и зарегистрированным в жилых помещениях, которые пришли в негодность из-за воздействия горных работ.

Данный нормативный акт регулирует вопросы переселения проживающих в непригодных для проживания помещениях граждан в другое благоустроенное жильё и является одним из направлений государственной жилищной политики. Правоотношения с собственниками помещений, которые не проживали в жилом помещении или стали собственниками после утверждения списков граждан, подлежащих переселению, данный акт не регулирует. Однако это не может свидетельствовать о нарушении как имущественных, так и личных неимущественных прав граждан, поскольку этот акт не отменяет действия норм действующего гражданского и жилищного законодательства.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, судебная коллегия приходит к выводу, что ФИО1 не имеет право на включение в список граждан, подлежащих переселению как отдельно проживающий гражданин, поскольку внесению в указанный список подлежат граждане, постоянно проживавшие в жилом помещении на момент принятия решения о ликвидации шахты «Центральная», для которых указанное жилое помещение являлось постоянным местом жительства. Доказательств постоянного проживания в спорном доме на момент принятия решения о ликвидации шахты «Центральная» и того, что данное жилое помещение являлось его постоянным местом жительства, истцом представлено не было.

Кроме того решением Партизанского городского суда Приморского края от 20 декабря 2012 года на администрацию Партизанского городского округа и Министерство энергетики Российской Федерации возложена обязанность по включению в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, в том числе ФИО1

Истец в дополнительном списке граждан на приобретение жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте «Центральная» ДОАО ш/у «Нагорное» непригодным для проживания по критериям безопасности, утверждённого главой Партизанского городского округа в 2013 году, числится под номером 431 в составе семьи ФИО3 (л.д. 30).

Вместе с тем истцом заявлено о самостоятельном праве, которое у истца на момент ликвидации шахты не возникло, так как 1/6 доля в праве на жилой дом приобретён ФИО1 в декабре 2011 года, то есть после принятии решения о ликвидации шахты «Центральная» ДОАО ш/у «Нагорное».

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии у истца законных оснований на включение его как одиноко проживающего в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате проведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, для предоставления социальной выплаты и заключение с ним договора на указанную выплату как одинокому гражданину.

Учитывая, что все необходимые для дела обстоятельства установлены на основании имеющихся в деле доказательств, судебная коллегия считает возможным вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1 о включении в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности как одиноко проживающего гражданина и заключении с ним договора на предоставление социальной выплаты как одинокого гражданина.

Руководствуясь статьями 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:   решение Партизанского городского суда Приморского края от 6 июня 2013 года отменить.

Принять новое решение.

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации Партизанского городского округа, Министерству энергетики Российской Федерации о включении как одиноко проживающего в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда как одиноко проживающего и заключении договора на предоставление социальной выплаты как одинокому гражданину – отказать.

Председательствующий

Судьи