ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-8809/2012 от 05.09.2012 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

                                                                                    ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Судья Лемякина В.М. Дело № 33-8809/2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

05 сентября 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего Мун Г.И.

судей Кравцовой Е.В., Жабиной Н.В.

при секретаре Маренковой В.Б.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФКУ «», Главному управлению кадров Министерства обороны РФ, Военному комиссариату Волгоградской области о признании права на социальные гарантии, понуждении к выдаче удостоверения

по апелляционной жалобе представителя ФИО1 – ФИО2, действовавшей на основании доверенности

на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 25 июня 2012 года, которым в удовлетворении заявленных требований ФИО1 к ФКУ «», Главному управлению кадров Министерства обороны РФ, Военному комиссариату Волгоградской области о признании права на социальные гарантии, предусмотренные для ветеранов боевых действий ФЗ «О ветеранах», понуждение к выдачи удостоверения ветерана боевых действий отказано.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Кравцовой Е.В., выслушав представителя ФИО1- ФИО2, действующую на основании доверенности, поддержавшую доводы жалобы, возражения по ним представителя Военного комиссариата Волгоградской области ФИО3, действующей на основании доверенности, Судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился с иском к ФКУ «», Главному управлению кадров Министерства обороны РФ, Военному комиссариату Волгоградской области о признании права на социальные гарантии, предусмотренные для ветеранов боевых действий ФЗ «О ветеранах», понуждении к выдаче удостоверения ветерана боевых действий.

В обоснование заявленных требований указал, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он проходил военную службу в Военной комендатуре  района Чеченской республики в составе Объединенной группировки войск на Северном Кавказе, принимал участие в боевых действиях (контртеррористических операциях), о чем имеется запись в п. 17 Военного билета. Приказами Военного коменданта  района от ДД.ММ.ГГГГ №  и ДД.ММ.ГГГГ №  истец награжден нагрудными знаками «Участнику боевых действий» и «За службу на Кавказе», о чем также имеется запись в п. 21 «Государственные награды» Военного билета. Он также награжден Грамотой Военного коменданта за образцовое выполнение воинского долга, проявленное мужество и высокий профессионализм, а его родителями получено Благодарственное письмо за исполнение им обязанностей по наведению конституционного порядка на территории Чеченской республики. Он неоднократно принимал участие в проведении мероприятий, направленных на поддержание конституционного порядка. Полагает, что является ветераном боевых действий и имеет право на получение социальных гарантий предусмотренных законом «О ветеранах». Однако, ссылаясь на отсутствие приказов командира о его участии в боевых действиях, Отдел Военного комиссариата Волгоградской области по Даниловскому району отказывает ему в направлении документов для получения удостоверения ветерана, а ФКУ «» не признает его право на социальные гарантии, предусмотренные ФЗ «О ветеранах». Настаивая на признании права на социальные гарантии, предусмотренные для ветеранов боевых действий Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», просил обязать Федеральное казенное учреждение «» и Главное управление кадров Министерства обороны РФ выдать ему удостоверение ветерана боевых действий.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель ФИО1 – ФИО2, оспаривая законность судебного постановления, просит его отменить.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив ее доводы, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с обстоятельствами дела и требованиями закона.

Согласно ст. 3 п. 1 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5 - ФЗ «О ветеранах» и п. 7 Приказа Министра обороны Российской Федерации № 1177 к ветеранам боевых действий относятся: военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно -исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также, принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

Для получения удостоверения военнослужащие и лица гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, направляют обращения:

- в центральную комиссию - проходящие военную службу (работающие) в структурных подразделениях центрального аппарата и в воинских частях и организациях Вооруженных Сил РФ, им подчиненных, а также в главных командованиях видов Вооруженных Сил РФ и командованиях родов войск Вооруженных Сил РФ (кроме органов военного управления, воинских частей и организаций, им подчиненных);

- в комиссии - проходящие военную службу (работающие) в воинских частях и организациях видов Вооруженных Сил РФ, военных округов (флотов), родов войск Вооруженных Сил РФ.

Иные лица, указанные в пункте 7 Приказе Министра обороны Российской Федерации № 1177, обращаются в комиссию военного округа, на территории которого они проживают, а проживающие в Калининградской области - в комиссию Балтийского флота.

Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах РФ» утвержден Приказом Министра обороны РФ от 02 ноября 2009 г. № 1177. Указанный Порядок разработан в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий».

В целях рассмотрения обращений и принятия решений о выдаче (отказе в выдаче) удостоверений ветерана боевых действий (далее именуется - удостоверение) в Вооруженных Силах РФ образовываются: в военных округах, на флотах - комиссии военных округов, флотов по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий (далее именуются - комиссии); в центральном аппарате Министерства обороны РФ (далее именуется - центральный аппарат) -центральная комиссия Министерства обороны РФ по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий (далее именуется -центральная комиссия).

На центральную комиссию возлагается руководство работой всех комиссий, контроль за их деятельностью, а также принятие решения о выдаче (отказе в выдаче) удостоверений в случаях, когда комиссии не могут принять соответствующего решения.

Организационное и техническое обеспечение деятельности центральной комиссии осуществляется Главным управлением кадров Министерства обороны Российской Федерации (далее именуется - Главное управление кадров), комиссий - соответствующими кадровыми органами.

Главное управление кадров обеспечивает бланками удостоверений кадровые органы военных округов, флотов (далее именуются - кадровые органы) в соответствии с поданными ими заявками.

В соответствии с требованиями п. 9 Приказа Министра обороны Российской Федерации № 1177 к обращению прикладываются две фотографии размером 3x4 см и документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях:

- для лиц, выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, либо в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, либо по обеспечению безопасности и защите граждан РФ, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия, -выписки из приказов соответствующих командиров (начальников), подтверждающие непосредственное их участие в боевых действиях, или реализованный наградной материал;

- для лиц гражданского персонала - выписки из приказов, донесений соответствующих командиров (начальников) об обстоятельствах их непосредственного участия в боевых действиях, утвержденные руководителем контртеррористической операции, или реализованный наградной материал;

- для лиц, принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в государствах, указанных в разделе 111 Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан РФ, за исключением территорий, указанных в абзаце втором настоящего пункта, документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях, выданные органами военного управления Министерства обороны Российской Федерации, направлявшими указанных лиц, в том числе органами военного управления Министерства обороны Российской Федерации, являющимися правопреемниками органов военного управления Министерства обороны СССР.

По итогам рассмотрения комиссия принимает решение о выдаче (отказе) удостоверения в соответствии с принятым решением готовит заключение о выдаче (отказе в выдаче) удостоверения.

Судом установлено, что период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 проходил военную службу в Военной комендатуре  района Чеченской республики в составе Объединенной группировки войск на Северном Кавказе.

В военном билете ФИО1 имеется запись о том, что он принимал участие в контртеррористических операциях на территории Чеченской Республики составе ОГВ (с).

Приказами Военного коменданта  района от ДД.ММ.ГГГГ №  и ДД.ММ.ГГГГ №  ФИО1 награжден нагрудными знаками «Участнику боевых действий» и «За службу на Кавказе», о чем также имеется запись в п. 21 военного билета: «Государственные награды» Военного билета.

Также ФИО1 награжден Грамотой Военного коменданта за образцовое выполнение воинского долга, проявленное мужество и высокий профессионализм, а его родителями получено Благодарственное письмо за исполнение ФИО4 обязанностей по наведению конституционного порядка на территории Чеченской республики.

Согласно Служебно-боевой характеристике, истец неоднократно принимал участие в проведении мероприятий, направленных на поддержание конституционного порядка.

К председателю комиссии Южного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий с просьбой выдать удостоверение ветерана боевых действий ФИО1 не обращался.

Указанные обстоятельства подтверждены материалами дела, пояснениями сторон в суде.

При таких данных суд пришел к выводу о нарушении ФИО1 порядка получения удостоверения ветерана и отсутствии спора между ним, ФКУ «», Главным управлением кадров Министерства обороны РФ, ввиду чего отказал в иске.

Указанный вывод суда следует признать правильным, в должной степени мотивированным, основанным на анализе и соответствующей правовой оценке фактических обстоятельств дела, собранных по делу доказательств, верном применении материального закона, регулирующего спорные правоотношения.

Как следует из материалов дела и правильно установлено судом, истцом не соблюден порядок обращения в Комиссию с заявлением о выдаче удостоверения участника боевых действий. Истец в полномочную комиссию с заявлением не обращался, его вопрос рассмотрен не был. Между тем Приказом Министра обороны Российской Федерации от 02 ноября 2009 года N 1177 "О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации" предусмотрен порядок выдачи удостоверений, согласно которому истец самостоятельно обращается в полномочную комиссию и представляет документы, перечисленные в Приказе Министра обороны Российской Федерации.

В этой связи доводы апелляционной жалобы представителя истца об отсутствии выводов суда о наличии или отсутствии у него права на получение удостоверения ветерана боевых действий основанием для отмены решения служить не могут, поскольку данный вопрос в установленном законом порядке разрешен не был.

Кроме того, Конституция Российской Федерации, обязывая Российскую Федерацию как социальное государство к установлению гарантий социальной защиты (ст. 7), не определяет способы и объем такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан, - решение этих вопросов, относящихся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72, п. "ж" ч. 1), является прерогативой законодателя, который, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, предусматривает конкретные меры социальной защиты, критерии их дифференциации и условия предоставления с учетом конституционных принципов и норм, как закрепляющих единый для всех граждан Российской Федерации конституционный статус личности, так и обусловливающих специальный статус отдельных категорий граждан.

В отношении граждан Российской Федерации, выполнявших свой конституционный долг по защите Отечества, соответствующее правовое регулирование основывается не только на общих предписаниях ст. 7, 21 (ч. 1) и 39 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, направленных на создание условий, обеспечивающих гражданам достойную жизнь и гарантирующих их социальную защищенность, но и на других ее положениях, прежде всего содержащихся в преамбуле и ст. 59 (ч. 1), чем предопределяется необходимость решения в законодательном порядке вопросов, связанных с признанием заслуг тех, кто проявил мужество и героизм, отстаивая суверенитет и территориальную целостность Российской Федерации с риском для жизни и здоровья, и предоставлением им соответствующих мер социальной поддержки.

Федеральный закон "О ветеранах", закрепляющий правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации с целью создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе (преамбула), выделяет следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий (в том числе на территории Российской Федерации и территориях других государств), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда. Круг лиц, составляющих категорию ветеранов боевых действий, определен в его ст. 3 и включает лиц, принимавших участие в боевых действиях как при исполнении обязанностей военной службы, так и при исполнении иных служебных обязанностей.

Для наделения статусом ветерана боевых действий на территории Российской Федерации необходимо два основных условия - принадлежность к лицам, которые прямо поименованы в п. 1 данной статьи (военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники других федеральных органов исполнительной власти), и участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях, каковые определяются на основании приведенного в приложении к тому же Федеральному закону Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (включая выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона в период с августа 1999 года). При соблюдении этих требований гражданин Российской Федерации приобретает статус ветерана боевых действий, а, следовательно, и право на получение соответствующих мер социальной поддержки.

Как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации, определение критериев принадлежности к категории ветеранов боевых действий является прерогативой федерального законодателя; закрепленный им в Федеральном законе "О ветеранах" порядок отнесения к этой категории конкретных лиц в зависимости от выполняемой работы, страны пребывания и времени нахождения на данной территории основан на учете объективных обстоятельств, включая важность и сложность поставленных задач, а также условия, в которых они выполнялись (определения от 16 ноября 2006 года N 506-О, от 29 мая 2007 года N 356-О-О, от 19 марта 2009 года N 181-О-О и др.).

Согласно подп. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона "О ветеранах" N 5-ФЗ от 12 января 1995 года к ветеранам боевых действий относятся: военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

Приложением N 1 к указанному Федеральному закону утвержден Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации. В разделе III названного Перечня указано выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года.

Согласно абз. 2 п. 2 Постановления Правительства РФ от 31 марта 1994 года N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций" периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.

Подпунктом "в" п. 4 Постановления Правительства РФ от 09 февраля 2004 года N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" также установлено, что периоды (время) непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а с 2 августа 2006 года - руководителем контртеррористической операции.

Таким образом, из анализа приведенных норм права следует, что участие в боевых действиях является обязательным условием для признания лица ветераном боевых действий. Однако, один факт прохождения службы на территории Чеченской Республики в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ основанием для получения удостоверения ветерана боевых действий не является.

Поскольку документальных данных, подтверждающих выполнение ФИО1 задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах (приказы командира воинской части, начальника штаба, оперативной группы), в материалах дела не имеется, заявление истца о наличии у него правовых оснований для присвоения ему статуса ветерана боевых действий является необоснованным.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, Судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Волгограда от 25 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФИО1 – ФИО2 - без удовлетворения.

председательствующий

судьи: