ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-8850/2012 от 05.09.2012 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

                                                                                    ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Судья Торшина С.А. Дело № 33-8850/2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

05 сентября 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего Мун Г.И.,

судей Кравцовой Е.В., Козловской Е.В.,

при секретаре Маренковой В.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1

на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 11 мая 2012 года, которым в удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации Волгоградской области о признании права на оказание материальной помощи пострадавшей от пожара в сентябре 2010 года на территории Волгоградской области, возложении обязанности использовать дотации, выделенные Правительством РФ на основании распоряжения № 1444-р от 3 сентября 2010 года для восстановления жилого дома отказано.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Кравцовой Е.В., Судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации Волгоградской области о признании права на оказание помощи пострадавшей от пожара в сентябре 2010 года на территории Волгоградской области, указав в обоснование своих требований, что ей на праве собственности принадлежало домовладение, расположенное по адресу: Волгоградская область, г. Котово, ул. .

2 сентября 2010 года произошел пожар, в результате которого данный жилой дом сгорел. Возгорание произошло в результате сильного ветра, под воздействием которого произошло схлестывание линий электропередач вблизи домовладения №  по , вследствие чего произошло замыкание. Поскольку пожар произошел в результате стихийного бедствия, она обратилась в администрацию Волгоградской области о предоставлении ей помощи в возмещение ущерба и включении в список пострадавших от пожара 2-3 сентября 2010 года. Однако она не была включена в данный список, поскольку г. Котово не являлся населенным пунктом, в котором сложилась неблагоприятная обстановка. При этом администрация Волгоградской области не учла тот факт, что данное возгорание произошло в результате сильного ветра, согласно представленной справке по наблюдениям метеорологической станции г. Камышина, 2 сентября 2010 года скорость ветра в г.Котово составляла от 14 до 24 м/секунду, что является опасным метеорологическим явлением. Полагая, что администрация Волгоградской области необоснованно не включила ее в список граждан, пострадавших от пожара в 2010 году на территории Волгоградской области, просила признать за ней право на оказание помощи пострадавшей от пожара в сентябре 2010 года.

В ходе судебного разбирательства истец в порядке ст. 39 ГПК РФ изменила исковые требования, в своем заявлении, принятом в судебном заседании 17 апреля 2012 года, просит признать за ней право на оказание материальной помощи пострадавшей от пожара в сентябре 2010 года на территории Волгоградской области, возложить на администрацию Волгоградской области обязанность выплатить материальную помощь в связи с утратой имущества в размере 200000 рублей на основании распоряжения Правительства РФ № 1444-р от 3 сентября 2010 года, возложить обязанность использовать дотации, выделенные Правительством РФ на основании распоряжения № 1444-р от 3 сентября 2010 года, для восстановления жилого дома, расположенного по .

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе ФИО1 оспаривает законность и обоснованность судебного постановления, просит решение отменить, принять по делу ново решение, которым удовлетворить её требования в полном объеме.

В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

В заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, о месте и времени судебного заседания извещены, в связи с чем судебная коллегия рассматривает дело в порядке статей 167, 327 ГПК РФ в их отсутствие.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с обстоятельствами дела и требованиями закона.

Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане РФ имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

В силу ч. 2 ст. 18 этого же Закона порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно п. "з" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

При этом, согласно ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение, в частности, вопросов предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ N 1444-р от 03.09.2010 года бюджетам Волгоградской и Саратовской областей оказана финансовая помощь за счет предоставления из федерального бюджета дотаций в целях ликвидации последствий природных пожаров. Указанные дотации согласно п. 1 распоряжения следует использовать, в том числе для восстановления и строительства жилья в целях предоставления его гражданам, лишившимся жилого помещения.

Пунктом 1 Постановления Администрации Волгоградской области N 397-п от 06.09.2010 года "О реализации отдельных мер по оказанию помощи гражданам пострадавшим от пожаров на территории Волгоградской области в 2010 году", постановлено, что определено осуществлять на территории Волгоградской области меры по оказанию помощи гражданам, пострадавшим от пожаров на территориях Даниловского, Жирновского, Камышинского, Котовского и Руднянского муниципальных районов Волгоградской области 2-3 сентября 2010 г., в следующих формах: а) восстановление, строительство и приобретение жилья либо выплата компенсаций за утраченное жилье гражданам, лишившимся жилого помещения в результате пожаров; б) единовременная материальная помощь гражданам за счет средств резервного фонда Администрации Волгоградской области из расчета 10 тыс. рублей на человека, но не более 50 тыс. рублей на семью; в) материальная помощь гражданам в связи с утратой имущества в результате пожаров в размере 200 тыс. рублей на каждого гражданина; г) единовременное пособие членам семей граждан, погибших (умерших) в результате пожаров, в размере 1 млн. рублей за каждого погибшего (умершего); д) расчистка завалов от строительного мусора, подготовка участков под строительство, проектно-изыскательские работы на территориях населенных пунктов, пострадавших от пожаров, восстановление и строительство объектов социальной и инженерной инфраструктуры; е) ремонт, восстановление и строительство дорог, включая тротуары и съезды к домам; ж) единовременная материальная помощь семьям, утратившим жилье в результате пожаров, в размере 30 тыс. рублей на семью.

Согласно постановления Администрации Волгоградской области от 07.09.2010 N 406-п "Об утверждении Порядка оказания гражданам, лишившимся жилых помещений в результате пожаров на территориях Даниловского, Жирновского, Камышинского, Котовского и Руднянского муниципальных районов Волгоградской области 2-3 сентября 2010 г., помощи в форме компенсации за утраченные в результате пожаров жилые помещения" утвержден "Порядок оказания гражданам, лишившимся жилых помещений в результате пожаров на территориях Даниловского, Жирновского, Камышинского, Котовского и Руднянского муниципальных районов Волгоградской области 2-3 сентября 2010 г., помощи в форме компенсации за утраченные в результате пожаров жилые помещения".

При разрешении дела судом установлено, что ФИО1 является собственником домовладения №  по .

02 сентября 2010 года указанное домовладение было уничтожено в результате пожара, произошедшего от короткого замыкания высоковольтной линии электропередач.

Как следует из копии постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от 11 сентября 2010 года, в ходе осмотра места пожара установлено, что объектом пожара являются жилые дома и надворные постройки, расположенные на территории частных домовладений №  и № . При осмотре прилегающей территории с западной стороны к участку домовладения №  в переулке между  и  установлены две опоры воздушных линий электропередач. Данные воздушные линии электропередач проходят в 8 мерах от территории домовладения № . При осмотре данных линий электропередач обнаружены следы аварийного, пожароопасного режима работы, а именно их жгута неизолированных алюминиевых проводов торчит отгоревшая жила провода с признаками термического повреждения. На проходящем рядом жгуте неизолированных алюминиевых проводов обнаружены следы оплавления. На расстоянии 4 метров от обнаруженного короткого замыкания воздушных линий электропередач по направлению к территории домовладения №  на выгоревшем участке сухой травы выявлены наибольшие термические повреждения этой травы. Сгоревший шлейф сухой травы направлен в сторону территории домовладения № . В постановлении содержится вывод о том, что наиболее вероятной причиной пожара стали плохие погодные условия (сильный порыв ветра).

Из справки о пожаре следует, что 02 сентября 2010 года произошел пожар по адресу: . В результате сильного ветра произошло схлестывание линий электропередач вблизи домовладения №  по . В результате чего произошло короткое замыкание, искры упали на траву, где и начался пожар.

Установив данные обстоятельства, разрешая заявленные исковые требования и отказывая в их удовлетворении суд первой инстанции исходил из того, что пожар, возникший в результате замыкания высоковольтной линии электропередач, не относится к природным явлениям и не может являться стихийным бедствием, ущерб от которого возмещается государством на основании распоряжения Правительства РФ от 03 сентября 2010 года № 1444-р.

Оснований не согласиться с указанным выводом суда у судебной коллегии не имеется исходя из следующего.

Из распоряжения Правительства РФ № 1444-р от 03.09.2010 г. следует, что оказанная финансовая помощь бюджетам Волгоградской и Саратовской областей за счет предоставления в 2010 году из федерального бюджета дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации в размере 1 млрд. рублей предназначалась для ликвидации произошедших в 2010 году на территориях указанных субъектов Российской Федерации последствий природных пожаров.

Данное распоряжение содержит прямое указание использовать дотации для восстановления и строительства жилья в целях предоставления его гражданам, лишившимся жилого помещения, либо для осуществления компенсационных выплат гражданам, лишившимся жилого помещения, оказания материальной помощи гражданам в связи с утратой ими имущества из расчета до 100 тыс. рублей каждому гражданину, восстановления инфраструктуры, осуществления выплат единовременного пособия членам семей граждан, погибших (умерших) в результате природных пожаров, из расчета 1 млн. рублей на каждого погибшего (умершего), а также для решения иных вопросов, связанных с ликвидацией последствий именно природных пожаров.

Согласно ГОСТ 22.0.03-97/ГОСТ Р 22.0.03-95 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. природные чрезвычайные ситуации. термины и определения", утв. Постановлением Госстандарта РФ от 25.05.1995 г. N 267, природный пожар - неконтролируемый процесс горения, стихийно возникающий и распространяющийся в природной среде.

Таким образом, пожар, возникший в результате замыкания высоковольтной линии электропередач, не относится с природным пожарам, ущерб от которого возмещается государством в рамках вынесенного Правительством РФ распоряжения от 03 сентября 2010 года № 1444-р.

Доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают, фактически сводятся к необходимости переоценки исследованных судом доказательств. Однако основания для иной оценки имеющихся в деле доказательств отсутствуют, поскольку выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Из материалов дела следует, что судом полно и всесторонне проверены обстоятельства дела, правильно определен круг юридически значимых по делу обстоятельств, дана объективная, соответствующая нормам процессуального права оценка доказательств. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам, достаточно аргументированы с применением норм материального права, регулирующего спорные отношения.

Предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований к отмене решения не имеется.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Волгограда от 11 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

председательствующий:

судьи: