ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-8990 от 05.10.2015 Приморского краевого суда (Приморский край)

Судья Воробьев В.А. Дело № 33-8990

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

05 октября 2015 года город Владивосток

Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего: Бизякиной Н.П.

судей: Мельниковой О.Г., Розановой М.А.

при секретаре: Витко Т.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хачатурова С.И. к Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом (ТУ в Приморском крае), ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» о признании результатов межевания недействительными и признании зарегистрированного права отсутствующим

по апелляционной жалобе Хачатурова С.И.

на решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 09.07.2015, которым в иске отказано.

Заслушав доклад судьи Мельниковой О.Г., судебная коллегия

установила:

Хачатуров С.И. обратился в суд с иском, указав, что является собственником части жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>,<адрес>. Распоряжением управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока от 14.11.2012 ему утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 1089 кв.м. для дальнейшей эксплуатации части жилого дома. В дальнейшем кадастровым инженером подготовлен межевой план земельного участка площадью 1089 кв.м., образовавшегося путем раздела земельного участка с кадастровым номером , который поставлен на кадастровый учет и ему присвоен номер .

Обратившись за предоставлением соответствующего земельного участка в собственность, он получил отказ от Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края в связи с тем, что разрешенное использование испрашиваемого земельного участка - леса на землях Министерства обороны.

Просил суд признать недействительными результаты межевания земельного участка, в результате которого образован земельный участок с кадастровым номером признать отсутствующим в части зарегистрированное за Российской Федерацией право собственности на данный земельный участок.

Представитель истца поддержал исковые требования.

Представители ответчиков иск не признали.

Судом постановлено указанное выше решение, с ним не согласился Хачатуров С.И., им подана апелляционная жалоба об отмене решения как незаконного.

Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не нашла оснований для отмены постановленного решения.

Как установлено судом и из материалов дела, Хачатуров С.И. является собственником части жилого дома по адресу <адрес>.

Хачатуров С.И. являясь собственником части жилого дома, полагал, что имеет исключительное право на приватизацию земельного участка, расположенного под данным строением и необходимым для его эксплуатации, в связи с чем обратился в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края.

Однако, в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером , площадью 1089 кв.м., для дальнейшей эксплуатации части жилого дома, Хачатурову С.И. отказано, в связи с тем, что Департамент не наделен полномочиями по распоряжению федеральной собственностью.

Истец, обращаясь в суд с данным иском, указал, что земельный участок не может находиться в федеральной собственности. Результаты межевания земельного участка в связи с образованием земельного участка с кадастровым номером , площадью 16 908 кв.м., должны быть признаны недействительными, а регистрация права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок, признана отсутствующей в части.

Суд первой инстанции, рассматривая данные требования, пришел к выводу о том, что они удовлетворению не подлежат. Судебная коллегия согласна с данными выводами суда по следующим основаниям.

Так, земельный участок с кадастровым номером образован при разделе земельного участка с кадастровым номером .

Согласно выписке из ЕГРП от 09.02.2012, земельный участок с кадастровым номером находится в собственности Российской Федерации, право собственности Российской Федерации на указанный земельный участок зарегистрировано 27.05.2010, о чем в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации № 25- 25-01/086/2010-215.

В соответствии с кадастровой выпиской, земельный участок с кадастровым номером поставлен на государственный кадастровый учет 04.05.2010, его площадь составляет 16 908 кв. м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: леса на землях Министерства обороны, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир мыс трех камней. Участок находится примерно в 2 620 м от ориентира по направлению на юго-запад. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, г. Владивосток, <адрес>.

До постановки на государственный кадастровый учет 04.05.2010, земельный участок с кадастровым номером уже находился в федеральной собственности.

Распоряжением Совета Министров СССР от 12.03.1955 № 1885-рс на Минсельхоз возложена обязанность по закреплению за Военно-Морскими силами Министерства обороны СССР лесов на земельных участках, отведенных воинским частям, учреждениям и организациям Военно-морских сил, а Министерству обороны СССР предписано организовать в указанных лесах ведение лесного хозяйства в установленном порядке.

Согласно Порядку закрепления лесов, расположенных на землях обороны, за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.1998 №1998 № 135, Владивостокскому лесничеству МО РФ по акту от 26.01.1992 переданы леса общей площадью 16 194 га, расположенные в городе Владивостоке, из числа лесов, закрепленных распоряжением Совета Министров СССР от 12.03.1995 № 1885-рс. Согласно этому же постановлению совместным приказом Министерства Природных ресурсов Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации №555/592 от 15.12.2000 утверждены акты о передачи (приемке) лесов, в том числе и по Приморскому краю (свободный акт о передаче (приемке) лесов, расположенных на землях обороны в Приморском крае).

На основании ч. 1 ст. 93 Земельного кодекса РФ землями обороны и безопасности как отдельной категории земель, признаются земли, которые используются, или предназначены для обеспечения деятельности Вооружённых сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций и предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территорий Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ федеральными законами.

В силу п. 10 ст. 1 ФЗ от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» земли, леса, воды и другие ресурсы, предоставленные Вооружённым силам РФ, другим войскам, воинским формированиям и органам, находятся в федеральной собственности.

Согласно п. 12 ст. 1 ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью, и находиться у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 № 1053 определено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, которые находятся в федеральной собственности.

По смыслу Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1, а также согласно п. 1 ст. 3.1 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», спорный земельный участок в составе единого землепользования относиться к федеральной собственности в силу прямого указания и является собственностью Российской Федерации.

Территориальное управление, являясь некоммерческой организацией, учрежденной Министерством обороны Российской Федерации, реализует свою специальную правоспособность, осуществляя уставную деятельность в области защиты, охраны и воспроизводства лесов на землях обороны и закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации, в том числе через свои 38 филиалов, одним из которых в настоящий момент является Владивостокское лесничество Министерства обороны Российской Федерации - филиала ФГКУ «ТУЛХ» Минобороны России.

Вхождение спорного земельного участка в границы лесничества подтверждаются, в том числе и материалами лесоустройства (таксационное описание, план лесонасаждений, планшеты). Лесоустройство территории проводилось в 2002 году.

На основании ст. 7 Лесного кодекса РФ границы лесного участка определяются на основании материалов лесоустройства.

В соответствии с ч. 2 ст. 67 Лесного кодекса РФ порядок проведения лесоустройства определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Подпунктом «г» п.2 правил проведения лесоустройства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.06.2007 № 377 «О Правилах проведения лесоустройства» установлено, что лесоустройство включает в себя закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов и резервных лесов, а так же особо защитных участков лесов и лесных участков.

Срок действия лесоустроительных материалов предоставленных Владивостокским лесничеством МО РФ до марта 2017 года, установлен уполномоченным органом до введения в действие Лесного кодекса РФ от 04.12.2006 №200-ФЗ.

Лесоустроительные планшеты составлены на основе топокарт масштаба 1:25000, за границы лесных кварталов Владивостокского лесничества МО РФ - филиала ФГКУ «УЛХиП» МО РФ приняты естественные разделительные линии, таксация лесных угодий проводилась по ходовым линиям и визирам.

Исходя из правил названных статей местоположение, границы и площадь лесных участков определяются на основании материалов лесоустройства по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади, что позволяет исключить наложение, предотвратить или разрешить споры о правах и границах.

Учитывая изложенное, вхождение спорного земельного участка в границы Владивостокского лесничества МО РФ подтверждается лесоустроительным планшетом (лесной квартал № следовательно, данный земельный участок относится к федеральной собственности.

Довод жалобы Хачатурова С.И. о том, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним является единственным доказательством зарегистрированного права, основан на неверном толковании норм права.

В соответствии с п.1 ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, возникшее до момента вступления в силу данного закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введённой указанным Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав производится по желанию их обладателей.

При этом, Федеральный закон от 04.12.2006 № 201 - ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» содержится ряд статей, связанных с особенностями государственного кадастрового учета лесных участков. Отсутствие данных государственного кадастрового учета по спорному земельному участку до 04.05.2010, само по себе не может свидетельствовать об отсутствии определенных установленных границ данного участка.

Из п.1 ст. 4.2 этого же закона следует, что лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. При этом планы лесного участка в составе земель лесного фонда, выданные до 01.01.2015, признаются юридически действительными.

Спорный земельный участок был предоставлен в пользование Министерству обороны Российской Федерации до введения в действия указанного закона. Следовательно, материалы лесоустройства являются надлежащим доказательством.

Довод жалобы о несоответствии вывода суда о том, что результаты межевания земельного участка с кадастровым номером не затрагивают права истца, противоречат земельному законодательству, является несостоятельным и отклоняется коллегией.

Так, согласно п. 4 ст. 11.2 ЗК РФ образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях, указанных в п. 6 этой же статьи.

Таким образом, образованию новых земельных участков должно предшествовать получение на это письменного согласия субъектов прав на соответствующий исходный земельный участок, если преобразование этого участка производится не по инициативе указанных субъектов.

Исключения из указанного общего правила указаны в п. 4 ст. 11.2 Кодекса. Согласия субъектов прав на исходные земельные участки на образование новых земельных участков не требуется, если: а) исходные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям (указанные предприятия и учреждения не обладают правом собственности на такие земельные участки); б) образование земельных участков осуществляется на основании решения суда (например, в случаях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд).

Во всех иных случаях для образования новых земельных участков предварительное письменное согласие субъектов прав на исходные земельные участки является обязательным.

Согласия уполномоченного от имени Российской Федерации органа на образование земельного участка площадью 1089 кв. м с кадастровым номером из земельного участка с кадастровым номером площадью 16 908 кв. м, не имеется.

Доказательств отказа Министерства обороны Российской Федерации от принадлежащего права на земельный участок ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны России», или прекращения права постоянного (бессрочного) пользования в судебном порядке не представлено. В установленном законом порядке спорный земельный участок из бессрочного пользования учреждений Министерства обороны Российской Федерации не изымался.

Довод в жалобе на то, что земельный участок следует судьбе объекта недвижимого имущества, собственником которого является истец, подлежит отклонению, как основанный на неверном толковании норм материального права. Часть жилого дома истец приобрел на основании ч.2 ст. 218 ГК РФ, по договору продажи недвижимости от 29.06.2001, а не как высвобождаемое военное имущество в порядке приватизации, в связи с чем он не обладает исключительным правом на приобретение из государственной собственности земельного участка, необходимого для использования объекта.

Иные доводы апелляционной жалобы не влекут отмены решения суда.

Решение суда является законным и обоснованным.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 09.07.2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи