ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-9021 от 06.09.2010 Самарского областного суда (Самарская область)

                                                                                    Самарский областной суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Самарский областной суд — Судебные акты

Судья: Кривицкая О.Г. Дело № 33-9021

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

6 сентября 2010 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Филатовой Г.В.

судей Салдушкиной С.А., Пинчук С.В.

при секретаре Ерошкиной А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Ермоленко И.Ю. на решение Самарского районного суда г.Самары от 25 августа 2010 года, которым постановлено:

«В удовлетворении заявления Ермоленко И.Ю. о признании незаконным «Итогового протокола проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата Выборы депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва Ермоленко И.Ю.» от 5 августа 2010 года рабочей группы окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 4 по выборам депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва.

признании незаконным и отмене решения № 12 от 08.08.2010 г. Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №4 по выборам депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 4 Ермоленко И.Ю. по выборам депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва 10 октября 2010года.».

и возложении обязанности на Окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа № 4 по выборам депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва зарегистрировать Ермоленко И.Ю. кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по одномандатному и избирательному округу № 4 отказать».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Салдушкиной С.А., пояснения Ермоленко И.Ю. и его представителя Корневой Е.А. по доверенности в поддержание доводов кассационной жалобы, возражения на жалобу представителей Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 4 Тихомировой С.С. и Дятлова Д.З. по доверенности, заключение прокурора Хуснутдиновой А.Р., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Ермоленко И.Ю. обратился в суд с заявлением об обжаловании действий Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 4 по выборам депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва, о признании незаконным «Итогового протокола проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата Ермоленко И.Ю. от 5 августа 2010г. рабочей группы ОИК по одномандатному избирательному округу № 4 по выборам депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва.

О признании решения № 12 от 08.08.2010 г. ОИК одномандатного избирательного округа № 4 по выборам депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва незаконным.

Об обязании Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 4 по выборам депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва зарегистрировать Ермоленко И.Ю. кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 4.

Заявитель указал, что 17 июля 2010 г. он был выдвинут в порядке самовыдвижения в кандидаты в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по 4 избирательному округу, были собраны подписи в его поддержку. Подписные листы были предоставлены в ОИК одномандатного избирательного округа № 4 по выборам депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва.

08.08.2010 г. ОИК одномандатного избирательного округа № 4 по выборам депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва было принято решение № 12 об отказе Ермоленко И.Ю. в регистрации его как кандидата в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 4 по выборам депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва 10 октября 2010 г.

С данным решением ОИК Ермоленко Е.Ю. не согласен, считает его незаконным.

2 августа 2010 г. в 15 часов рабочей группой ОИК одномандатного избирательного округа № 4 проводилась проверка соблюдения порядка сбора подписей. Доверенные лица заявителя не смогли высказать мнение по поводу признания подписей недействительными. При проведении проверки 2 августа 2010 г. не проводилась проверка в системе ГАС - выборы, адресные справки в рабочую группу не представлялись, не были привлечены эксперты, из числа специалистов специализированных учреждений и организаций, осуществляющих учет населения Российской Федерации, а также иных учреждений, организаций и органов.

В итоговом протоколе имеется ссылка на акт экспертного исследования, который был составлен 05 августа 2010 г.

В нарушение закона ОИК одномандатного избирательного округа № 4 было проведено несколько проверок подписей избирателей без уведомления заявителя как кандидата.

Ермоленко Е.Ю. и доверенные лица были извещены только об одной проверке, о других проверках не извещались. ОИК нарушила права заявителя.

08.08.2010г. на заседании ОИК при рассмотрении ходатайства о незаконном проведении нескольких проверок подписных листов кандидата Ермоленко И.Ю., он неоднократно задавал вопрос о количестве проверок соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата Ермоленко И.Ю. рабочей группой. Секретарь ОИК Кудашова О.И. пояснила, что проверка проводилась однократно 2 августа 2010 г. Почему итоговый протокол проверки подписных листов составлен 5 августа 2010 г., он ответа не получил, в удовлетворении ходатайства было отказано.

Только в 15 часов 40 минут 6 августа 2010 г. Ермоленко И.Ю. получил итоговый протокол проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата Ермоленко И.Ю., то есть позже, чем в установленный законом срок.

В нарушение закона уведомление о том, что в представленных заявителем документах для уведомления о выдвижении и регистрации выявлено несоблюдение требований закона к их оформлению и о заседании ОИК одномандатного избирательного округа № 4, назначенном на 08.08.2010г. в 14 часов, на котором будет рассмотрен вопрос о регистрации кандидата, он получил в письменном виде 6 августа 2010 г. в 15 часов 40 минут.

Ермоленко И.Ю. подал ходатайство в ОИК о признании незаконным проведения заседания окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 4 08.08.2010г. в 14 часов по вопросу о регистрации его в качестве кандидата в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 4 и отмене указанного заседания. Также в ходатайстве предлагалось назначить повторное заседание ОИК в соответствии со ст. 38 п. 1.1. Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и ст. 38 п.2.1. Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», и просил уведомить его в соответствии с законом. В указанном ходатайстве ОИК ему отказала.

Несмотря на нарушение закона, заседание ОИК было проведено.

На заседании ОИК № 4 08.08.2010г. ему была запрещена видеосъемка, не предоставлена возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, не предоставлен проект решения ОИК № 4, не заслушивалось его мнение по поводу проекта решения.

В нарушение закона ОИК № 4 предоставила заявителю копии адресных справок на 53 листах, хотя УФМС по Самарской области представила справки на 58 листах.

Также заявитель ссылается на то, что решение № 12 от 08.08.2010 г. об отказе в регистрации его как кандидата в депутаты Думы
городского округа Самара пятого созыва по одномандатному избирательному округу №4 принималось на основании акта экспертного исследования № 2335/4-4 от 5 августа 2010г., что, по его мнению, является недопустимым и не может служить основанием для признания недостоверными данных.

Заявитель полагает, что ОИК № 4 нарушила его конституционные права и поэтому просил суд признать незаконным итоговый протокол проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата Ермоленко И.Ю.» от 5 августа 2010 г. рабочей группы ОИК № 4 по выборам депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва.

Признать незаконным и отменить решение № 12 от 08.08.2010 г. ОИК №4 по выборам депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 4 Ермоленко И.Ю. по выборам депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва 10 октября 2010года.».

Обязать ОИК № 4 по выборам депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва зарегистрировать Ермоленко И.Ю. кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по одномандатному и избирательному округу № 4.

Кроме того, 23.08.2010 г. Ермоленко И.Ю. представил дополнительное заявление, в котором указал, что в итоговом протоколе проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения его как кандидата:

Код 2, основание признания подписей недостоверными (недействительными) наименование: место жительства за пределами соответствующего избирательного округа «Ст.37 п. 10 п.п.1 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования». Подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе. Адресная справка. Отдел адресно-справочной работы УФМС России по Самарской области ОИК указывает количество недостоверных (недействительных) подписей 21. С указанием количества в итоговом протоколе проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата Ермоленко И.Ю. не согласен. Все подписи соответствуют действительности.

Код 15, основание (причина) признания подписей недостоверными (недействительными) не соответствующие действительности сведения об избирателе (на основании справки ФМС) ст. 37 п. 10 п.п.2 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования». Подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. Адресная справка. Отдел адресно-справочной работы УФМС России по Самарской области. ОИК указывает количество недостоверных подписей 25. С указанием количества в итоговом протоколе проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата Ермоленко И.Ю. не согласен. Все подписи соответствуют действительности.

Код 21, основание (причина) признания подписей недостоверными (недействительными) Нет или неполные сведения о лице, осуществляющим сбор подписей избирателей ст.2 п. 44 Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Недействительная подпись-подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей, участников референдума и (или) оформления подписного листа. Ст. 36 п.6 закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования». Подписные листы изготавливаются по форме, указанной в приложениях к настоящему закону. Подписной лист заверяется лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, указанный в паспорте или документе или документе, заменяющем паспорт гражданина, серию номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, ставит свою подпись и дату ее внесения, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов, либо кандидатом, выдвинутым в порядке самовыдвижения, или его доверенным лицом, которые напротив своих фамилии, имени, отчества собственноручно ставят свои подпись и дату ее внесения. ОИК № 4 указывает количество недостоверных (недействительных) подписей 325.

С указанием количества в итоговом протоколе проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата Ермоленко И.Ю. не согласен. Все подписи соответствуют действительности. Подписной лист заверен сборщиком подписей в строгом соответствии с законом, все сведения указаны по паспорту.

Код 14, основание (причина) признания подписей недостоверными (недействительными). Исправления в дате внесения подписи избирателя. Ст. 37 п.10 п.п.5 закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», Подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не отмечены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями не собственноручно. ОИК № 4 указывает количество недостоверных (недействительных) подписей 4.

С указанием количества в итоговом протоколе проверки подписных листов с
подписями избирателей также не согласен. Все подписи соответствуют действительности, исправления в подписном листе специально отмечены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения проставлены избирателями собственноручно.

Код 24, основание (причина) признания подписей недостоверными (недействительными). Исправления в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей. Ст.37 п. 10 п.п.7 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования».

Все подписи в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручной подписью лица, осуществлявшего сбор подписей, и (или) уполномоченного представителя избирательного объединения и (или) собственноручной подписью кандидата, либо если эта подпись недостоверна, либо если в сведениях о лице, осуществившем сбор подписей, в дате внесения подписи указанным лицом, уполномоченным представителем избирательного объединения, кандидатом имеются исправления, специально не отмеченные соответственно лицом, осуществлявшем сбор подписей, уполномоченным представителем избирательного объединения, кандидатом.

ОИК № 4 указывает количество недостоверных (недействительных) подписей 4.

С указанием количества в итоговом протоколе проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата Ермоленко И.Ю. не согласен. Все подписи соответствуют действительности, исправления в подписном листе специально отмечены лицом, осуществлявшем сбор подписей, кандидатом.

Код 12, основание (причина) признания подписей недостоверными (недействительными). Ст. 37 п. 10 п.п. 3 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования». Подписи избирателей без указания каких-либо из требуемых в соответствии с настоящим законом сведений либо без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи. ОИК № 4 указывает количество недостоверных (недействительных) подписей 1.

С указанием количества в итоговом протоколе проверки подписных листов с подписями избирателей не согласен. Все подписи соответствуют действительности.

Код 18, подпись избирателя выполнена им не собственноручно. Ст. 37 п.9 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования». Недостоверными считаются подписи, выполненные от имени одного лица другим лицом. Подписи, выполненные указанным образом, признаются недостоверными на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с частью 2 настоящей статьи. ОИК № 4 указывает количество недостоверных (недействительных) подписей 5.

С указанием количества в итоговом протоколе проверки подписных листов с подписями избирателей заявитель не согласен. Все подписи соответствуют действительности. ОИК № 4 не предоставляла заявителю письменное заключение эксперта. Был представлен лишь акт экспертного исследования, который не является заключением эксперта.

Код 19, дата внесения подписи избирателя выполнены им не собственноручно. Ст.2 п.44 Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Недействительная подпись-подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей участников референдума. Ст.36 п.7 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования». Избиратель ставит в подписном листе свои подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, собирающим подписи в поддержку кандидата, списка кандидатов. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно. ОИК № 4 указывает количество недостоверных (недействительных) подписей 20. С указанием количества в итоговом протоколе проверки подписных листов с подписями избирателей не согласен. Все подписи соответствуют действительности.

Код 13, исправления в сведениях об избирателях. Ст.37 п. 10 п.п.6 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования». Подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не отмечены избирателями или лицами, заверяющими подписные листы. Окружная избирательная комиссия по одномандатному избирательному округу № 4 указывает количество недостоверных (недействительных) подписей 1.

С указанием количества в итоговом протоколе проверки подписных листов с подписями избирателей не согласен. Все подписи соответствуют действительности.

На основании изложенного Ермоленко И.Ю. просил суд признать незаконным «Итоговый протокол проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата Ермоленко И.Ю.» от 5 августа 2010 г. рабочей группы ОИК № 4 по выборам депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва.

Признать незаконным и отменить решение № 12 от 08.08.2010 г. Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 4 по выборам депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 4 Ермоленко И.Ю. по выборам депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва 10 октября 2010 г..»

Обязать Окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа № 4 по выборам депутатов Думы городского округа Самара пятого созыва зарегистрировать Ермоленко И.Ю. кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 4.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе Ермоленко И.Ю. просит решение суда отменить.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считает его правильным.

Из материалов дела усматривается, что 17 июля 2010 года Ермоленко И.Ю. обратился в окружную избирательную комиссию с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара по одномандатному избирательному округу № 4 в порядке самовыдвижения.

В соответствии с частью 2 статьи 36 Закона Самарской области от 08.06.2006 г. № 57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов в одномандатном избирательном округе, списков кандидатов в едином избирательном округе, составляет два процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа.

Установлено, что количество избирателей, проживающих на территории одномандатного избирательного округа № 4, составляет 25 356 избирателей. Поэтому необходимое количество подписей для регистрации кандидатов в депутаты Думы городского округа Самара по одномандатному избирательному округу № 4 составляет 507 подписей (два процента от 25 356 избирателей), но не может превышать 558 подписей.

30 июля 2010 г. кандидат Ермоленко И.Ю. представил в окружную избирательную комиссию документы, необходимые для решения вопроса о его регистрации, в том числе одну папку с 86-ю подписными листами, содержащими 557 подписей избирателей в поддержку выдвижения Ермоленко И.Ю. кандидатом в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва.

2 августа 2010 г. рабочая группа окружной избирательной комиссии приступила к проверке подписных листов, содержащих подписи избирателей в поддержку выдвижения заявителя, предварительно надлежащим образом известив об указанной проверке кандидата Ермоленко И.Ю. Рабочая группа установила, что количество недействительных подписей, собранных в поддержку выдвижения заявителя, составляет 407 подписей избирателей, или 73 % от общего количества представленных для проверки подписей, что на основании п.п. 5 пункта 9 статьи 38 Закона Самарской области является основанием для отказа кандидату в регистрации в виду недостаточного количества действительных подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения указанного кандидата.

8 августа 2010 г. окружная избирательная комиссия приняла решение об отказе в регистрации кандидата в депутаты городского округа Самара Ермоленко И.Ю.

Судом проверялись доводы заявителя о том, что ни он, ни его доверенные лица не были надлежащим образом уведомлены о проводимой проверке, и не нашли своего подтверждения.

Довод заявителя о проведении окружной избирательной комиссией не одной, а нескольких проверок подписей избирателей, собранных в поддержку его выдвижения, признан судом необоснованным.

Требования к порядку проведения проверки подписных листов, содержащих подписи, собранные в поддержку выдвижения кандидата, установлены положениями статьи 37 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», и не содержат указаний на конкретный срок, в течение которого должна быть проведена проверка подписных листов.

Судом установлено, что заявитель и его доверенные лица надлежащим образом извещались о проводимой проверке. Допрошенная в судебном заседании свидетель Кузьмина Л.Г., доверенное лицо Ермоленко И.Ю., пояснила, что она как доверенное лицо участвовала в работе комиссии по проверке подписных листов.

Ссылка заявителя на нарушения при составлении протокола заседания рабочей группы, а именно: наличие двух дат - начала ведения протокола 2 августа, и окончания - 5 августа, и что он не извещался о продолжении проверки подписных листов 5 августа, признана судом необоснованной.

Суд обоснованно указал, что законом не установлена форма и порядок ведения протокола заседания рабочей группы. Во время единственного заседания рабочей группы, на котором исследовались подписные листы и на котором присутствовали доверенные лица кандидата, были приняты протокольные решения рабочей группы (не являющимися решениями избирательной комиссии и не содержащими никаких выводов) относительно направления подписных листов для проведения проверки (в УФМС, экспертное учреждение, ГАС «Выборы»), поэтому закончить ведение протокола технически возможно было только после получения результатов проведенных специалистами проверок, что и было сделано 5 августа.

Довод заявителя о том, что рабочая группа незаконно направила его подписные листы для проведения проверки в УФМС России по Самарской области, МЮ ГУ Самарская лаборатория судебной экспертизы, не основан на законе, и опровергается представленным решением окружной избирательной комиссии № 4 от 17.07.2010 г., которым рабочая группа наделяется следующими полномочиями:

привлекать экспертов из числа специалистов специализированных учреждений и организаций, УФМС России по Самарской области, МЮ ГУ Самарская лаборатория судебной экспертизы

Рабочая группа вправе с целью обеспечения полномочий направлять соответствующие запросы в специализированные учреждения и организации, подлинники необходимых документов, в том числе подписные листы, с целью проведения соответствующих проверок, экспертиз и т.д., получать ответную информацию по результатам проведенных мероприятий и подлинные документы.

Кроме того, ссылка заявителя на то, что, якобы, рабочая группа не принимала решений направить его подписные листы для проведения проверки в ГАС «Выборы», УФМС России по Самарской области, МЮ ГУ Самарская лаборатория судебной экспертизы, опровергается имеющимся в материалах дела протоколом заседания рабочей группы окружной избирательной комиссии, а также актами № 1 и № 2 от 02.08.2010 г., запросами от 02.08.2010 г., от 03.08.2010 г.

В связи с возникшей в ходе проверки подписных листов необходимостью получения информации, связанной с применением специальных познаний в области почерковедения, окружная избирательная комиссия в рамках проводимой проверки направила запрос в Государственное учреждение «Самарская лаборатория судебной экспертизы» при Минюсте России о проверке достоверности подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата Ермоленко И.Ю.

5 августа 2010 г. ОИК получила акт экспертного исследования, выполненный старшими экспертами Самарской лаборатории судебной экспертизы Радченко Г.С, Зиновьевой А.А., в соответствии с которым 32 подписи избирателей, собранные в поддержку выдвижения кандидата Ермоленко И.Ю. признаны недостоверными (выполненными одним лицом от имени другого).

Довод заявителя о том, что в нарушение п.14 ст.37 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительского органа муниципального образования» копия итогового протокола о проверке подписей, собранных в его поддержку, была вручена ему только в 15 часов 40 минут 6 августа 2010 г., то есть менее чем за двое суток до заседания избирательной комиссии, на котором должен был решаться вопрос о регистрации заявителя кандидатом в депутаты, состоявшегося 8 августа 2010 г., не является основанием для признания решения окружной избирательной комиссии незаконным, поскольку само по себе это обстоятельство не свидетельствует о незаконности принятого решения.

Довод Ермоленко И.Ю. о том, что в нарушение требований п.14 ст.37 вышеуказанного Закона Самарской области ему были предоставлены копии адресных справок УФМС России по Самарской области только на 53 листах, в то время, как в итоговом протоколе количество листов составляет 58, в связи с чем заявитель был лишен возможности ознакомиться с копиями официальных документов, послуживших основанием для принятия окружной избирательной комиссией оспариваемого решения, также не является основанием для признания решения комиссии незаконным.

Окружной избирательной комиссией были признаны недопустимыми голоса избирателей с учетом данных справок УФМС по Самарской области в количестве 46, указанные справки были переданы заявителю. Поэтому ссылка на неполноту представленных сведений значения не имеет, поскольку для проверки обоснованности принятого решения Ермоленко И.Ю, достаточно было предоставить копии тех 46 справок, с учетом сведений которых указанное количество голосов было признано недопустимыми.

Довод Ермоленко И.Ю. о том, что на запрос окружной избирательной комиссии Государственным учреждением «Самарская лаборатория судебной экспертизы» при Минюсте России было представлено не заключение эксперта, а акт экспертного исследования, что, по мнению заявителя, противоречит требованиям п.9 ст.37 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», основан на неправильном толковании закона.

Ни Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ни Законом Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» не установлен определенный порядок проведения экспертизы и не определена форма заключения эксперта. Учитывая, что исследование было проведено старшими экспертами специализированного государственного учреждения, т.е. уполномоченными лицами, обладающими специальными познаниями, у окружной избирательной комиссии не имелось оснований не доверять выводам экспертов.

Ссылка представителя заявителя на то, что эксперты не были предупреждены об уголовной ответственности, не может быть принята во внимание, поскольку законом не предусмотрено предупреждение экспертов об уголовной ответственности, привлекаемых к такой проверке.

2 августа 2010 г. во время проверки подписных листов окружная избирательная комиссия обратилась с запросом в Управление Федеральной миграционной службы по Самарской области о проверке соответствия действительности сведений о паспортных данных и адресах места жительства избирателей, чьи подписи были собраны в поддержку выдвижения кандидата Ермоленко И.Ю.

Ответ на вышеуказанный запрос с приложением адресных справок на 58 листах поступил в окружную избирательную комиссию 5 августа 2010 г.

На основании поступивших из УФМС России по Самарской области адресных справок установлено, что 46 подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата Ермоленко И.Ю., являются недействительными, поскольку место жительство 21 избирателя находится за пределами одномандатного избирательного округа № 4, а сведения о 25 избирателях, поставивших свои подписи в подписных листах, не соответствуют действительности.

Судом проверялась обоснованность принятого окружной избирательной комиссией решения, обозревались подлинники подписных листов, представленных Ермоленко И.Ю. для регистрации, и справки УФМС России по Самарской области.

Доказательств в опровержение выводов комиссии заявитель суду не представил.

Суд обоснованно отказал в удовлетворении заявления Ермоленко И.Ю. о признании незаконным итогового протокола рабочей группы по проверке подписных листов с подписями избирателей от 5 августа 2010 г.

В соответствии со статьей 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

По смыслу указанной нормы закона, под ненормативным правовым актом
государственного органа понимается документально оформленное одностороннее
властно-распорядительное волеизъявление полномочного субъекта

исполнительной власти (органа, должностного лица), содержащее обязательные предписания по конкретному вопросу, обращенное к конкретному лицу и направленное на установление, изменение или прекращение правоотношений.

Суд обоснованно указал, что протокол об итогах проверки
подписных листов не является ненормативным правовым актом государственного органа, т.к. ни к какому конкретному лицу не обращен, признаков
властно-распорядительного волеизъявления полномочного субъекта исполнительной власти не имеет, протокол является лишь текстовым носителем информации о деятельности рабочей группы по проверке подписных листов.

В соответствии с ч.1 ст.75 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ установлено, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.

Суд правильно указал, что оспариваемый заявителем протокол ни решением, ни действием окружной избирательной комиссии не является, не носит характера ненормативного правового акта органа государственной власти, в связи с чем отсутствуют основания для признания его недействительным.

Ссылка заявителя на нарушение сроков вручения итогового протокола проверки подписных листов как на основание для отмены решения комиссии, является необоснованной, поскольку представители ОИК представили суду документы, свидетельствующие о действиях, направленных на вручение Ермоленко И.Ю. итогового протокола (квитанции об отправлении телеграмм, служебные извещения о невручении телеграмм, акты, распечатки телефонных звонков, журнал передачи извещений кандидату или его доверенным лицам).

Доверенное лицо Кузьмина Л.Г. пояснила суду, что копию итогового протокола проверки подписных листов получила вечером 6 августа 2010 г., о необходимости получить итоговый протокол была извещена комиссией до 11 часов 6 августа по телефону, однако не явилась в избирательную комиссию для своевременного получения данного документа, а направилась на радиостанцию «Эхо Москвы».

Суд пришел к правильному выводу о том, что заявитель не опроверг выводы окружной избирательной комиссии, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения:

- 21 подпись избирателей в поддержку выдвижения кандидата Ермоленко И.Ю. признана недействительной на основании п.п. 1 п. 10 ст. 37 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа местного самоуправления», в связи с тем, что место жительства граждан, поставивших свои подписи в подписных листах находится за пределами одномандатного избирательного округа № 4;

- 25 подписей избирателей признаны недействительными на основании п.п. 2 п. 10 ст. 37 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа местного самоуправления», в связи с тем, что данные об избирателях не соответствуют действительности;

- 1 подпись избирателя признана недействительной на основании п.п. 3 п. 10 ст. 37 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа местного самоуправления», т.к. указаны неполные сведения о дате рождения избирателя;

- 4 подписи избирателей признаны недействительными на основании п.п. 5 п. 10 ст. 37 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа местного самоуправления», в связи с имеющимися неоговоренными исправлениями в дате внесения подписей избирателей;

- 4 подписи избирателей признаны недействительными на основании п.п. 1 п. 10 ст. 37 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа местного самоуправления», в связи с имеющимися неоговоренными исправлениями в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей;

- 1 подпись избирателя признана недействительной на основании п.п. 3 п. 10 ст. 37 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», в связи с неполной датой внесения подписи избирателя;

- 5 подписей избирателей признаны недостоверными на основании п. 9 ст. 37 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», в связи с тем, что подписи избирателей выполнены ими не собственноручно;

- 20 подписей избирателей признаны недостоверными на основании пункта 44 статьи 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», п. 7 ст. 36 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», в связи с тем, что даты внесения подписи выполнены ими не собственноручно;

- 1 подпись избирателя признана недействительной на основании п.п. 6 п. 10 ст. 37 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», в связи с имеющимися неоговоренными исправлениями в сведениях об избирателе.

Всего окружной избирательной комиссией признаны недействительными 407 подписей избирателей (в том числе 325 подписей избирателей признаны недействительными в связи с тем, что подписные листы содержат не полные данные об адресе места жительства сборщика подписей), собранных в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Думы городского округа Самара пятого созыва Ермоленко И.Ю., действительных (достоверных) подписей - 150.

С учетом того, что количество действительных (достоверных) подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты должно быть не менее 507, количество действительных подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата Ермоленко И.Ю., не достаточно для регистрации указанного кандидата. Представлено в комиссию 557 подписей, суд признал правильным решение ОИК о признании недостоверными 77 подписей ( 46 после проверки данных справок УФМС ( 21 избирателей находятся за пределами одномандатного избирательного округа, а информация о 25 избирателях не соответствует действительности) и 31 по результатам акта экспертного исследования, 557 – 77 = 480, что менее 507 голосов.

С учетом изложенного суд обоснованно отказал Ермоленко И.Ю. в удовлетворении его заявления.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не могут быть приняты во внимание, поскольку повторяют доводы заявления Ермоленко И.Ю., проверялись судом и не нашли своего подтверждения.

Решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене не усматривается.

Руководствуясь ст.ст. 361, 362 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Самарского районного суда г.Самары от 25 августа 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Ермоленко И.Ю. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: