Главная О суде Правовая основа Документы суда Судебное делопроизводство Справочная информация Кадровое обеспечение Противодействие коррупции Судейское сообщество Суды Курганской области УСД Курганской области Медиация Пресс-служба Обращения граждан Ваше мнение о сайте
</form>
Конституционный Суд РФ
Верховный Суд РФ
Высший Арбитражный Суд РФ
Судебный департамент при Верховном Суде РФ
Официальный интернет-портал правовой информации
A A A
Просмотр документа
Судья Новикова А.В. Дело № 33-913/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Бурматовой Н.В.,
судей Литвиновой И.В., Безносовой Е.И.,
при секретаре судебного заседания Комогоровой Е.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 27 марта 2014 года гражданское дело по заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО43 об оспаривании в части распоряжения территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курганской области, признании незаконными акта приема-передачи, распоряжения Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области,
по апелляционной жалобе ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО43 на решение Курганского городского суда Курганской области от 11 октября 2013 года, которым постановлено:
Заявление ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО44, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО45, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО46, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО47, ФИО39, ФИО40, ФИО41., ФИО42, ФИО43 об оспаривании в части распоряжения Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курганской области № 71 от 31.01.2012г.,
признании незаконными акта приема-передачи от 02.02.2012г.,
распоряжения Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области от 05.03.2012г. № 170-р, оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи областного суда Бурматовой Н.В., объяснения ФИО1, ФИО31, ФИО30, ФИО26, ФИО15, ФИО5, ФИО48, ФИО9, ФИО40, ФИО28, ФИО24, ФИО27, ФИО29, ФИО13, ФИО3, ФИО20, представителя заявителей ФИО49, представителя Администрации г. Кургана ФИО50, представителя Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области ФИО51, представителя Правительства Курганской области ФИО52, представителя ТУ Росимущества в Курганской области ФИО53, судебная коллегия
установила:
ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО54, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО55, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО43 обратились в суд с заявлением о признании незаконными:
- распоряжения территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курганской области (далее – ТУ Росимущества в Курганской области) от 31.01.2012 № 71 в части передачи в собственность субъекта Российской Федерации – Курганской области, объекта недвижимости – общежития ;
- акта приема-передачи федерального имущества Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Курганский государственный колледж» (далее – ГБОУ СПО «Курганский государственный колледж») в государственную собственность субъекта Российской Федерации – Курганской области, от 02.02.2012 в части передачи в собственность субъекта Российской Федерации – Курганской области, указанного выше общежития;
- распоряжения Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области от 05.03.2012 № 170-р «О внесении имущества в реестр государственного имущества Курганской области, закреплении его на праве оперативного управления за ФГБОУ СПО «Курганский государственный колледж» в редакции распоряжения от 31.08.2012 № 686-р в части внесения сведений в реестр государственного имущества Курганской области в качестве государственной собственности субъекта Российской Федерации – Курганской области сведений о принадлежности объекта – указанного общежития, а также о закреплении его на праве оперативного управления за ФГБОУ СПО «Курганский государственный колледж».
В обоснование заявленных требований заявители указывали, что они являются жильцами жилого дома . Комнаты, в которых они проживают, предоставлены им в установленном законом порядке в связи с трудовыми отношениями. В связи с намерением приватизировать занимаемые ими жилые помещения они обратились с соответствующими заявлениями, однако в реализации данного права им было отказано со ссылкой на то, что жилой дом является общежитием, находится в оперативном управлении образовательного учреждения ГБОУ СПО «Курганский государственный колледж» и не входит в состав муниципального жилищного фонда. Заявителям стало известно, что спорный жилой дом зарегистрирован на праве собственности за субъектом Российской Федерации – Курганская область, на основании распоряжения ТУ Росимущества в Курганской области от 31.01.2012 № 71, акта приема – передачи федерального имущества ГБОУ СПО «Курганский государственный колледж» в государственную собственность – Курганской области от 02.02.2012. Заявители полагали указанное распоряжение не соответствующим требованиям закона в части передачи в государственную собственность Курганской области общежития . Анализируя законодательство Российской Федерации о разграничении государственной собственности на федеральную, государственную и муниципальную, об организации местного самоуправления, заявители считали, что единственным критерием, в соответствии с которым спорный жилой дом мог быть передан в собственность субъекта Российской Федерации, это нуждаемость в указанном объекте недвижимого имущества для предоставления образования, однако, с учетом ранее принятых в 2005 году актов Курганской городской Думы и Администрации г. Кургана о передаче объектов ЖКХ ГБОУ СПО «Курганский государственный колледж» в муниципальную собственность, а также с учетом фактических обстоятельств, каких-либо оснований для передачи общежития в собственность Курганской области не имелось. Фактически общежитие для обеспечения деятельности образовательного учреждения не используется. Заявители ссылались на то, что спорный объект недвижимости – общежитие по , обладает сугубо местным значением, не связан с предоставлением жилья обучающимся, не используется для целей, ради которых создано образовательное учреждение, то есть никак не связан с образовательной деятельностью, а связан с решением вопросов проживания граждан, приобретших право пользования жилыми помещениями в данном общежитии в установленном законом порядке и не имеющих возможности приобрести какое-либо иное жилье. Таким образом, оснований для передачи в собственность Курганской области спорного общежития вместе с образовательным учреждением «Курганский государственный колледж» не имелось. Как следствие признания не соответствующим закону распоряжения от 31.01.2012 № 71 заявители указывали на незаконность акта приема-передачи федерального имущества ФГОУ СПО «Курганский государственный колледж» в государственную собственность Курганской области от 02.02.2012 в части передачи в собственность Курганской области указанного выше общежития и распоряжения Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области от 05.03.2012 № 170-р «О внесении имущества в реестр государственного имущества Курганской области, закреплении его на праве оперативного управления за ГБОУ СПО «Курганский государственный колледж» в редакции распоряжения от 31.08.2012 № 686-р также в части, касающейся спорного жилого дома.
Определением Курганского городского суда от 19.06.2013 производство по заявлению было прекращено, поскольку суд пришел к выводу о том, что заявители участниками отношений, регулируемых оспариваемыми ненормативными актами, не являются, оспариваемые акты не нарушают каких-либо прав и свобод заявителей, не содержат положений, устанавливающих их права и обязанностей, не являются препятствием для реализации их прав и свобод (л.д. 233 – 237 т. 2).
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда 22.08.2013 с таким вывода суда первой инстанции не согласилась, отменила определение Курганского городского суда от 19.06.2013 и направила дело в Курганский городской суд для рассмотрения по существу (л.д. 115 – 123 т. 3).
В ходе рассмотрения дела заявители уточнили обоснование заявленных требований, указав, что оспариваемые акты противоречат положения ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), кроме того они вынесены без учета интересов лиц, с которыми заключены договоры социального найма жилых помещений. Также в собственность Курганской области передано полностью здание, расположенное по , без исключения четырех квартир, находящихся в частной собственности. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 11.07.2013 установлено, что ГБОУ СПО «Курганский государственный колледж» предпринимал действия по изменения статуса расположенных в данном здании жилых помещений путем установления им правового статуса социального использования.
Заявители ФИО3, ФИО42, ФИО7, ФИО1, ФИО4, ФИО15, ФИО13, ФИО5, ФИО24, ФИО28, ФИО2, ФИО9, ФИО30, ФИО38, ФИО18, ФИО14, ФИО31, ФИО40, ФИО26, ФИО12, ФИО23, представитель заявителей в судебном заседании на удовлетворении требований настаивали, поддержали доводы, изложенные в заявлении.
Представитель заинтересованного лица Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, указав, что оспариваемые распоряжение ТУ Росимущества в Курганской области и акт приема-передачи приняты в соответствии с Законом Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» и Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», а распоряжение Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области в соответствии с Законом Курганской области от 04.07.1997 № 55 «Об управлении государственным имуществом Курганской области». Заявителями не указано в чем заключается нарушение их прав и свобод, ими выбран ненадлежащий способ защиты, поскольку в случае удовлетворения требований не произойдет восстановление их прав. Кроме того, заявителями пропущен трехмесячный срок для оспаривания ненормативных правовых актов, предусмотренный статьей 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ). Несостоятельны ссылки заявителей на наличие решений органов местного самоуправления города Кургана о согласии принять общежитие в муниципальную собственность, поскольку указанные акты были подготовлены во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 235, но не были реализованы. ГБОУ СПО «Курганский государственный колледж» является образовательным учреждением, предмет деятельности которого – оказание образовательных услуг, один из основных видов деятельности – деятельность по обеспечению проживания обучающихся и педагогов в общежитии. Российская Федерация передала в собственность Курганской области указанное общежитие, тем самым подтвердив, что оно необходимо образовательному учреждению для исполнения возложенных на него задач.
Представитель заинтересованного лица Правительства Курганской области в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, поддержал позицию представителя Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области. Указал, что заявителями не представлено доказательств законности вселения в помещения общежития. Как утверждают заявители, вселены они были в связи с трудовыми отношениями, то есть правоотношения носили временный характер, право на приватизацию занимаемых помещений возникнуть не могло. Считал несостоятельными ссылки заявителей на Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 и решение Курганской городской Думы от 20.04.2005 № 74. указал, что собственник федерального имущества вправе был распорядиться зданием общежития в пользу Курганской области, поскольку оно составляет единый имущественный комплекс образовательного учреждения, который необходим для организации предоставления среднего профессионального образования.
Представитель заинтересованного лица Администрации г. Кургана в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, поддержав позицию представителей Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области и Правительства Курганской области. Указал, что оспариваемые акты не противоречат положениям действующего законодательства, не нарушают права и свободы заявителей. Решение Курганской городской Думы от 20.04.2005 № 74 не реализовано, волеизъявление Российской Федерации на передачу общежития в муниципальную собственность отсутствовало.
Заявители ФИО6, ФИО8, ФИО10, ФИО11, ФИО15, ФИО17, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО25, ФИО27, ФИО29, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО39, ФИО41, ФИО43 в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
Представитель заинтересованного лица ТУ Росимущества в Курганской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом. Ранее в судебных заседаниях с заявленными требованиями не соглашался, указав, что оспариваемое распоряжение от 31.01.2012 № 71 было принято во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 2413-р о передаче ФГОУ СПО «Курганский государственный колледж» в государственную собственность Курганской области и поручения Росимущества от 28.12.2011 № СМ-18/40746. Оно соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает прав заявителей.
Представитель заинтересованного лица ГБОУ СПО «Курганский государственный колледж» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом. Раннее в судебных заседаниях с заявленными требованиями не соглашался, указав, что здание построено, введено в эксплуатацию, используется и передано Курганской области как общежитие. Довод заявителей о том, что данный объект не связан с предоставлением жилья обучающимся, не используется в целях образовательной деятельности, так как в нем проживают граждане, приобретшие право проживания и не имеющие возможность приобретения иного жилья, является необоснованным. Статус общежития не утрачен. Собственник общежития имеет право обеспечить граждан, ранее вселенных в общежитие, жилыми помещениями путем их выселения с предоставлением иного жилого помещения. Также указал, что с заявлением обратились неуполномоченные лица, так как оспариваемые акты не нарушают прав заявителей.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО54, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО55, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО43 просят решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении требований.
В обоснование жалобы указывают, что при вынесении оспариваемых актов были нарушены нормы п. 1, 2 ст. 26.11 Федерального закона от 22.08.2004 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», согласно которым спорное общежитие не может находиться как объект ни в собственности Российской Федерации, ни в собственности субъекта Российской Федерации, так как отсутствует возможность использования данного жилого дома для организации предоставления образования. Судом первой инстанции сделан вывод о том, что оспариваемые ненормативные акты не противоречат положениям п.п. 1, 2 ст. 26.11 Федерального закона от 22.08.2004 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», между тем заявители ссылались и на отсутствие оснований для передачи спорного дома в собственность субъекта Российской Федерации. Вывод суда о нуждаемости образовательного учреждения в спорном доме для организации образовательной деятельности голословны и противоречат письменным материалам дела, согласно которым студенты обеспечиваются жильем за счет двух других общежитий. Судом не дана оценка всей совокупности доказательств, представленных в материалы дела, нарушению п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 № 374 в части отсутствия документов, подтверждающих фактическое использование спорного дома и наличия у 1/3 проживающих договоров социального найма и зарегистрированных прав частной собственности, нарушению пункта 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).
В возражениях на апелляционную жалобу Правительство Курганской области и Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области просят решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения. Указывают, что доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, поскольку основаны на неверном применении норм действующего законодательства и фактически сводятся к переоценке доказательств и выводов по делу.
В суде апелляционной инстанции заявители ФИО1, ФИО31, ФИО30, ФИО26, ФИО15, ФИО5, ФИО48, ФИО9, ФИО40, ФИО28, ФИО24, ФИО27, ФИО29, ФИО13, ФИО3, ФИО20, их представитель ФИО49 доводы апелляционной жалобы поддержали, представители Администрации г. Кургана - ФИО50, Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области - ФИО51, Правительства Курганской области - ФИО52, ТУ Росимущества в Курганской области - ФИО53, с доводами апелляционной жалобы не согласились, считая решение суда законным, просили оставить его без изменения.
Другие лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки суд не уведомили, в связи с чем на основании ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
04.07.1991 принят Закон Российской Федерации № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее – Закон Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1), устанавливающий основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, определяющий правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище.
Согласно ст. 1 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 приватизация жилых помещений – это бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.
Граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет (ст. 2 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1).
В соответствии со ст. 4 вышеуказанного Закона Российской Федерации не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Из материалов дела усматривается, что решением Исполнительного комитета городского Совета депутатов трудящихся г. Кургана Курганской области от 26.01.1972 № 23 (л.д. 143 т. 2), а также в соответствии с актом отвода границ земельного участка от 02.02.1972, актом приемки здания (сооружения) Государственной приемочной комиссией от 28.12.1978 № 30, решением горисполкома Совета народных депутатов от 29.12.1978 № 352 об утверждении акта Госкомиссии, девятиэтажное здание по было возведено и принято в эксплуатацию как общежитие на 537 мест.
Заказчиком объекта являлось Государственное учреждение «Курганский строительный техникум».
Как следует из устава ГБОУ СПО «Курганский государственный колледж», учреждение было образовано приказом Министерства строительства СССР от 10.09.1956 № 53 как государственное учреждение «Курганский строительный техникум», впоследствии переименовано в ФГОУ СПО «Курганский государственный техникум», затем ФГОУ СПО «Курганский архитектурно-строительный колледж», ФГОУ СПО «Курганский государственный колледж».
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.08.2004 № 1139-р утвержден Перечень федеральных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, в котором приведено и ФГОУ СПО «Курганский строительный техникум».
Распоряжением ТУ Росимущества в Курганской области от 24.08.2006 № 537 здание общежития внесено в реестр федерального имущества и закреплено на праве оперативного управления за ФГОУ СПО «Курганский архитектурно-строительный колледж».
В соответствии с п.п. 1, 13 ст. 39 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», действующего до 01.09.2013, за образовательным учреждением, в целях обеспечения образовательной деятельности, в соответствии с его уставом, учредитель закрепляет объекты права собственности (здания, сооружения, имущество, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения), принадлежащие учредителю на праве собственности или арендуемые им у третьего лица (собственника). Государственные и муниципальные образовательные учреждения, закрепленные за ними на праве оперативного управления или находящиеся в их самостоятельном распоряжении объекты производственной и социальной инфраструктуры, в том числе жилые помещения, расположенные в зданиях учебного, производственного, социального, культурного назначения и в сельской местности, общежития, а также клинические базы учреждений медицинского образования, находящиеся в оперативном управлении образовательных учреждений или в ином ведении, приватизации (разгосударствлению) не подлежат.
Согласно ст. 102 Федерального закона от 20.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вступившего в силу с 01.09.2013, образовательные организации должны иметь в собственности или на ином законном основании имущество, необходимое для осуществления образовательной деятельности, а также иной предусмотренной уставами образовательных организаций деятельности.
Государственные и муниципальные образовательные организации, закрепленные за ними на праве оперативного управления или находящиеся в их самостоятельном распоряжении объекты (здания, строения, сооружения) учебной, производственной, социальной инфраструктуры, включая жилые помещения, расположенные в зданиях учебного, производственного, социального, культурного назначения, общежития, а также клинические базы, находящиеся в оперативном управлении образовательных организаций или принадлежащие им на ином праве, приватизации не подлежат.
Приказом Минобрнауки России от 13.12.2010 № 1740 был утвержден перечень недвижимого имущества ФГОУ СПО «Курганский государственный колледж», закрепленного за ним учредителем или приобретенного им за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, в который включено и здание общежития (л.д. 173 – 178 т. 2).
Материалы дела содержат переписку ФГОУ СПО «Курганский государственный колледж» с различными органами по передаче общежития, расположенного по адресу: , в муниципальную собственность.
20.04.2005 Курганская городская Дума вынесла решение № 74 об утверждении перечня объектов жилищно-коммунального хозяйства ФГОУ СПО «Курганский строительный техникум», передаваемых в муниципальную собственность города Кургана. В указанный перечень вошло здание общежития по (л.д. 12 – 13 т. 1).
В соответствии с указанным решением Курганской городской Думы Администрация г. Кургана приняла 08.07.2005 постановление № 1504, которым приняла в муниципальную собственность от ФГОУ СПО «Курганский строительный техникум» общежитие по с подводящими инженерными коммуникациями (л.д. 14 т. 1).
Между тем, материалы дела не содержат волеизъявление собственника имущественного комплекса ФГОУ СПО «Курганский государственный колледж» - Российской Федерации, на передачу общежития, расположенного по адресу: , в муниципальную собственность, акта-приема передачи, то есть фактически спорное здание не было передано в муниципальную собственность.
Таким образом, решение Курганской городской Думы от 20.04.2005 № 74 и постановление Администрации г. Кургана от 08.07.2005 № 1504 не были реализованы.
Решением Курганской городской Думы от 28.08.2013 № 143 решение Курганской городской Думы от 20.04.2005 № 74 признано утратившим силу (л.д. 135 – 136 т. 3).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 2413-р был утвержден перечень федеральных государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования, передаваемых субъектам Российской Федерации, согласно которому Курганский государственный колледж был передан Курганской области (л.д. 107 – 109 т. 1).
Этим же распоряжением Росимуществу было поручено осуществить в установленном порядке безвозмездную передачу находящегося в федеральной собственности имущества передаваемых в соответствии с настоящим распоряжением учреждений в собственность субъектов Российской Федерации.
Во исполнение данного распоряжения Правительством Курганской области издано постановление от 30.12.2011 № 677 о принятии из федеральной собственности в государственную собственность Курганской области ФГОУ СПО «Курганский государственный колледж» и переименовании его в ГБОУ СПО «Курганский государственный колледж» (л.д. 110 – 111 т. 1).
Оспариваемым заявителями распоряжением ТУ Росимущества в Курганской области от 31.01.2012 № 71 утвержден перечень федерального имущества ФГОУ СПО «Курганский государственный колледж», передаваемого из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации – Курганской области, в числе которого указано спорное здание общежития по (л.д. 67 – 74 т. 1).
Согласно акту приема-передачи федерального имущества ФГОУ СПО «Курганский государственный колледж» в государственную собственность субъекта Российской Федерации – Курганской области от 02.02.2012 спорное жилое здание общежития передано в собственность субъекта Российской Федерации – Курганской области (л.д. 75 – 80 т. 1).
На основании указанных выше актов распоряжением Департамента имущественных и земельных отношений Курганский области от 05.03.2012 № 170-р федеральное имущество ФГОУ СПО «Курганский государственный колледж», в том числе здание по , внесено в реестр государственного имущества Курганской области, закреплено на праве оперативного управления за ГБОУ СПО «Курганский государственный колледж» (86 – 89 т. 1).
Право собственности субъекта Российской Федерации Курганской области на девятиэтажное здание общежития, расположенное по адресу: , также как и право оперативного управления ГБОУ СПО «Курганский государственный колледж» в отношении указанного общежития зарегистрированы в установленном законом порядке (л.д. 16 т. 1).
Заявители ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО55, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО43 зарегистрированы и проживают в жилых помещениях, расположенных в жилом доме по .
Договоры социального найма заключены с ФИО7, членом семьи указана дочь (л.д. 166 т. 1), ФИО13, членами семьи указаны муж , сын , внук (л.д. 214 т. 1), ФИО12, членами семьи указаны дочь , зять ., внуки , муж (л.д. 45 т. 2).
Согласно пояснений представителя заявителей заключено около 30 договоров социального найма жилых помещений, расположенных в общежитии по , представители заинтересованных лиц указывают на 20 договоров социального найма, между тем материалы дела не содержат иных договоров социального найма.
За ФИО7 было признано право собственности на квартиру , за , , признано право собственности в равных долях на квартиру (л.д. 102 – 109 т. 3).
На основании договора бесплатной передачи жилого помещения в собственность гражданина от зарегистрировано право собственности ФИО23 на квартиру (л.д. 152 – 154 т. 3).
Сведений об иных жилых помещений общежития по , на которые было бы зарегистрировано право собственности, в материалы дела не представлено.
Доводы заявителей о том, что спорное общежитие не используется для осуществления образовательной деятельности не могут быть приняты во внимание, поскольку противоречат материалам дела.
Девятиэтажное здание общежития, расположенное по адресу: , используется для организации предоставления образования, поскольку в нем проживают семьи сотрудников ГБОУ СПО «Курганский государственный колледж» (л.д. 105 т. 2).
Из представленных в материалы дела письменных доказательств, в том числе документов на вселение заявителей в спорное здание общежития, усматривается, что и заявители получили жилые помещения в общежитии в связи с трудовыми отношениями с ГБОУ СПО «Курганский государственный колледж». Так ФИО1 в период с по состояла в трудовых отношениях с ФГОУ СПО «Курганский строительный техникум», на основании ордера от ей была предоставлена комната в спорном общежитии (л.д. 133 – 136 т. 1).
Решением профсоюзного комитета Курганского строительного техникума от ФИО2 была предоставлена для проживания комната в здании на время работы в техникуме (л.д. 141 т. 1).
ФИО3, работающей в ФГОУ СПО «Курганский строительный техникум», был выдан ордер от на право занятия комнат в спорном общежитии (л.д. 149 т. 1). С ФИО3 заключен договор предоставления жилого помещения в общежитии в бессрочное пользование (л.д. 150 т. 1).
ФИО9 с состоит в трудовых отношениях с Государственным учреждением «Курганский строительный техникум». В связи с трудовыми отношениями на основании ордера от ей предоставлены комнаты в общежитии, расположенном по адресу: , на период работы в Курганском строительном техникуме.
ФИО5 с по и с по состояла в трудовых отношениях с Государственным учреждением «Курганский строительный техникум». В связи с трудовыми отношениями ФИО5 на период работы предоставлены комнаты в общежитии, расположенном по адресу: .
Материалы дела свидетельствуют о том, что остальным заявителям жилые помещения в спорном общежитии также были предоставлены в связи с трудовыми отношениями с образовательным учреждением ГБОУ СПО «Курганский государственный колледж».
Таким образом, судебная коллегия находит обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что спорное здание построено за счет средств федерального бюджета как общежитие, принято в эксплуатацию как общежитие, используется в настоящее время как общежитие, то есть статус здания в настоящее время не утрачен.
То обстоятельство, что спорное общежитие находилось в федеральной собственности заявителями не оспаривается.
Заявители полагали, что оспариваемые ими ненормативные акты противоречат п.п.1, 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». В соответствии с пунктами 1, 2 приведенного Постановления Верховного Совета Российской Федерации объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3, в том числе жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемые ненормативные акты не противоречат приведенному выше Постановлению Верховного Совета Российской Федерации, поскольку спорный объект недвижимости имеет специальный статус, является общежитием, использовался для предоставления образования: для проживания сотрудников колледжа, был включен в имущественный комплекс учреждения среднего профессионального образования.
Согласно п. 12 приложения № 2 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» средние и специальные профессиональные учебные заведения относятся к объектам федеральной собственности, которые могут передаваться в государственную собственность субъектов Российской Федерации.
Не усматривает судебная коллегия и противоречия оспариваемых ненормативных актов п. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В целях защиты прав и свобод граждан Российской Федерации на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оптимизации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также с учетом закрепленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами вопросов местного значения был принят Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ).
Согласно п. 11 ст. 154 указанного Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае: если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Подпунктом «ж» п. 2 ст. 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательной (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено, что для осуществления полномочий, указанных в п. 2 ст. 26.3 настоящего Федерального закона, в собственности субъекта Российской Федерации может находиться имущество, необходимое для организации предоставления образования.
В соответствии с п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательной (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 29.12.2006 № 258-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в том числе, решение вопросов, организации предоставления начального, среднего и дополнительного профессионального образования (за исключением образования, получаемого в федеральных образовательных учреждениях, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации).
Доказательств нарушения положений п. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, которыми предусмотрен определенный порядок безвозмездной передачи имущества из федеральной собственности в государственную собственность субъекта Российской Федерации спорного имущества в материалы дела не представлено, при этом судом учтено и то, что безвозмездная передача имущества из одного уровня собственности в другой осуществляется с соблюдением порядка, установленного названной законодательной нормой, и при наличии волеизъявления сторон.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Все оспариваемые ненормативные акты приняты на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 2413-р (л.д. 81 - 83 т. 1). То есть волеизъявление собственника было направлено на передачу имущественного комплекса образовательного учреждения Курганский государственный колледж, в который включено и спорное здание общежития, в государственную собственность субъекта – Курганская область.
Исходя из изложенного, судебная коллегия находит обоснованными выводы суда первой инстанции о том, что оспариваемые ненормативные акты были приняты в пределах полномочий, с соблюдением установленного порядка и действующему законодательству не противоречат.
Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с главой 25 ГПК РФ и п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия, соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Таким образом, ненормативные правовые акты государственных органов могут быть признаны судом недействительными только при установлении и доказанности одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону и нарушение прав и свобод заявителей.
Заявление не может быть удовлетворено при отсутствии хотя бы одного из указанных условий.
В соответствии с ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Решение суда первой инстанции вынесено в соответствии с нормами материального и процессуального права, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Курганского городского суда Курганской области от 11 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , – без удовлетворения.
Судья – председательствующий
Судьи:
© Курганский областной суд, 2014 oblsud@mail.kurgan.ru