КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СУД Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СУД — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Судья Гурьянова О.В. Дело № 33-918
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е «16» июля 2012 года
Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Никулинской Н.Ф.,
судей Зиновьевой Г.Н., Ворониной М.В.,
при секретаре Шпилевой И.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Торопыгиной Л.С. на решение Костромского районного суда Костромской области от 17 апреля 2012 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований Торопыгиной Л.С. к Георгиевской Н.Г., Ниловой Е.М. о признании действий противоправными, признании собраний жителей с.Чернопенье Костромского муниципального района Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ неправомочными, протоколов собраний недействительными, взыскании денежной суммы; с Георгиевской Н.Г., Ниловой Е.М. в пользу Торопыгиной Л.С. взысканы судебные расходы: за составление искового заявления по (...) рублей (...) копеек и по (...) рублей - транспортные расходы, а всего по (...) рублей (...) копеек с каждой.
Заслушав доклад судьи Зиновьевой Г.Н., выслушав Торопыгину Л.С. и ее представителя по ордеру адвоката Красоткину В.И., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя Георгиевской Н.Г. по доверенности Белкину О.С., возражавшую относительно удовлетворения жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Торопыгина Л.С. обратилась в суд с иском к Ниловой Е.М., Георгиевской Н.Г. о признании собраний от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ неправомочными, признании протоколов вышеуказанных собраний недействительными и взыскании с ответчиков в ее пользу солидарно (...) рублей. Исковые требования мотивировала тем, что она является жителем села Чернопенье Костромского муиципального района Костромской области. ДД.ММ.ГГГГ было проведено собрание жителей села Чернопенье. На собрании она не присутствовала и с протоколом собрания была ознакомлена лишь в октябре 2011 г. после проведения проверки по её заявлению. На собрании присутствовали 63 человека, однако кто именно присутствовал, не указано. Решением этого собрания единогласно были выбраны староста села Чернопенье - Нилова Е.М. и казначей села - Георгиевская Н.Г. Инициативной группой были выбраны: И., Ж., Г. Считает, что указанное собрание проведено с нарушением положений п. 5 ст. 19 Устава Муниципального образования Чернопенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области, в соответствии с которым собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста. На собрании ДД.ММ.ГГГГ было принято решение в связи с катастрофическим состоянием водонасосной станции и ввиду отсутствия денежных средств в администрации поселения произвести ремонт водонасосной станции с заменой насоса за счет средств населения, что отражено в протоколе собрания. ДД.ММ.ГГГГ был составлен протокол собрания жителей села Чернопенье, из которого следует, что на собрании присутствовало 62 человека, кто именно присутствовал на собрании, протоколом не установлено, подписи присутствовавших на собрании лиц отсутствуют. Пунктом 3 протокола данного собрания установлено, что работа по сносу старого надскважинного павильона и постройке нового была поручена Ц.Н.В. и Ц.А.В., оплатить работу предполагалось в сумме (...) рублей. Однако в соответствии с расходами на восстановление водонасосной станции с заменой насоса оплата работ Ц.Н.В. составила (...) рублей. Решения об увеличения оплаты работы Ц.Н.В. принято не было. На собрании также было решено собрать с жителей села денежные средства в сумме по (...) рублей - с собственников, имеющих основной непромерзающий зимний водопровод; по (...) рублей - с собственников, имеющих летний водопровод; по (...) рублей - с собственников жилья, пользующихся колонкой. С Торопыгиной Л.С. было получено (...) рублей на улучшение водоснабжения. По протоколу на собрании от ДД.ММ.ГГГГ присутствовали 38 жителей села, кто именно присутствовал на собрании, не установлено, подписи отсутствуют. В протоколе указано, что с июля по октябрь 2010 г. было собрано (...) рублей, израсходовано на 02 июля 2011 г. (...) рубля (...) копеек. Как указано в протоколе отчетно-перевыборного собрания от ДД.ММ.ГГГГ., (...) рублей уплачено по договору специалистам «Ростовводоканалстрой», которые исследовали техническое состояние скважины (предоставили техническое заключение), прочистили скважину желонкой, нарастили трубу примерно на 10 метров, демонтировали перегоревший старый насос и установили новый, заглубив его. Однако данные действия не решили проблему села с водой. Обращает внимание, что в акте приемки выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ № № указано, что был произведен ремонт на скважине с заменой гидрооборудования (насос «Подрядчика»), однако квитанций о покупке нового гидронасоса ответчики не представили. Считает, что гидронасос не был приобретен, а были лишь проведены ремонтные работы по его восстановлению, хотя в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ предполагалось произвести замену старого насоса на новый.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены администрация Чернопенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области, администрация Костромского муниципального района Костромской области.
В ходе рассмотрения дела истица Торопыгина Л.С. неоднократно уточняла исковые требования, в окончательном варианте просила признать деятельность старосты Ниловой Е.М. и казначея Георгиевской Н.Г. противоправной; признать собрания от ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ неправомочными; признать протоколы вышеуказанных собраний недействительными, взыскать с ответчиков в ее пользу в солидарном порядке денежные средства в размере (...), расходы за составление искового заявления в размере (...) рублей, расходы на ксерокопирование и изготовление фотографий в размере (...) рубля, транспортные расходы в размере (...) рублей.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Торопыгина Л.С. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование указывает, что собрание граждан села регламентируется Уставом Костромского района Костромской области и Уставом муниципального образования Чернопенское сельское поселение. Ст. 6 Устава Костромского района Костромской области к вопросам местного значения относит, в том числе, организацию, содержание и развитие муниципальных сетей водоснабжения и канализации. Согласно ст. 14 Устава жители района имеют право на осуществление территориального общественного самоуправления - самоорганизацию населения по месту их жительства. Аналогичные нормы содержит Устав муниципального образования Чернопепское сельское поселение. В нарушение требований указанных норм ответчики провели собрание по вопросам, относящимся к компетенции местной администрации. Самовольный сбор денежных средств на решение вопросов, входящих в компетенцию местной администрации, также противоречит законодательству о местном самоуправлении. Признавая действия ответчиков правильными, суд указанные обстоятельства не учел, не дал оценки расходованию собранных с жителей средств, не проверил утверждение истицы о том, что новый насос не приобретался, а был отремонтирован старый, что значительно снижает общую стоимость ремонта. Отмечает, что суд не оценил практическую значимость и необходимость проведенных ремонтных работ, а также то, изменилось ли качество предоставляемой услуги по подаче воды. При этом суд указал в решении на то, что, вернув истице внесенные ею (...) рублей, ответчики практически признали исковые требования о том, что незаконно собранные с населения деньги были истрачены не по назначению. Однако, несмотря на признание иска и нарушение ответчиками требований вышеуказанных Уставов, в удовлетворении исковых требований суд отказал. Считает, что суд пришел к неправильному выводу о том, что после проведения собраний не возникло никаких правовых последствий и обязательств. Население приняло на себя обязательства по сдаче денег, а ответчики обязались провести ремонт скважины и обеспечить надлежащее водоснабжение села. Жители деньги сдали, а обещанных улучшений водоснабжения не наступило. Суд также пришел к неправильному выводу о том, что не существует норм права, регламентирующих такую форму собраний, которые проводились жителями села, и ведение протоколов таких собраний.Отмечает, что эти собрания должны были проводиться в соответствии с уставами Костромского района и муниципального образования. Не создав территориального общественного самоуправления, ответчики не имели права организовывать собрания для решения вопросов организации, содержания и развития муниципальных сетей водоснабжения. Обращает внимание, что в результате нарушений в ходе проведения собрания, жители села, отдавшие деньги, лишены возможности предъявить требования к ответчикам по качеству проведенных работ, по размеру их оплаты и результату. Однако суд этому обстоятельству оценки не дал.
В возражениях относительно апелляционной жалобы ответчики Георгиевская Н.Г. и Нилова Е.М. просят решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, изучив материал проверки КУСП № от ДД.ММ.ГГГГ., рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, территориальное общественное самоуправление в с. Чернопенье Костромского муниципального района Костромской области не учреждено.
ДД.ММ.ГГГГ состоялось собрание жителей села Чернопенье Костромского муниципального района Костромской области. На собрании было принято решение по шести вопросам, в частности, решено было обеспечить нормальное водоснабжение села за счет приобретения нового мощного насоса с учетом помощи начальника отдела ЖКХ администрации Костромского района П. и планируемых благотворительных взносов населения села, также единогласно были выбраны староста села Чернопенье - Нилова Е.М., казначей села Чернопенье - Георгиевская Н.Г., инициативная группа: И., Ж., Г.
ДД.ММ.ГГГГ состоялось собрание жителей села Чернопенье Костромского муниципального района Костромской области. Одним из вопросов повестки дня являлся ремонт водонасосной станции села Чернопенье и сбор средств на её ремонт. На собрании было принято решение произвести ремонт водонасосной станции с заменой наноса за счет средств населения. Для этого было решено поручить казначею села Георгиевской Н.Г. организовать сбор благотворительных взносов с каждого собственника жилья в размере: (...) рублей - собственник жилья имеет основной непромерзающий зимой водопровод; (...) рублей - собственник имеет летний водопровод; (...) рублей - собственник пользуется уличной колонкой. Кроме того, на данном собрании было принято решение поручить Георгиевской С.Н. организовать ремонтные работы на скважине (включая строительство павильона), в том числе, заключить договор с ООО «Ростовводоканалстрой»; снести надскважинный павильон и построить на его месте новый, строительство поручить Ц.Н.В. и Ц.А.В. с оплатой работы в сумме (...) рублей.
Согласно ведомости по собору денежных средств от населения на ремонт водонасосной станции с. Чернопенье Торопыгиной Л.С. 24 ДД.ММ.ГГГГ на указанные цели было сдано (...) рублей.
ДД.ММ.ГГГГ состоялось отчетно-перевыборное собрание жителей села Чернопенье Костромского муниципального района Костромской области. На собрании было принято решение: принять отчеты старосты и казначея и признать их работу хорошей; составить списки жителей для оплаты вывоза мусора и предоставить списки в сельскую администрацию до ДД.ММ.ГГГГ выбрать старостой села Чернопенье Нилову Е.М., оставить казначеем села Чернопенье Георгиевскую Н.Г.; вопрос о создании ТОСа отложить; назначить старших по улицам;не переизбирать инициативную группу; праздник села Чернопенье провести ДД.ММ.ГГГГ на благотворительные взносы населения.
ДД.ММ.ГГГГ состоялось собрание актива села Чернопенье Костромского муниципального района Костромской области, на котором присутствовали староста села Нилова Е.М., казначей села Георгиевская Н.Г., члены инициативной группы: И., Ж., Г. На собрании было принято решение поручить казначею села Георгиевской Н.Г. вернуть Торопыгиной Л.С. из оставшихся денежных средств взнос на ремонт водонасосной станции в размере (...) рублей в связи с ее исковым заявлением и нежеланием участвовать в ремонтных работах.
ДД.ММ.ГГГГ Георгиевская Н.Г. внесла на расчетный счет Торопыгиной Л.С. денежные средства в размере (...) рублей. ДД.ММ.ГГГГ Торопыгиной Л.С. было направлено уведомление о перечислении ей указанных денежных средств.
Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ) местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Вопросы местного значения поселения (городского, сельского поселения) перечислены в ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ. К вопросам местного значения поселения относится, в частности, организация в границах поселения водоснабжения населения.
Согласно положениям главы 5 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ к формам непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления отнесены: местный референдум; муниципальные выборы; голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования; сход граждан, осуществляющий полномочия представительного органа муниципального образования; сход граждан; правотворческая инициатива граждан; территориальное общественное самоуправление; публичные слушания; собрание граждан; конференция граждан (собрание делегатов), опрос граждан; обращения граждан в органы местного самоуправления; иные формы, не противоречащие Конституции Российской Федерации, настоящему федеральному закону и иным федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации.
Ст. 29 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ предусмотрено, что для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования могут проводиться собрания граждан.
Собрание граждан проводится по инициативе населения, представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, а также в случаях, предусмотренных уставом территориального общественного самоуправления.
Собрание граждан, проводимое по инициативе представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования, назначается соответственно представительным органом муниципального образования или главой муниципального образования.
Собрание граждан, проводимое по инициативе населения, назначается представительным органом муниципального образования в порядке, установленном уставом муниципального образования.
Порядок назначения и проведения собрания граждан в целях осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставом территориального общественного самоуправления.
Собрание граждан может принимать обращения к органам местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления, а также избирать лиц, уполномоченных представлять собрание граждан во взаимоотношениях с органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.
Собрание граждан, проводимое по вопросам, связанным с осуществлением территориального общественного самоуправления, принимает решения по вопросам, отнесенным к его компетенции уставом территориального общественного самоуправления.
Обращения, принятые собранием граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено решение содержащихся в обращениях вопросов, с направлением письменного ответа.
Порядок назначения и проведения собрания граждан, а также полномочия собрания граждан определяются настоящим Федеральным законом, уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления.
Итоги собрания граждан подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Нормы, аналогичные по содержанию ст. 29 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ, содержатся в ст. 19 Устава муниципального образования Чернопенское сельское поселение Костромского муниципального района Костромской области.
Согласно ч. 1 ст. 45 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ решение вопросов местного значения непосредственно гражданами муниципального образования осуществляется путем прямого волеизъявления населения муниципального образования, выраженного на местном референдуме (сходе граждан).
В соответствии со ст. 78 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
Из анализа положений ст. 45 и 78 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ следует, что к решениям, принятым путем прямого волеизъявления граждан, которые могут быть обжалованы в суде в установленном законом порядке, относятся решения, принятые на местном референдуме, на сходе граждан. Обжалование решений, принятых на собраниях граждан, проводимых в порядке, предусмотренном ст. 29 данного федерального закона, не предусмотрено.
Вышеуказанный вывод подтверждается и анализом положений главы 5 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ, из которых следует, что решения местного референдума и схода граждан являются обязательными для всех жителей муниципального образования, а также для органов и должностных лиц местного самоуправления (ч. 7 ст. 22, ч. 7 ст. 25 Закона), в то время как собрание граждан представляет собой форму непосредственной демократии рекомендательного характера, которая позволяет выявить общественное мнение и учесть его органам и должностным лицам местного самоуправления. Таким образом, решения собраний граждан носят рекомендательный, консультативный характер, являясь формой организованного выражения коллективного мнения по тому или иному вопросу местного значения.
Протоколы собраний жителей муниципального образования как документы, в которых фиксируется процедура проведения собрания, к актам, которые могут быть признаны недействительными, не относятся.
С учетом изложенного вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований Торопыгиной Л.С. о признании вышеуказанных собраний жителей села Чернопенье Костромского муниципального района Костромской области неправомочными, а протоколов данных собраний недействительными, является правильным.
Требование Торопыгиной Л.С. о признании деятельности старосты Ниловой Е.М. и казначея Гергиевской Н.Г. противоправной правомерно отклонено судом, поскольку подобный способ защиты прав действующим гражданским законодательством не предусмотрен.
Поскольку факт возврата (перечисления на расчетный счет) денежных средств в размере (...) рублей Торопыгиной Л.С. в ходе судебного разбирательства не оспаривался, в удовлетворении ее требований о взыскании с ответчиков в солидарном порядке указанной денежной суммы судом обоснованно отказано.
Вывод суда первой инстанции об отсутствии норм права, регламентирующих такую форму собраний, которые проводились жителями села Чернопенье ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, является ошибочным, поскольку проведение подобных собраний регламентируется ст. 29 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ, а также уставами муниципальных образований и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления. Однако указанный вывод не повлиял на правильность принятого решения по существу спора.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании положений действующего законодательства и муниципальных правовых актов, не свидетельствуют о незаконности и необоснованности решения суда и не могут служить основанием к его отмене.
Если истец полагает, что ее права были нарушены в результате ненадлежащей организации водоснабжения, ненадлежащего оказания услуг по водоснабжению, она не лишена возможности обращаться с требованиями о защите своих прав в установленном законом порядке, избрав при этом надлежащий способ защиты.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Костромского районного суда Костромской области от 17 апреля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Торопыгиной Л.С. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: