Самарский областной суд
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Самарский областной суд — Судебные акты
Судья: Сапего О.В. Гр.д. № 33- 9243
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
05 сентября 2011 года, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего: Филатовой Г.В.
судей: Подольской А.А. Салдушкиной С.А.
при секретаре Хоциной О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационному представлению Прокурора г. Сызрани на решение Сызранского городского суда Самарской области от 21 июля 2011года, которым постановлено:
«Оставить без удовлетворения заявление прокурора города Сызрани в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия Думы городского округа Сызрань незаконным и понуждении Думу городского округа Сызрань исключить из п. 2 Решения Думы г.о.Сызрань от 25.05.2011 № 44 «О внесении изменений в Решение Думы г.о. Сызрань от 20.12.2010 № 143 «О бюджете г.о. Сызрань на 2011 год и плановый период 2012-2013 годов» коррупциогенные факторы, дополнив абзац 2 п. 2 Решения Думы «Из бюджета могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели» словами «в соответствии с Порядком, утвержденным Администрацией г.о. Сызрань» (полная формулировка «Из бюджета могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели, в соответствии с Порядком, утвержденным Администрацией г.о. Сызрань».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Филатовой Г.В., возражения на кассационное представление прокурора представителя администрации г.о. ФИО1 и представителя главы г.о.Сызрань по доверенности ФИО2, заключение прокурора Кушнирчук А.И., полагавшей решение суда оставить без изменения,судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Сызрани в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании бездействие Думы городского округа Сызрань незаконным и обязать Думу городского округа Сызрань исключить из п. 2 Решения Думы г.о. Сызрань от 25.05.2011 № 44 «О внесении изменений в Решение Думы г.о. Сызрань от 20.12.2010 № 143 «О бюджете г.о. Сызрань на 2011 год и плановый период 2012-2013 годов» коррупциогенные факторы, дополнив абзац 2 п. 2 Решения Думы «Из бюджета могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели» словами «в соответствии с Порядком, утвержденным Администрацией г.о. Сызрань».
В обоснование требований прокурор указал, что прокуратурой города Сызрани в рамках исполнения Приказа Генерального прокурора РФ от 28.12.2009 года № 400 «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов» проведена антикоррупционная экспертиза Решения Думы г.о. Сызрань от 25.05.2011 № 44 «О внесении изменений в Решение Думы г.о. Сызрань от 20.12.2010 № 143 «О бюджете г.о. Сызрань на 2011 год и плановый период 2012-2013 годов».
В связи с отсутствием указания, на какие цели могут выделяться субсидии из бюджета г.о. Сызрань автономным и бюджетным учреждениям, либо в соответствии с чем, данные субсидии могут быть выделены (порядок выделения), правоприменителями данного нормативного правового акта могут вольно трактоваться цели, на которые могу быть выделены субсидии указанным учреждениям.
Прокурор г. Сызрани полагает, что в действующей редакции п. 2 Решения Думы г.о. Сызрань от 25.05.2011 № 44 имеют место коррупциогенные факторы - широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) и выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц).
В связи с изложенным прокурор просил суд признать бездействие Думы незаконным и изложить абзац 2 п 2 решения Думы в следующей редакции : « Из бюджета могут
предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели, в соответствии с порядком, утверждённым администрацией г.о. Сызрань»
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В кассационном представлении Прокурора г. Сызрани просит решение суда отменить, считает его незаконным и необоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что 20 декабря 2010г. Дума г.о. Сызрань приняла решение № 143 «О бюджете г.о. Сызрань на 2011 год и плановый период 2012-2013 годов», которым предусмотрена возможность предоставления субсидий юридическим лицам (ст. 11 Решения Думы).
25 мая 2011г. на заседании Думы было принято решение № 44 о дополнении названной статьи пунктом 5 следующего содержания:
«В бюджете предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с муниципальным заданием муниципальных нужд ( выполнением работ).
Из бюджета могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели».
Прокуратурой города Сызрани в рамках исполнения Приказа Генерального прокурора РФ от 28.12.2009 года № 400 «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов» проведена антикоррупционная экспертиза Решения Думы г.о. Сызрань от 25.05.2011 № 44 «О внесении изменений в Решение Думы г.о. Сызрань от 20.12.2010 № 143 «О бюджете г.о. Сызрань на 2011 год и плановый период 2012-2013 годов».
ДД.ММ.ГГГГ прокурором города Сызрани в адрес Думы г.о. Сызрань было внесено требование об изменении нормативного правового акта с целью исключения коррупциогенных факторов, в котором предложено исключить из п. 2 Решения Думы г.о. Сызрань № 44 слова «на иные цели» и дополнить его перечнем конкретных целей, на которые могут быть выделены бюджетные средства бюджетным и автономным учреждениям, либо дополнить словами: «на иные цели, предусмотренные уставом учреждения».
Данное требование прокурора было обсуждено ДД.ММ.ГГГГ на заседании Комитета по бюджету Думы г.о. Сызрань, однако, данная формулировка при обсуждении на комитете Думы г.о. Сызрань была рассмотрена и не принята.
ДД.ММ.ГГГГ на заседании Думы г.о. Сызрань при обсуждении требования прокурора об изменении нормативного правового акта с целью исключения коррупцлогенных факторов от ДД.ММ.ГГГГ прокурором г.Сызрани повторно предложено с целью исключения коррупциогенного фактора дополнить п. 2 Решения Думы г.о. Сызрань от 25.05.2011 № 44 «О внесении изменений в Решение Думы г.о. Сызрань от 20.12.2010 № 143 «О бюджете г.о. Сызрань на 2011 год и плановый период 2012-2013 годов» словами: «Из бюджета могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели, в соответствии с Порядком, утвержденным Администрацией г.о. Сызрань».
Однако, данная формулировка депутатами Думы г.о. Сызрань отклонена.
В соответствии с ч.2 ст. 1 Федерального закона № 172-ФЗ от 17.07.2009г. "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
Следовательно, коррупциогенный фактор – это дефект нормы права, который способствует или может способствовать коррупционным проявлениям, в том числе создавать условия для их формальной легитимности.
Виды коррупциогенных факторов определены Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных
правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010г. № 96.
Согласно ч.2 ст. 78.1 БК РФ в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, в решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.
Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией , а также федеральными законами, предусматривающими создание государственных корпораций и государственных компаний. Таким образом, в решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся автономными и бюджетными учреждениями.
Судом установлено, что во исполнение данной нормы БК РФ, Администрацией г.о.Сызрани разработан и утвержден Порядок определения объема и условия предоставлений субсидий муниципальным бюджетным и автономным учреждениям г.о.Сызрань из бюджета городского округа Сызрань на иные цели, что подтверждается Постановлением Администрации г.о.Сызрань от 31 мая 2011 года №1360.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу, что предоставление субсидии бюджетным и автономным учреждениям из бюджета, не свидетельствует о наличии коррупциогенных факторов, поскольку такая редакция пункта не устанавливает для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил.
Кроме того, суд обоснованно принял во внимание, что принятая Думой редакция решения полностью согласуется с диспозицией ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ, а также аналогично сформулированы и изложены требования о выделении субсидий в ФЗ от 13.12.2010 №357-Ф3 «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» и в Законе Самарской области от 01.12.2010 №130-ГД «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов».
Таким образом, оспариваемый п. 2 Решения Думы г.о. Сызрань от 25.05.2011 № 44 «О внесении изменений в Решение Думы г.о. Сызрань от 20.12.2010 № 143 «О бюджете г.о. Сызрань на 2011 год и плановый период 2012-2013 годов» по своему содержанию не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Принимая во внимание изложенное, суд обосновано признал заявление прокурора г. Сызрани не подлежащим удовлетворению.
Доводы прокурора в кассационном представлении о том, что муниципальный правовой акт должен устанавливать конкретные правоотношения субъектов правоприменения, несостоятельны, поскольку Администрацией утвержден Порядок определения объема и условия предоставления субсидий муниципальным бюджетным и автономным учреждениям г.о.Сызрань из бюджета городского округа Сызрань на иные цели, и в названном Порядке перечислены «иные цели».
Ссылки на то, что Решение Думы г.о. Сызрань от 25.05.2011 № 44 и Постановление Администрации г.о.Сызрань от 31 мая 2011 года №1360 являются самостоятельными правовыми актами и не взаимодействуют с друг другом без отсылочной нормы на Порядок, утверждённый администрацией г.о. Сызрань, не могут быть приняты во внимание, поскольку постановлением администрации 31 мая 2011г такой Порядок утверждён, в соответствии, с требованиями ст. 78.1 БК РФ.
Доказательств того, что он не соблюдается, прокурором не представлено.
Руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сызранского городского суда Самарской области от 21 июля 2011 года оставить без изменения, а кассационное представление Прокурора г. Сызрани -без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи: