Судья Свинтицкая В.В. Дело № 33-9360
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 05 ноября 2014 года г. Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Чикаловой Е.Н.,
судей Власенко И.Г., Федоровой Л.Н.,
при секретаре Клюгер Т.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Военного прокурора 304 военной прокуратуры гарнизона в защиту интересов РФ в лице Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю к администрации Находкинского городского округа о признании незаконным бездействия, понуждении к совершению действий,
по апелляционной жалобе администрации Находкинского городского округа на решение Находкинского городского суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Власенко И.Г., выслушав военного прокурора Гришмановского В.Л., полагавшего возможным изменить решение суда в части передачи общего имущества соразмерно доле квартир, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Военный прокурор 304 военной прокуратуры гарнизона обратился в суд с иском в защиту интересов РФ в лице Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю, указав, что в ходе проведенной проверки установлено, что за Пограничным управлением ФСБ России по Приморскому краю на праве оперативного управления закреплено федеральное имущество – жилой дом <адрес>, который находится на балансе Службы в г. Находка Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю. В муниципальную собственность г. Находки данный жилой дом до настоящего времени не передан, в связи с чем обязанность по содержанию и капитальному ремонту дома возложена на Службу в г. Находка. Решениями жилищной комиссии Службы в г. Находка жилые помещения в данном жилом доме распределены военнослужащим, с ними заключены договоры социального найма. Решений об отнесении жилых помещений данного дома к специализированному жилищному фонду не принималось. В силу п. 11 ст. 154 Федерального закона № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации» жилой дом № 18 по Северному пр-ту в г. Находка в федеральной собственности находиться не может и подлежит передаче муниципальному образованию. Вместе с тем, администрацией Находкинского городского округа отказано в приеме в муниципальную собственность данного имущества. Полагая указанные действия неправомерными, просил признать незаконным отказ в согласовании передачи жилого дома <адрес> в муниципальную собственность, возложить на ответчика обязанность согласовать передачу указанного жилого дома в муниципальную собственность.
В последующем прокурор уточнил исковые требования, просил признать незаконным отказ администрации Находкинского ГО в согласовании передачи квартир №, нежилых помещений (цокольный этаж), инженерных сетей теплоснабжения, канализации, водоснабжения, наружного освещения, расположенных по адресу: <адрес> муниципальную собственность и возложить обязанность согласовать передачу в муниципальную собственность указанных объектов.
В судебном заседании представитель военного прокурора поддержал уточненные исковые требования по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований, указала, что нахождение жилых помещений в собственности Российской Федерации не противоречит действующему законодательству и не нарушает права и свободы граждан, проживающих в данных квартирах. Безвозмездная передача в муниципальную собственность находящегося в федеральной собственности имущества предполагает необходимость учета волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу.
Решением Находкинского городского суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ отказ администрации Находкинского городского округа в согласовании передачи в муниципальную собственность квартир № нежилых помещений (цокольный этаж), инженерных сетей теплоснабжения, канализации, водоснабжения, наружного освещения, расположенных по адресу: <адрес>, признан незаконным. На администрацию Находкинского городского округа возложена обязанность согласовать передачу в муниципальную собственность указанных объектов.
Администрация Находкинского городского округа в апелляционной жалобе просит решение отменить по основаниям неправильного применения норм материального права и определения обстоятельств по делу, согласно которым указанные в мотивированной части решения нормативные акты подлежали применению к объектам, созданным до ДД.ММ.ГГГГ, в то время как спорный многоквартирный дом принят в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ, отсутствие волеизъявления органа местного самоуправления по вопросу передачи имущества в муниципальную собственность.
Судебная коллегия, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об изменении решения суда.
ДД.ММ.ГГГГ согласно разрешению Департамента градостроительства Приморского края № ГУ «КПУ ФСБ по Приморскому краю» разрешен ввод в эксплуатацию дома <адрес>.
Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ, выписок из реестра федерального имущества, свидетельств о государственной регистрации права, квартиры № по адресу: <адрес> являются федеральной собственностью и вместе с нежилыми помещениями цокольного этажа, инженерными сетями и коммуникациями, наружным освещением состоят на балансе Службы в г. Находка ПУ ФСБ по Приморскому краю на праве оперативного управления.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 50 Федерального Закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федерального закона № 131-ФЗ) в собственности муниципальных образований может находится указанное в ч. 2-4 настоящей статьи имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
К вопросам местного значения городского округа в т.ч. согласно пунктов 4, 6 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ относится обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ) императивно предписано безвозмездно передавать в муниципальную собственность находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в муниципальной собственности, а его нахождение в федеральной собственности не допускается, определена компетенция органов власти и управления относительно принятия решений о передаче имущества, в том числе в муниципальную собственность.
Недопустимость нахождения в федеральной собственности жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры городов, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и их относимость к муниципальной собственности в силу прямого указания закона следует из пункта 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление Верховного Совета от 27.12.1991 N 3020-1), приложения N 3 к нему.
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае обратилось в адрес администрации Находкинского городского округа с просьбой рассмотреть вопрос передачи указанного имущества в муниципальную собственность.
Как следует из ответа ТУ ФАУГИ в Приморском крае от ДД.ММ.ГГГГ № до настоящего времени ответа от администрации Находкинского городского округа не поступило.
Аналогичные обращения Службы в г. Находка Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю оставлены без удовлетворения.
Ссылка в апелляционной жалобе на отсутствие волеизъявления органа местного самоуправления и необоснованное применение судом положений Постановления Верховного Совета Российской Федерации № 3020-1 от 27.12.1991 к объекту недвижимого имущества, созданного в 2009 году не является основанием для отмены принятого решения.
Исследовав фактические обстоятельства дела, приняв во внимание позицию Конституционного суда Российской Федерации от 04.12.2007 № 828-О-П, на которую ссылается заявитель, суд первой инстанции установил, что данным Определением Конституционного Суда Российской Федерации положения части 11 стати 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ не признаны противоречащими Конституции Российской Федерации, а учет волеизъявления не должен отождествляться с получением согласия соответствующего субъекта, решение которого не может быть произвольным.
Материалы дела не содержат сведений о том, что бездействие органа местного самоуправления содержит мотивированные причины уклонения от согласования передачи имущества, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно указал, что, несмотря на отсутствие согласия органа местного самоуправления на принятие спорного имущества, объективная необходимость передачи имущества соответствует полномочиям, возложенным на муниципальное образование в силу закона.
Судом установлено и не опровергнуто заявителем, что спорный объект по своему функциональному назначению относится к жилищно-коммунальному хозяйству Находкинского городского округа, предназначен для решения вопросов местного значения, находится в эксплуатируемом состоянии, и не является ни одной из указанных в пункте 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ категорий имущества, которые могут находиться в федеральной собственности.
Вместе с тем, разрешая требования в отношении общего имущества многоквартирного дома, к которому относятся помещения цокольного этажа, коммуникации, сети и освещение суд первой инстанции не принял во внимание, что собственникам помещений в многоквартирном доме, в силу пункта 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
Обжалуемое решение не содержит нормативного обоснования возможности передачи в муниципальную собственность общего имущества многоквартирного дома без ведома и согласия собственников, в связи с чем предметом передачи в муниципальную собственность в настоящем споре может являться общее имущество (нежилые помещения цокольного этажа, инженерные сети теплоснабжения, канализации, водоснабжения, наружного освещения), соответствующее доле вышеуказанных квартир, расположенных по адресу: <адрес>.
В остальной части юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, выводы суда не противоречат материалам дела, оснований для отмены решения по доводам жалобы судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Находкинского городского суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции:
Признать незаконным отказ администрации Находкинского городского округа в согласовании передачи квартир: № и нежилых помещений (цокольный этаж), инженерных сетей теплоснабжения, канализации, водоснабжения, наружного освещения, соответствующих доле вышеуказанных квартир, расположенных по адресу: <адрес>, в муниципальную собственность.
Обязать администрацию Находкинского городского округа согласовать передачу в муниципальную собственность квартир № и нежилых помещений (цокольный этаж), инженерных сетей теплоснабжения, канализации, водоснабжения, наружного освещения, соответствующих доле вышеуказанных квартир, расположенных по адресу: <адрес>.
Председательствующий
Судьи