Судья Борщенко Т.А. Дело № 33-9374О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
15 октября 2015 года город Владивосток
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Светловой С.Е.
судей Туктамышевой О.В. и Бизякиной Н.П.
при секретаре Половове А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Михальцовой В.В. о признании незаконным решения управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока (далее УГА администрации города Владивостока), признании незаконным решения департамента земельных и имущественных отношений Приморского края по апелляционной жалобе административного истца на решение Советского районного суда города Владивостока от 16 июля 2015 года, которым в удовлетворении административного иска отказано.
Заслушав доклад судьи Светловой С.Е., выслушав объяснения Михальцовой В.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя УГА администрации города Владивостока Волик А.С. и представителя департамента земельных и имущественных отношений Приморского края Крахмаловой Е.С., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Михальцова В.В. обратилась в суд с иском, в обоснование указав, что 2 июля 2014 года через КГАУ «МФЦ» она обратилась в департамент земельных и имущественных отношений Приморского края с заявлениями о предоставлении ей земельного участка площадью 2000 кв.м, расположенного <адрес>, для ведения дачного хозяйства в аренду сроком на 49 лет. Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края обратился в УГА администрации города Владивостока для утверждения схемы границ участков на кадастровом плане территории. Ввиду изменения секретности сведений, содержащихся в схемах границ, а также то, что третьему лицу уже предоставили земельный участок, который налагался на испрашиваемый заявителем участок, она обратилась в департамент земельных и имущественных отношений Приморского края о приостановлении рассмотрения заявления для уточнения схемы. Площадь земельного участка уменьшилась до 730 кв.м. УГА администрации города Владивостока письмом № 26504/20У от 9 января 2015 года указало, что границы испрашиваемого земельного участка внесены в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности УГА и проведена работа по проверке наличия необходимых документов для утверждения схемы. 19 февраля 2015 года УГА администрации города Владивостока сообщило о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка в районе ул. Находкинской, 2, ввиду расположения земельного участка в береговой полосе водного объекта - ручья, информация об этом не отражена в схеме границ участка. Между тем, первоначально в схеме была отражена водоохранная зона и зона прибрежной полосы ручья. Считает отказ незаконным препятствующим дальнейшему оформлению земельного участка, реализации её права на приобретение участка в аренду. Просит суд признать незаконным отказ УГА администрации города Владивостока в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 730 кв.м, расположенного по адресу: г.Владивосток, в районе ул. Находкинская, 2, для ведения дачного хозяйства, обязать департамент земельных и имущественных отношений Приморского края утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В судебном заседании Михальцова В.В. уточнила требования, просила суд признать также незаконным отказ департамента земельных и имущественных отношений Приморского края в предоставлении данного земельного участка, обязав его утвердить, выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории и обязать предоставить испрашиваемый земельный участок.
Представители УГА администрации города Владивостока и департамента земельных и имущественных отношений Приморского края возражали против удовлетворения требований административного истца.
Суд постановил указанное решение, с которым не согласился административный истец, в апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного.
Рассмотрев административное дело в соответствии с частью 1 статьи 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам не усматривает оснований к отмене решения суда.
До 1 марта 2015 года порядок предоставления земельных участков из земель, право собственности на которые не разграничена, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается Земельным кодексом РФ, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан (пункт 2 статьи 81 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 13 Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках.
Порядок выбора и предоставления земельных участков гражданам для указанных выше целей определен статьей 14 названного закона.
Орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, после государственной регистрации которого, ему в соответствии с земельным законодательством бесплатно предоставляется земельный участок.
Наличие свободного от прав третьих лиц земельного участка не являлось безусловной обязанностью органа местного самоуправления предоставить его, поскольку в соответствии с градостроительной документацией испрашиваемый земельный участок, расположенный в черте города, не предназначен к предоставлению гражданам для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 15 апреля 1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в редакции закона от 31 декабря 2014 года граждане в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, могут создавать садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы либо садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства.
Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках.
Регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления отдельно. Очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений (статья 13 Федерального закона от 15 апреля 1998 № 66-ФЗ).
Таким образом, действующее и ранее действовавшее земельное законодательство, законодательство о садоводстве закрепляет возможность предоставления земельных участков для осуществления садоводства, огородничества и ведения дачного хозяйства только гражданам, входящим в состав соответствующего некоммерческого объединения. Выделение названных земель гражданам в индивидуальном порядке законом не предусмотрено.
При таких обстоятельствах, ссылка на жалобе на то, что ведение хозяйственной деятельности на береговой полосе, в пределах водоохраной полосы и прибрежной защитной полосы с соблюдением специального режима предусмотрено статьей 27 ЗК РФ, не имеет правового значения.
Ведение хозяйственной и иной деятельности на таких земельных участках не исключается, вместе с тем,
Предоставление земельных участков гражданам для ведения садоводства органом, уполномоченным по распоряжению земельными участками органом в иной процедуре, не влечет для суда правоприменительной обязанности.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о законности оспариваемых решений.
Решение принято судом при правильном применении норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оно является законным и обоснованным и отмене не подлежит. Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые являются основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь статьей 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Советского районного суда города Владивостока от 16 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Михальцовой В.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи