ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-9506/12 от 16.08.2012 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ОПРЕДЕЛЕНИЕДело №... –9506/12

... 16 августа 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего: Фархутдиновой Г.Р.

судей: Куловой Г.Р.

ФИО1

при секретаре: Гареевой И.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе истца ФИО2 на решение Октябрьского районного суда ... Республики Башкортостан от ... года, которым постановлено:

в удовлетворении исковых требований Булгакова ФИО7 к Администрации городского округа ..., МУ «Земельное агентство» городского округа ... о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность, признании права собственности на земельный участок, отказать.

Заслушав доклад судьи Фархутдиновой Г.Р., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО2 обратился в суд с иском к Администрации городского округа ..., МУ «Земельное агентство» городского округа ... о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность, обязании принять решение о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: ..., путем направления истцу проекта договора купли-продажи указанного земельного участка в течение 14 дней со дня принятия решения суда.

В обоснование требований истец указал, что он владеет на праве собственности индивидуальным жилым домом по адресу: ....

... года между ним и Администрацией ... в лице председателя Комитета по земельным ресурсам и землеустройству был заключен договор аренды №... указанного земельного участка из земель населенных пунктов, площадью ....м. по адресу: ... для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек сроком до ... года. Данный договор зарегистрирован ... года в установленном законом порядке.

... года он обратился к ответчику с просьбой предоставить ему в собственность спорный земельный участок.

... года Муниципальное учреждение «Земельное агентство» городского округа ... РБ, рассмотрев обращение, сообщило, что часть указанного земельного участка расположена в границах красных линий. В этой связи ему было отказано в передаче участка в собственность. Истец считает данный отказ в предоставлении земельного участка в собственность незаконным, в связи с чем просит суд его требования удовлетворить.

Судом вынесено вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе ФИО2 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым иск ФИО2 удовлетворить, указав, что ответчиком не представлено доказательств резервирования спорного земельного участка и нахождения его в границах красных линий.

Проверив материалы дела, выслушав представителя Администрации ГО ... РБ ФИО3 (доверенность от ... года), полагавшую решение суда законным, а кассационную жалобу необоснованной, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

В силу ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Данным требованиям закона решение суда первой инстанции не соответствует.

Как следует из свидетельства о государственной регистрации права серии №...№... от ... года, выданного ГРП при МЮ РБ, а также свидетельства о государственной регистрации права серии ... от ... года, выданного Управлением Росресстра по РБ, ФИО2 владеет на праве собственности индивидуальным жилым домом, количество этажей: ... общая площадь ... кв.м., инв. №..., лит. ..., адрес объекта: ....

... года между Администрацией ... в лице председателя Комитета по земельным ресурсам и землеустройству и ФИО2 заключен договор аренды №... указанного земельного участка из земель населенных пунктов, площадью ... кв.м. по адресу: ..., для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек сроком до ... года. Данный договор зарегистрирован ... года в установленном законом порядке.

Земельный участок, кадастровый номер №..., площадью ... кв.м. на котором расположен принадлежащий истцу объект недвижимости, является государственной собственностью, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка.

... года истец ФИО2 обратился в Администрацию городского округа ... с заявлением о предоставлении ему в собственность спорного земельного участка, расположенного по адресу: ....

Письмом МУ «Земельное агентство» городского округа ...№... от ... года ФИО2 отказано в предоставлении земельного участка в собственность по тем основаниям, что часть указанного земельного участка расположена в границах красных линий.

Суд, ссылаясь на то, что спорный земельный участок находится в границах красных линий городского округа ..., и зарезервирован для муниципальных нужд на территории города, пришел к выводу о том, что право на приобретение указанного земельного участка в собственность в порядке ст.36 Земельного кодекса РФ у истца не возникло.

С таким выводом судебная коллегия согласиться не может в связи со следующим.

Согласно ч. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом.

В силу абз. 2 ч. 1 ст.36 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.

Согласно п.6 ст.36 Земельного кодекса РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

В соответствии с п.4 ст.28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Приведенные правовые нормы Земельного кодекса РФ и п. 4 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» не содержат положений, ограничивающих право гражданина на получение в собственность земельного участка, на котором находится принадлежащий ему на праве собственности объект недвижимости, в случае планируемого размещения на этом земельном участке объектов капитального строительства, дорог, улиц и т.д., то есть отнесения его к земельным участкам общего пользования.

Пункт 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ не допускает приватизации земельных участков общего пользования уже занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования.

Доказательств того, что спорный земельный участок занят площадями, улицами и т.п., то есть фактически отнесен к землям общего пользования, материалы дела не содержат. Кадастровый паспорт спорного земельного участка также не свидетельствует о наличии красных линий.

В этой связи вывод суда о невозможности приватизации спорного земельного участка со ссылкой на ч.12 ст.85 Земельного кодекса РФ судебная коллегия не может признать обоснованным.

Также суд в оспариваемом судебном постановлении ссылается на постановление главы Администрации ГО ... РБ №... от ... года «Об утверждении проекта планировки жилого района «Нижегородка в Ленинском и ...х городского округа ... Республики Башкортостан», из которого следует, что спорный земельный участок находится в границах красных линий и зарезервирован для муниципальных нужд на территории ....

Частью 4 ст.70.1 Земельного кодекса РФ определен Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденный Постановлением Правительства РФ от ... года№....

Согласно Положению о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Решение о резервировании земель принимается в соответствии со следующими документами:

а) документы территориального планирования. При наличии документации по планировке территории решение о резервировании земель принимается в соответствии с такой документацией;

б) решения об утверждении границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения;

в) государственные программы геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр, утвержденные в установленном порядке.

Подготовка решения о резервировании земель осуществляется на основании сведений государственного кадастра недвижимости.

Решение о резервировании земель должно содержать:

а) цели и сроки резервирования земель;

б) реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель;

в) ограничения прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель;

г) сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.

К решению о резервировании земель прилагается схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.

Решение о резервировании земель и схема резервируемых земель должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель.

Решение о резервировании земель принимается по отношению к земельным участкам, находящимся в пределах одного кадастрового округа.

Решение о резервировании земель, принятое органами государственной власти, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены резервируемые земельные участки.

Решение о резервировании земель, принятое органами местного самоуправления, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации органов местного самоуправления по месту нахождения резервируемых земельных участков.

Решение о резервировании земель вступает в силу не ранее его опубликования.

Орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".

Государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Между тем данные обстоятельства ответчиком не доказаны, решение о резервировании земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель, включая спорный земельный участок, суду не представлены.

При таких обстоятельствах, в соответствии с ч. 1 ст. 362 ГПК РФ (в прежней редакции) решение суда подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение, поскольку судебная коллегия в силу ст. 361 ГПК РФ (в прежней редакции) лишена возможности постановить новое решение по обстоятельствам, которые не были предметом исследования суда первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, определить юридически значимые обстоятельства, дать оценку имеющимся в деле и дополнительно представленным сторонами доказательствам по правилам ст. 67 ГПК РФ, и постановить решение в строгом соответствии с требованиями материального и процессуального законодательства.

Руководствуясь ст.ст.360-362 (в прежней редакции) ГПК РФ, ст.2 Федерального закона от 09 декабря 2010 года N 353-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации", судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Октябрьского районного суда ... Республики Башкортостан от ... года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

Председательствующий: Г.Р. Фархутдинова

Судьи: Г.Р. Кулова

ФИО1