Приморский краевой суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Приморский краевой суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Судья Дубовик М.С. Дело № 33-9594
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26.10. 2010 года город Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе: председательствующего Бизякиной Н.П.,
судей Крайниковой Т.В., Шульга С.В.,
при секретаре Лукьянович В.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Приморского края в интересах неопределенного круга лиц к Территориальному экологическому фонду г. Находка, администрации г. Находка о ликвидации некоммерческой организации «Территориальный экологический фонд Находки» и по встречному иску о добровольной ликвидации
по кассационной жалобе администрации г. Находка
на решение Находкинского городского суда Приморского края от 01.09.2010 г., которым иск удовлетворен частично: Некоммерческая экологическая организация «Территориальный экологический фонд Находки» ликвидирован; ликвидатором назначена директора фонда ФИО1, на нее возложена обязанность провести процедуру ликвидации в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу; в остальной части иска отказано. Встречное заявление Некоммерческой экологической организации «Территориальный экологический фонд Находки» о добровольной ликвидации оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Крайниковой Т.В., объяснения представителя администрации Находкинского городского округа – ФИО2, возражения представителя ТЭФН ФИО3, ФИО4, представителя Управления Министерства Юстиции РФ по Приморскому краю ФИО5, прокурора Брухтей О.С., полагавшего решение суда подлежащим без изменения, судебная коллегия
установила:
Прокурор обратился в суд с названным иском. В обоснование заявленных требований указал следующее. На основании Постановления главы администрации г. Находки от 12.11.1996 г. № создан Государственный внебюджетный территориальный экологический фонд Находки и утверждено Положение о нем. Согласно п. 1.2 Положения фонд являлся самостоятельным государственным целевым внебюджетным территориальным финансовым учреждением, обладал правами юридического лица. Данный фонд был создан в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.1992 г. №442 «О Федеральном экологическом фонде Российской Федерации и экологических фондах на территории РФ». В соответствии со ст.7 ФЗ «О федеральном бюджете на 2001 год» о 27.12.2000 г. №150-ФЗ с 01.01.2001 г. Федеральный экологический фонд Российской Федерации упразднен. В связи с упразднением фонда РФ постановлением мэра г. Находки от 31.05.2001г. №769 «О реорганизации Государственного внебюджетного территориального экологического фонда Находки путем изменения организационно-правовой формы в территориальный экологический фонд Находки» Государственный внебюджетный территориальный экологический фонд Находки реорганизован в территориальный экологический фонд Находки (ТЭФН). Права и обязанности государственного внебюджетного фонда переданы территориальному фонду в соответствии с передаточным актом. Утверждено Положение о территориальном экологическом фонде Находки и состав правления. Вновь созданный территориальный экологический фонд признан правопреемником государственного внебюджетного фонда. Разделом 3 Положения о ТЭФН предусмотрено, что его средства формируются, в том числе, за счет платы за нормативные, сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую природную среду, вносимой природопользователями г. Находки в размере 54 % зачисляемой на бюджетный лицевой счет в муниципальном казначействе финансового управления администрации г. Находки. В свою очередь, в соответствии с п.7 постановления мэра г. Находки от 31.05.01 № «О реорганизации государственного внебюджетного экологического фонда» финансовое управление администрации города обязано обеспечить своевременное и полное зачисление на лицевой счет ТЭФН бюджетных средств, поступающих из Департамента финансов администрации Приморского края в размере 54 процентов от платы за нормативные, сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую природную среду, вносимой природопользователями г. Находки.
В соответствии со ст.31 Федерального Закона от 12,01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в редакции, действующей на момент издания оспариваемого постановления, органы государственной власти и органы местного самоуправления наделялись лишь правом по созданию государственных и муниципальных учреждений и закреплению за ними имущества на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Статья 6 Федерального закона от 28.08.1995 в редакции от 04.08.2000 № 107-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», на которую имеется ссылка в постановлении о создании ТЭФН, не предоставляла права органам местного самоуправления по созданию фондов. Поскольку реорганизация Государственного внебюджетного территориального экологического фонда путем преобразования его в Территориальный экологический фонд Находки (ТЭФН) мэром г. Находки противоречит закону прокурор просил суд вынести решение о ликвидации некоммерческой организации «Территориальный экологический фонд Находки», назначении ликвидационной комиссии и срока ликвидации.
Территориальный экологический фонд Находки в лице представителя ФИО1 обратился со встречным заявлением о добровольной ликвидации ТЭФН, учитывая те обстоятельства, что финансовые средства второй год в НК ТЭФН не поступают, в связи с отсутствием перспективы поступления финансовых средств в дальнейшем в фонд, и как в следствие невозможность реализовывать цели фонда, дальнейшая деятельность фонда не возможна.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования. Просил суд вынести решение о ликвидации ТЭФН, назначить ликвидационную комиссию, в состав которой включить физических лиц С., и В., установить срок для ликвидации 3 месяца. Также они не возражал против включения в состав ликвидационной комиссии директора ТЭФН ФИО1. По заявленным фондом требованиям о добровольной ликвидации возражал, так как законом не предусмотрена добровольная ликвидация фонда.
Представитель ответчика администрации г. Находка в судебном заседании признала исковые требования прокурора Приморского края в полном объеме.
Судом вынесено указанное выше решение, с которым не согласилась администрация Находкинского городского округа, в кассационной жалобе ставится вопрос о его отмене в части назначения ликвидатора.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, полагает решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Выводы суда соответствуют материалам дела, нормы материального права применения верно, нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного решения, не установлено.
Согласно ст.18 Федерального Закона от 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению прокурора либо заинтересованных лиц в случаях: если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна; если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены; в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных его уставом; в других случаях, предусмотренных федеральным законом.
Суд, установив в судебном заседании, что согласно постановлению от 31.05.01г. № ТЭФН создан по решению органа местного самоуправления, тогда как в соответствии с п.1 ст.31 ФЗ «О некоммерческих организациях» (в редакции от 08.07.1999 г.), органы государственной власти и местного самоуправления могли создавать лишь государственные и муниципальные учреждения, а также, что на счета фонда перестали поступать средства от природоохранных, общественных и иных организаций, подразделений и служб города, а у фонда недостаточно имущества для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна, принял законное и обоснованное решение о ликвидации фонда.
На основании п.3 ст. 61 ГК РФ, принимая решение о ликвидации юридического лица, суд может возложить обязанность по ликвидации юридического лица на его учредителей либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами.
Поскольку Положением о ТЭФН не определен орган, уполномоченный на ликвидацию фонда, а учредителем фонда – администрацией Находкинского городского округа, ходатайства о включении учредителя в состав ликвидационной комиссии не заявлялось, суд обоснованно рассмотрел вопрос о назначении ликвидатора по своему усмотрению, поскольку разрешение такого вопроса судом при вынесении решения о ликвидации прямо предусмотрено законом.
Решая вопрос о назначении ликвидатором ТЭФН ФИО1, суд обоснованно указал, что ее кандидатура как директора фонда предлагалась к рассмотрению в составе ликвидационной комиссии фонда по заявлению ТЭФН. Данный вопрос обсуждался в ходе судебного заседания, при этом прокурор не возражал против включения ФИО1 в состав ликвидационной комиссии.
Довод кассационной жалобы о необоснованном отклонении судом кандидатуры С. и В. на должность ликвидаторов фонда, не может служить основанием для отмены решения, поскольку заявив в судебном заседании требование о включении указанных лиц в состав ликвидационной комиссии, прокурор, в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ, не представил доказательств, подтверждающих наличие у них соответствующих знаний, опыта работы и квалификации.
Ссылка в кассационной жалобе на нарушение процессуальных прав администрации Находкинского городского округа, выразившихся в лишении возможности давать суду объяснения в устной и письменной форме, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам, возражать относительно ходатайств, на выражение правовой позиции, необоснованна и противоречит материалам дела.
Оснований для отмены решения по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 360, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Находкинского городского суда Приморского края от 01.09.2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: