Красноярский краевой суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Красноярский краевой суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Судья Булыгина С.А. Дело № 33-9620 Б-52
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 ноября 2012 года г. Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Емельянова В.А.
судей Беляковой Н.В., Сударьковой Е.В.
при секретаре Барановской Н.В.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Емельянова В.А. дело по иску ФИО1 <данные изъяты> к ФБУ ГУФСИН России по Красноярскому краю о возложении обязанности включить в список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», по состоянию на 20 ноября 2006 года
по апелляционной жалобе представителя ФИО2 ФИО3
на решение Железнодорожного районного суда г.Красноярска от 16 августа 2012 года, которым постановлено:
«В удовлетворении требований ФИО1 <данные изъяты> к ФБУ ГУФСИН России по Красноярскому краю о возложении обязанности включить в список граждан-участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» по состоянию на 20 ноября 2006 года - отказать».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО2 в период с 1986 года по 2002 год работала в уголовно-исполнительной системе ГУФСИН России по Красноярскому краю в должности заведующей клубом в УП-288/2-3, расположенном в п.Епишино Енисейского района Красноярского края.
Обратилась в суд с иском к ФБУ ГУФСИН России по Красноярскому краю о возложении обязанности включить ее в сводный список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы по состоянию на 20 ноября 2006 года.
Требования мотивировала тем, что с 27.06.2011 г. она и члены её семьи включены в список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, на 2012 год, под № 683. Между тем с требованием признать ее право на получение жилищного сертификата и включить в соответствующий список она неоднократно обращалась в ФБУ ГУФСИН России по Красноярскому краю начиная с 20.11.2006 г., но по разным причинам получала отказ. Считает, что поскольку отсутствие механизма реализации некоторых вопросов подпрограммы в ГУФСИН и бездействие должностных лиц препятствовали признанию её участником подпрограммы в течение 5 лет, постановка на учет по состоянию на 2011 год нарушает право истицы на своевременное получение жилищного сертификата. В связи с чем просила суд обязать ответчика включить её и членов её семьи в сводный список граждан-участников указанной подпрограммы по состоянию на 20 ноября 2006 года.
Судом в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель ФИО2 ФИО3 просит об отмене судебного решения, ссылаясь на несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела, выслушав ФИО2, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя ФБУ ГУФСИН России по Красноярскому краю ФИО4, согласную с решением суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
Право на получение сертификата для граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков и поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее - поселки) было установлено Постановлением Правительства РФ от 07.10.2004 г. N 522 «О некоторых вопросах по реализации подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2004 - 2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» (вместе с «Правилами выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2004 - 2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы»). Этим Постановлением было определено, что перечень поселков, из которых осуществляется переселение граждан с использованием механизма предоставления субсидии посредством сертификата, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации. На основании чего распоряжением Правительства РФ от 07.10.2004 г. №1291-р и был утвержден соответствующий Перечень поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности уголовно-исполнительной системы.
По смыслу указанной нормы соответствующие поселки исчерпали свое организационно-производственное значение, многие из них находятся в зоне затопления Богучанской ГЭС, поэтому государство взяло на себя обязательство по переселению граждан, проживающих в поселках учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности уголовно-исполнительной системы.
В разделе II указанных Правил был регламентирован порядок формирования списков граждан - участников подпрограммы и подготовка выпуска сертификатов и предусмотрен перечень документов предоставляемых гражданами вместе с заявлением (рапортом) на участие в подпрограмме по форме согласно приложению N 1. Из перечня следует, что граждане предоставляют не все документы, а только те документы, которые соответствуют их правовому статусу. Так выписка из приказа об увольнении с военной службы (службы) и справка об общей продолжительности военной службы (службы) предоставлялась гражданами, уволенными с военной службы (службы), а для граждан, проживающих на территории закрытого военного городка или поселка была предусмотрена справка о проживании на территории закрытого военного городка или поселка.
В соответствии с п.20 указанных Правил, порядок и сроки формирования списка граждан - получателей сертификатов в планируемом году и списка граждан, включенных в резерв на получение сертификата, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в подразделениях, в том числе граждан, утративших связь с соответствующими федеральными органами исполнительной власти и подлежащих отселению из закрытых военных городков и поселков, утверждаются федеральными органами исполнительной власти.
В 2006 году издано и вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 года №153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» (вместе с «Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы»), отменившее ранее действующее Постановление от Правительства РФ от 07.10.2004 г. N 522.
Как следует из названия и содержания подпрограммы, она имеет своей целью обеспечение жилыми помещениями граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет такие обязательства в соответствии с законодательством Российской Федерации и является продолжением государственных мероприятий по подпрограмме «Государственные жилищные сертификаты» на 2004 - 2010 годы.
Согласно пункту 1 указанного Постановления, формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 г. №675) является предоставление им за счет средств федерального бюджета субсидии (социальной выплаты) на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Также Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 г. №153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, и определен исчерпывающий список категорий граждан, имеющих право на участие в подпрограмме.
Согласно п.6 Правил, участвовать в подпрограмме (получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом) могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в п.5 настоящих Правил, и изъявившие такое желание.
В соответствии с п.п.«б» п.5 Правил, право на участие в подпрограмме (получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы) имеют, в том числе, граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности. Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием субсидии (социальной выплаты), удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации.
Аналогичное право граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, на получение социальных выплат в виде государственного жилищного сертификата, закреплено в ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 г. N 1050.
Из системного анализа положений указанных Правил и п.п.«б» п.5 Правил, следует, что граждане, подлежащие переселению из поселков, имеют право на участие в подпрограмме независимо от признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий и прохождения ими службы в органах уголовно-исполнительной системы.
Таким образом, проживание граждан в указанных поселках является самостоятельным основанием для их участия в подпрограмме, которое связано со спецификой данных населенных пунктов и необходимостью отселения из них лиц, не имеющих связи с уголовно-исполнительной системой. Следовательно, указанные лица, изъявившие такое желание, вправе в установленном порядке получить государственный жилищный сертификат, подтверждающий право на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения.
Согласно п.18 указанных Правил, гражданам - участникам подпрограммы, указанным в п.п.«б» п.5 настоящих Правил, выдачу сертификатов осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба) (далее - федеральные органы исполнительной власти).
Разделом II Правил установлен порядок формирования списков граждан-участников подпрограммы и подготовка выпуска сертификатов.
В п.19 Правил прописан общий порядок для желающих участвовать в подпрограмме граждан, согласно которому для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению N 1 с приложением необходимого пакета документов.
По смыслу приведенной нормы необходимый перечень документов, требуемый для признания конкретного гражданина участником подпрограммы, должен определяться с учетом положений пункта 5 Правил, закрепляющего перечень лиц, имеющих право на участие в подпрограмме, и условия, которым должны отвечать эти лица.
Указанной правовой позиции придерживается и Верховный суд РФ, что отражено в решении от 23.12.2008 N ГКПИ08-2151.
В соответствии с п.27 Правил, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, для включения в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, гражданин - участник подпрограммы, состоящий на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) в подразделениях, представляет рапорт (заявление) в порядке и сроки, устанавливаемые соответствующим федеральным органом исполнительной власти. Поскольку граждане, подлежащие переселению из поселков, имеют право на участие в подпрограмме независимо от признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий, что следует из существа взятого на себя государством обязательства, в мае 2009 г. в п.27 внесены уточняющие изменения, согласно которым для включения в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, гражданин - участник подпрограммы, состоящий на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) в подразделениях, или гражданин, проживающий в закрытом военном городке или поселке, представляет рапорт (заявление) в порядке и сроки, устанавливаемые соответствующим федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п.31 Правил, в редакции, которая действовала на момент возникновения спорных правоотношений, порядок и сроки формирования списков состоящих на учете в подразделениях граждан - получателей сертификатов в планируемом году и граждан, включенных в резерв на получение сертификатов, устанавливаются федеральными органами исполнительной власти. В мае 2009 года в указанный пункт также внесены уточняющие изменения, согласно которым, порядок и сроки формирования списков граждан - участников подпрограммы, состоящих на учете в федеральных органах исполнительной власти и изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, устанавливаются федеральными органами исполнительной власти. Порядок учета граждан, проживающих на территории закрытых военных городов или поселков, изъявивших желание получить сертификат, а также порядок принятия решения о предоставлении сертификатов указанной категории граждан определяются федеральными органами исполнительной власти, в сфере ведения которых находятся эти военные городки и поселки.
Из анализа указанных положений следует, что при наличии общих требований для всех прописанных в п.5 Правил граждан, федеральные органы исполнительной власти, не нарушая общие требования имеющего высшую юридическую силу по данному вопросу Постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 г. №153, могут устанавливать свои порядки и сроки подачи гражданами заявления (рапорта), порядок и сроки формирования списков и учета граждан.
Приказом ФСИН РФ от 04.06.2007 г. N 287 была утверждена Инструкция о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам - участникам подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» в уголовно-исполнительной системе», действующая до принятия и издания Приказа ФСИН России от 16.05.2012 г. N 267, вступившего в силу 22.07.2012 г. по истечении 10 дней после дня официального опубликования.
Как установлено указанной Инструкцией от 04.06.2007 г. N 287, для участия в подпрограмме граждане, подлежащие переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, подают заявление (рапорт) на участие в подпрограмме согласно приложению N 1 к Правилам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 г. №153, с необходимым пакетом документов - в учреждение (орган) УИС по месту расположения поселка (п.п.3, 4, 5).
Решением Верховного суда РФ от 23.12.2008 N ГКПИ08-2151 пп.1 п.4 Инструкции признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу, в части, обязывающей граждан, подлежащих переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, представлять вместе с заявлением о включении в состав участников подпрограммы справку из учреждения или органа уголовно-исполнительной системы об общей продолжительности службы в календарном исчислении, поскольку проживание граждан в указанных поселках является самостоятельным основанием для их участия в подпрограмме, которое связано со спецификой данных населенных пунктов и необходимостью отселения из них лиц, не имеющих связи с уголовно-исполнительной системой, и не связано с прохождением ими службы в органах уголовно-исполнительной системы.
При этом из пункта 19 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 г. №153, также указывающего на предоставление гражданами справки об общей продолжительности военной службы (службы), не следует, что именно граждане, подлежащие переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, обязаны представлять вместе с заявлением о включении в состав участников подпрограммы справку об общей продолжительности военной службы (службы), так как в данном пункте установлены обобщенные правила, и необходимый перечень документов, требуемый для признания конкретного гражданина участником подпрограммы, должен определяться с учетом положений пункта 5 Правил, закрепляющего перечень лиц, имеющих право на участие в подпрограмме, и условия, которым должны отвечать эти лица.
Кроме того, нужно учитывать, что подробно не обозначенный механизм реализации некоторых вопросов подпрограммы не лишает указанных граждан права на получение социальной выплаты, гарантированной государством п.п.«б» п.5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 г. №153, а до этого – п.4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.10.2004 г. N 522.Таким образом, из анализа вышеприведенных норм следует, что в 2006 году вольнонаемные граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, имели право в рамках подпрограммы на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, а следовательно федеральные органы исполнительной власти не могли им отказывать в приеме и регистрации соответствующих заявлений (рапортов) на участие в подпрограмме.
Отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО2 к ФБУ ГУФСИН России по Красноярскому краю о возложении обязанности включить в список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», по состоянию на 20 ноября 2006 года, суд первой инстанции ссылается на заявительный характер включения в состав участников подпрограммы и на отсутствие в материалах дела достоверных доказательств обращения истицы в 2006 году с заявлением о включении её в состав участников подпрограммы.
С данным выводом суда судебная коллегия не может согласиться по следующим основаниям.
Как установлено судом и видно из материалов дела, ФИО2 с 18.11.1986 г. работала в уголовно-исполнительной системе ГУФСИН России по Красноярскому краю, в должности заведующей клубом в УП-288/2-3, расположенном в п.Епишино Енисейского района Красноярского края (л.д.87, 136-138).
Уволена с 01.08.2002 г. приказом от 29.07.2002 г №25-л/с на основании п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ по сокращению штатов (л.д.86).
Истица и члены её семьи зарегистрированы в п.Епишино Енисейского района Красноярского края, который входит в Перечень поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности уголовно-исполнительной системы, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 07.10.2004 г. №1291-р, и переселение граждан из которых осуществляется с предоставлением за счет средств федерального бюджета субсидий (социальных выплат) на приобретение жилого помещения, удостоверяемых государственным жилищным сертификатом (л.д.73, 88-101, 112, 120, 128-130, 135).
Жилых помещений на праве собственности истица и члены её семьи не имеют (л.д.102-107), субсидии на строительство (приобретение) жилья за счет средств федерального бюджета им не предоставлялись (л.д.108-109). Актом проверки жилищных условий от 25.11.2009 г. ФИО2 администрацией Епишинского сельсовета признана нуждающейся в улучшении жилищных условий (л.д.130). Дочери истицы – ФИО5 и ФИО5 проходят службу в органах уголовно-исполнительной системы (л.д.139-140).
Из материалов дела следует, что ФИО2 неоднократно обращалась к (ФГУ) ФБУ ГУФСИН России по Красноярскому краю с заявлениями о разъяснении её права на участие в подпрограмме. Кроме того, вместе с заявлением о разъяснении, истицей ответчику 20.11.2006 г. было направлено заявление (рапорт) о включении в состав участников подпрограммы по форме согласно Приложению №1 к Правилам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 г. №153, и заявление (рапорт) о включении в состав участников подпрограммы по форме Приложения №2 к Инструкции, утвержденной Приказом ФСИН РФ от 04.06.2007 г. N 287 (л.д.48-49).
Ответами (ФГУ) ФБУ ГУФСИН России по Красноярскому краю ФИО2 даны разъяснения об отсутствии правовых оснований для признания её и членов её семьи участниками подпрограммы. Запросов и ответов в связи с отсутствием у (ФГУ) ФБУ ГУФСИН России по Красноярскому краю каких-либо необходимых документов для включения ФИО2 в состав участников подпрограммы или разъяснений, касающихся порядка подачи документов, истице от ответчика не поступало.
Так, ответом ФГУ ГУФСИН России по Красноярскому краю от 25.12.2006 г. №24/8/3-625 истице разъяснено, что право на получение субсидий имеют граждане, подлежащие переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, но из-за отсутствия правил к данной подпрограмме категория граждан (переселенцев) не определена. Рекомендовано обратиться в органы исполнительной власти субъекта РФ, на территории которой она состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Также ГУФСИН России по КК обязалось сообщить дополнительно о принятых в дальнейшем правилах к данной подпрограмме и установлении граждан, которые подлежат переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (л.д.45).
Ответом ФГУ ГУФСИН России по Красноярскому краю от 04.12.2006 г. №24/8/3-577 ФИО2 разъяснено, что категория граждан переселенцев в настоящий момент находится на утверждении в Минюсте Российской Федерации (л.д.51).
Ответом ФГУ ЦЖКХ ФСИН России от 21.12.2007 г. №10/41/5-10629/07ж истице по существу дан окончательный отказ и разъяснено, что государственный жилищный сертификат может быть выдан только гражданину, проходившему службу в УИС на должностях рядового и начальствующего состава, поскольку только они могут предоставить справку об общей продолжительности службы и выписку из приказа об увольнении с военной службы. Выдача сертификатов иным категориям граждан, в том числе работавшим в учреждениях и органах УИС на вольнонаемных должностях не предусмотрена, в связи с чем юридической возможности для предоставления государственного жилищного сертификата по линии УИС в настоящее время не имеется (л.д.53), что по существу является отказом о включении заявителя в число граждан - участников подпрограммы в соответствии с п.8 Инструкции о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, утвержденной Приказом ФСИН РФ от 04.06.2007 N 287, по основанию, указанному в п.п.1 п.10 Инструкции - несоответствие гражданина требованиям, указанным в Правилах и лишает гражданина объективной и обоснованной возможности обратиться с заявлением повторно, поскольку, в соответствии с п.11 Инструкции, повторное обращение с заявлением (рапортом) об участии в подпрограмме допускается только после устранения оснований для отказа, указанных в подпунктах 2 (непредставление или неполное представление документов, указанных в пунктах 4 - 6 настоящей Инструкции) и 3 (недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах) пункта 10 настоящей Инструкции. В других случаях повторное обращение не допускается.
Ответом ФГУ ГУФСИН России по Красноярскому краю от 27.12.2007 г. №24/8/3-724 истице снова разъяснено, что для вольнонаемных работников государственный жилищный сертификат по линии УИС не предусмотрен (л.д.55).
23.12.2008 года Верховным судом РФ постановлено решение N ГКПИ08-2151, из текста которого следует, что отказ во включении в состав участников подпрограммы на основании отсутствия у вольнонаемных работников, подлежащих переселению из соответствующих поселков, справки об общей продолжительности службы является незаконным.
26.07.2010 г. истица направила ответчику заявление с пакетом документов, в том числе и заявление (рапорт) по форме Приложения №1 Правил о включении в состав участников подпрограммы (л.д.57), что подтверждается описью, квитанциями и штемпелем Почты России (л.д.56-58).
Однако ответом ФБУ ГУФСИН России по Красноярскому краю от 01.09.2010 г. №24/8/3-974, истице разъяснено, что в настоящее время выдача государственных жилищных сертификатов для вольнонаемных работников по линии УИС не предусмотрена (л.д.59-60).
08.10.2010 г. истица снова направила заявление (рапорт) по форме Приложения №1 Правил о включении в состав участников подпрограммы (л.д.62), что подтверждается описью, квитанциями и штемпелем Почты России (л.д.61-63).
Ответом ФБУ ГУФСИН России по Красноярскому краю от 16.11.2010 г. №24/8/3-1337 истице разъяснено, что ГУФСИН России по Красноярскому краю вольнонаемной категории работников выдачу сертификатов не осуществляет, однако после утверждения Правительством РФ новой подпрограммы на 2011-2015 гг. в приказ ФСИН России от 04.06.2007 N 287 будут внесены изменения, в том числе касающиеся порядка признания участниками данной подпрограммы граждан, подлежащих переселению из поселков, работавших в учреждениях и органах УИС в соответствии с трудовым договором (л.д.64).
Позже истица обращалась к ответчику с соответствующими заявлениями с перечнем документов в 2011 году (л.д.65-72), что ответчиком не отрицается.
Ответом ФБУ ГУФСИН России по Красноярскому краю от 05.07.2011 г. №24/ТО/8/3-675 истице разъяснено, что её учетное дело было направлено в ОИУ-2 по месту расположения поселка для принятия решения о включении её в список граждан – участников подпрограммы (л.д.74-75).
Ответом ФБУ ГУФСИН России по Красноярскому краю от 15.07.2011 г. №24/ТО/8/3-700 истице разъяснено, что п.п.1 п.4 Инструкции, утвержденной Приказом ФСИН РФ от 04.06.2007 N 287, предусматривающий предоставление гражданином вместе с заявлением справки об общей продолжительности службы в календарном исчислении, решением Верховного суда РФ признан недействительным с 2008 г., а потому, признать её гражданином – участником подпрограммы с 20.11.2006 г. не представляется возможным (л.д.76).
Письмом ФКУ ОИУ-2 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю от 15.07.2011 г. №24/ТО/36/8-431 истице сообщили о включении её с составом семьи 3 человека в список граждан-участников ФЦП «Жилище» на 2012 год на основании её заявления, поступившего 27.06.2011 года (л.д.77, 143).
Письмом ФБУ ГУФСИН России по Красноярскому краю от 01.08.2011 г. №24/ТО8/3-740 истицу уведомили о включении её в сводный список граждан-участников подпрограммы с 27.06.2011 г. на 2012 год под №683 (л.д.78).
При указанных выше обстоятельствах, выслушав пояснения сторон, исследовав представленные сторонами в суды первой и апелляционной инстанций доказательства и дав им правовую оценку по правилам ст.67 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда и удовлетворении исковых требований ФИО2 к ФБУ ГУФСИН России по Красноярскому краю о возложении обязанности по включению в список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», по состоянию на 20 ноября 2006 года, поскольку как следует из материалов дела, истица, действительно, неоднократно обращалась к ответчику с заявлением о включении в состав участников подпрограммы, в том числе и с заявлением от 20.11.2006 г., но получала безосновательный отказ по причине её несоответствия требованиям Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 г. №153.
Как следует из ответов (ФКУ) ФБУ ГУФСИН России по Красноярскому краю и из пояснений представителя ответчика в суде первой и апелляционной инстанций, по мнению ответчика, вольнонаемные работники права на участие в подпрограмме в 2006 году не имели по причине невозможности предоставления ими справки о продолжительности службы, необходимой по п.п.1 п.4 Инструкции, утвержденной Приказом ФСИН РФ от 04.06.2007 г. N 287, что является формальной причиной и не соответствует действующему и действовавшему на тот период времени законодательству, поскольку указанное право для данной категории работников было установлено п.п.«б» п.5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 г. №153. Указанное обстоятельство подтверждено Верховным судом РФ в решении от 23.12.2008 г. N ГКПИ08-2151, после вынесения которого, при направлении истицей всех необходимых документов, ФБУ ГУФСИН России по Красноярскому краю продолжало отказывать ФИО2 в признании участником подпрограммы по причине несоответствия её требованиям, указанным в Правилах.
Кроме того, включение истицы в список граждан-участников ФЦП «Жилище» на 2012 год на основании действовавшего с 2006 года законодательства, в которое существенных изменений не вносилось, свидетельствует об отсутствии каких-либо законодательных преград для включения истицы в состав участников подпрограммы в 2006 году и о признании этого факта ФБУ ГУФСИН России по Красноярскому краю.
Текст вновь изданной Инструкции, утвержденной Приказом ФСИН России от 16.05.2012 г. N 267, вступившей в законную силу 22.07.2012 г., каких-либо существенных изменений по данному вопросу не содержит, а лишь уточняет, что справку об общей продолжительности службы в календарном исчислении граждане, проживающие на территории поселка, предоставлять не обязаны, что не противоречит и соответствует положениям Постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 г. №153.
Доводы ответчика о непредоставлении истицей ФБУ ГУФСИН России по Красноярскому краю заявления (рапорта) о включении в состав участников подпрограммы в 2006 году, поскольку на заявлении отсутствуют входящий реквизиты, судебная коллегия, оценивая имеющиеся по делу доказательства в совокупности, во внимание не принимает по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, входящие реквизиты отсутствуют на всех заявлениях и документах, в том числе и на находящихся в предоставленном ответчиком учетном деле, что является доказательством ненадлежащего ведения делопроизводства сотрудниками ФБУ ГУФСИН России по Красноярскому краю, поскольку, как установлено вышеупомянутыми Инструкциями, формирование списка осуществляется в соответствии с хронологической последовательностью, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), а для граждан, подлежащих переселению из поселков, - в последовательности, в какой их заявления (рапорты) на участие в подпрограмме были зарегистрированы, между тем данных о дате регистрации заявления истицы, вопреки этому требованию, в материалах учетного дела нет.
При этом имеется неопределенность в конкретной дате поступления от истицы соответствующего заявления: в ответах ФБУ ГУФСИН России по Красноярскому краю обозначена дата – 27.06.2011 г., с которой, в соответствии с требованиями Инструкции истица включена в сводный список участников подпрограммы (л.д.77-78), однако из пояснений представителя ответчика в судебных заседаниях судов первой и апелляционной инстанций, а также из имеющейся в материалах дела факсимильной копии заявления истицы содержащей входящий штамп ответчика (л.д.143-144), следует, что заявление поступило 21.06.2011 г.
Кроме того, из всех ответов (ФГУ) ФБУ ГУФСИН России по Красноярскому краю невозможно определить, о каких заявлениях истицы идет речь. Так, в ответе от 01.09.2010 г. упоминается учетное дело, которое формируется только после предоставления гражданином заявления (рапорта) на включение в состав участников подпрограммы (л.д.59).
Заявление (рапорт) истицы о включении в состав участников подпрограммы с новыми паспортными данными истицы, находящееся в учетном деле и не оспариваемое ответчиком, написано на бланке формы Приложения №1, действующем до издания Постановления Правительства РФ от 10.04.2008 N 257, что подтверждает объяснения истицы о выполнении ею требования служащих ФБУ ГУФСИН России по Красноярскому краю переписать уже имеющееся к тому времени у ответчика заявление истицы от 20.11.2006 г. на заявление с данными нового паспорта, поскольку данные предыдущего паспорта будут считаться недействительными. Очевидно, что принимать датированное поздней датой заявление истицы оснований у сотрудников ответчика не было (л.д.85), в противном случае написание заявления «задним» числом должно было быть отражено соответствующим актом ответчика.
В учетном деле содержится доверенность, выданная ФИО2 на имя старшего инспектора ОРЛС Управления кадров и воспитательной работы ГУФСИН России по Красноярскому краю майора внутренней службы ФИО6, на получение Государственного жилищного сертификата от ГУФСИН России, подписанная ещё 01.09.2009 г., что подтверждает наличие у ответчика еще на тот период времени необходимых документов для включения истицы в состав участников подпрограммы.
При таких обстоятельствах и при наличии данных доказательств, не доверять не опровергнутым объяснениям истицы о направлении ею заявления (рапорта) о включении в состав участников подпрограммы в 2006 году у судебной коллегии оснований нет. Указанное заявление от 20.11.2206 г. (л.д.13, 49) также написано на бланке Приложения №1, действующем до издания Постановления Правительства РФ от 10.04.2008 N 257, с паспортными данными истицы от 2001 года.
Учитывая, что истица, имеющая гарантированное государством право, не может быть лишена его по причине ненадлежащего ведения делопроизводства стороной ответчика, которым истице неоднократно давались разъяснения об отказе в участии в подпрограмме, что по существу является отказом в признании гражданина участником подпрограммы, общий механизм реализации права был установлен Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 г. №153, а материалы дела в совокупности подтверждают направление истицей заявления (рапорта) о включении в состав участников подпрограммы 20.11.2006 г., исковые требования ФИО2 к ФБУ ГУФСИН России по Красноярскому краю о возложении обязанности по включению в список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», по состоянию на 20 ноября 2006 года подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г.Красноярска от 16 августа 2012 года отменить.
Возложить на ФБУ ГУФСИН России по Красноярскому краю обязанность по включению ФИО1 <данные изъяты> и членов ее семьи в список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», по состоянию на 20 ноября 2006 года.
Председательствующий:
Судьи: