ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-985 от 25.07.2012 Костромского областного суда (Костромская область)

                                                                                    КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СУД                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СУД — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Судья ФИО3 Дело № 33-985А

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е   «25» июля 2012 года.

Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:

председательствующего Кулаковой И.А.,

судей Синицыной О.Р., Муравьевой Е.А.,

при секретаре Лбовой Ю.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Воробьевой Г.А. на решение Галичского районного суда Костромской области от 11 мая 2012 года по ее иску к ГУ - Отдел Пенсионного фонда РФ по Антроповскому району Костромской области о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, которым Воробьевой Г.А. в удовлетворении исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи Синицыной О.Р., выслушав объяснения представителя Воробьевой Г.А. по доверенности Громовой С.В., представителя ГУ-Отдела Пенсионного фонда РФ по Антроповскому району Костромской области Лавровой Н.Э., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Воробьева Г.А. обратилась в суд с иском к ГУ - Отдел Пенсионного фонда РФ по Антроповскому району Костромской области о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию и назначении пенсии, просила суд обязать ответчика зачесть в стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии, период ее работы в должности заведующего детским садом ДД.ММ.ГГГГ и по ДД.ММ.ГГГГ и назначить ей пенсию в связи с педагогической деятельностью с ДД.ММ.ГГГГ. указав, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Однако решением комиссии по рассмотрению вопросов о реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа 25 лет. При этом комиссией исключены из стажа периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в должности заведующей детским садом  с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. - заведующей детским садом ЗАО «», с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ - заведующей детским садом СПК «», с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. - заведующей детским садом СПК «». В обоснование решения ответчик сослался на п.8 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства от 29.10.2002 г. № 781, в силу которого в специальный стаж работы засчитывается работа в качестве заведующего дошкольных образовательных учреждений только за период до 1 ноября 1999 года. С таким решением она не согласна, т.к. согласно п. 13 этих же Правил, в стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в Списке, в следующих структурных подразделениях организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в Списке или нет): общеобразовательные школы всех наименований, гимназия, детский сад, ясли-сад (сад-ясли), техникум… лицей. Согласно записей в трудовой книжке она работала заведующей детским садом, который входил в состав сельскохозяйственного предприятия (ТОО «», ЗАО «», СПК «», СПК «, СПК «»), и являлся структурным подразделением данных предприятий. В состав сельскохозяйственного предприятия входили структурные подразделении непроизводственного назначения, образующие инфраструктуру предприятия, к числу которых относится и детский сад. При включении спорных периодов, ее педагогический стаж работы составляет 27 лет 10 месяцев 30 дней.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Воробьева Г.А. просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Указывает, что по смыслу пенсионного законодательства, право на досрочную трудовую пенсию по старости имеют лица, чья работа имела место в учреждениях, предусмотренных в Списке и одновременно в указанных этим Списком должностях, основным критерием для назначения льготной пенсии является непосредственное осуществление педагогической (образовательной) деятельности. Должность «директор (начальник, заведующий)» включена в Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность. Ее работа в указанной должности происходила в детском саду, который являлся структурным подразделением сельхозпредприятия. Согласно разделу «Квалификационные характеристики должностей работников образования» ЕКС должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. Приказом Минздравсооооцразвития от 14.08.2009 г. № 593, руководитель (директор, заведующий, начальник) обеспечивает системную образовательную (учебно-воспитательную) и административно-хозяйственную (производственную) работу всего образовательного учреждения. Законодательством необоснованно в одинаковое положение при назначении льготной пенсии были поставлены заведующий муниципального или государственного детского сада, в обязанности которого входит административно-хозяйственная работа и руководство коллективом детского сада и заведующий малокомплектного детского сада, который ежедневно занимается педагогической работой с детьми, труд которого многофункционален, так как в нем совмещены управление, педагогическая работа, а также работа завхоза и кладовщика. Став ДД.ММ.ГГГГ заведующей детским садом, к ее обязанностям воспитателя добавились хозяйственные проблемы. При этом она не принимала на работу, не увольняла, не отправляла в отпуск, не выносила поощрений и дисциплинарных взысканий. Рабочее время в должности заведующей детсадом было отдано воспитательной работе и решению совместно с совхозом проблем хозяйственного свойства. Её рабочий день был ненормированным, она занималась обязанностями воспитателя, так как на разновозрастную группу детей 3-7 лет, доходящую до 25 человек, штатным расписанием совхоза предусматривался только один воспитатель, который не мог вовлечь разных детей в учебно-воспитательный процесс. На период отпуска воспитателя или при ее отсутствии по каким-либо иным причинам она занималась работой с детьми. Кроме того, участие заведующей такого детского сада в педагогический работе с детьми было закреплено законодательно, об этом указывается в Примечании к Приказу министра просвещения СССР от 31.12.1971 г. № 103, должностной инструкции заведующей малокомплектным детским садом (письмо МП РФ от 03.02.1972 г. № 594 «Об утверждении типовых штатов дошкольных учреждений», согласно которой деятельность заведующей малокомплектного детского сада функционального связана с образовательным, учебно-воспитательным процессом. Полагает, что согласно п. 8 Правил исчисления стажа, в стаж работы в должности заведующей ДОУ засчитывается работа за период до 01.09.2000 г. независимо от ведения преподавательской работы. За период с 01.09.2000 года засчитывается в стаж при условии ведения преподавательской работы в объеме не менее 6 часов в неделю (240 часов в год). Согласно Постановлению Правительства РФ от 03.04.2003 г. № 191 преподавательскую работу воспитатели ДОУ ведут в объеме 36 часов в неделю, следовательно, заведующий детсадом имеет педагогическую нагрузку в объеме 0,25 единиц (нагрузка в должности воспитателя). Должности заведующего муниципального (государственного) детского сада и детского сада, являющегося структурным подразделением совхоза, схожи по функциональным обязанностям, но различны по принадлежности к видам деятельности. Должность заведующего детским садом в данном случае является исключением из общего правила.

В возражениях относительно апелляционной жалобы начальник Отдела Пенсионного фонда РФ по Антроповскому району Костромской области Цветкова Е.Б. просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В суде апелляционной инстанции представитель Воробьевой Г.А. по доверенности Громова С.В. просила жалобу удовлетворить.

Представитель ГУ-Отдел Пенсионного фонда РФ по Антроповскому району Костромской области Лаврова Н.Э. полагала доводы жалобы необоснованными, просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Проверив материалы дела, пенсионное дело Воробьевой Г.А., обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд пришел к выводу о том, что работа в должности заведующей детским садом с 01.11.1999 г. не подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.8 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Этот вывод судом мотивирован, соответствует требованиям закона, основания для признания его неправильным отсутствуют.

Из материалов дела усматривается, что 10.01.2012 г. Воробьева Г.А. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Решением комиссии по рассмотрению вопросов о реализации пенсионных прав граждан от 06.02.2012 года № 23 ответчик отказал истице в назначении пенсии по мотиву отсутствия необходимого специального стажа.

При этом ответчик не принял к зачету в специальный стаж периоды работы с 01.11.1999 г. в должности заведующей детского сада ТОО «

Период работы до 01.11.1999 г., зачтенный в специальный стаж, составил 16 лет 1 месяц.

В соответствии с п. п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» право на досрочную пенсию имеют граждане при условии, если они осуществляли педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждения не менее 25 лет.

Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, при определении права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, руководствуются Списками должностей и учреждений и Правиламиисчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29.10 2002 г.

Согласно пп. «в» п. 8 вышеназванных Правил работа в должности заведующего учреждений, указанных в п. п. 1.8, 1.12 и 2 раздела «Наименование учреждений» Списка, засчитывается в специальный стаж только за период до 1 ноября 1999 года.

Работа в данных должностях в учреждениях, указанных в п. п. 1.8, 1.12 и 2 раздела «Наименование учреждений» названного выше Списка должностей и учреждений, имевшая место после 1 ноября 1999 года, не подлежит зачету в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Таким образом, судом правомерно сделан вывод о том, что период работы истицы в должности заведующей детского сада после 01.11.1999 г. не подлежит включению в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность.

Ссылка жалобе на положения п.п. «а» п.8 Правил, в которых говорится о том, что в стаж работы засчитывается работа в должности директора (начальника, заведующего) учреждений, указанных в пунктах 1.1,1.2 и 1.3 (кроме детских домов, в том числе санаторных, специальных (коррекционных) для детей с отклонениями в развитии) и пунктах 1.4 - 1.7,1.9 и 1.10раздела «Наименование учреждений» списка, за период до 1 сентября 2000 г. независимо от ведения преподавательской работы. Указанная работа за период начиная с 1 сентября 2000 г. засчитывается в стаж работы при условии ведения преподавательской работы в том же или в другом учреждении для детей в объеме не менее 6 часов в неделю (240 часов в год), является несостоятельной, поскольку данный пункт регулирует порядок зачета стажа в иных учреждениях (образовательные учреждения, школы всех типов, образовательные школы-интернаты, оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа и другие).

Довод жалобы о том, что в данном случае, суд при решении вопроса о праве на досрочную пенсию должен был исходить из положений п.13 Правил, согласно которым в стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в списке, в следующих структурных подразделениях организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в списке или нет): общеобразовательные школы всех наименований (за исключением открытой (сменной) общеобразовательной школы); гимназия; межшкольный учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся (межшкольный учебный комбинат); школа-интернат; детский сад; ясли-сад (сад-ясли); детские ясли; техникум; колледж;училище;лицей, также не может быть принят, поскольку основан на ошибочном толковании закона. Как указано выше, порядок зачета работы в должности заведующего детским садом урегулирован п.п. «в» п.8 Правил.

Утверждения ФИО1 в жалобе о том, что она в период работы в должности заведующей вырабатывала установленную норму часов педагогической работы не подтвержден представленными суду доказательствами.

Положение о том, что работа в должности заведующей детским садом не подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии было введено в действие с 01.11.1999 г. Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. N 1067, утвердившим Списки соответствующих должностей и Правила исчисления сроков выслуги. Согласно п. 3 Постановления в выслугу, дающую право на указанную пенсию, засчитывались периоды работы до 01.11.1999 в соответствии со Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 463, а периоды работы после этой даты - в соответствии с утвержденным новым Списком и Правилами, в п. 2 которых было оговорено, что работа в качестве заведующего ряда учреждений для детей, включая дошкольные учреждения, в выслугу лет не засчитывается.

Данные положения лишь повторяются в Списках и Правилах, введенных в действие Постановлением Правительства от 29.10.2002 N 781.

Вопрос о соответствии пп. «в» п. 8 Правил, утвержденных Постановлением Правительства от 29.10.2002 N 781, конституционным нормам рассматривался Конституционным Судом РФ. В определении от 20.10.2005 г. N 392-О Конституционный Суд РФ указал, что с принятием Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 N 1067 работникам, занимавшим названные должности, стало известно, что их работа после 01.11.1999 г. не включается в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, гражданам давалась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения. В указанном определении Конституционный Суд РФ признал, что изменение оценки профессиональной деятельности руководителей дошкольных учреждений применительно к льготному пенсионному обеспечению не нарушает конституционные требования и принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.

Кроме того, решением Верховного Суда РФ от 21.05.2003 г. N ГКПИ03-439 отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим пп. «в» п. 8 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с нормами материального и процессуального права, не имеется.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Галичского районного суда Костромской области от 11 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: