ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-9934 от 02.11.2015 Приморского краевого суда (Приморский край)

Судья Севостьянова Е.Н. Дело № 33-9934 О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

2 ноября 2015 года г. Владивосток

Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе: председательствующего Бизякиной Н.П.,

судей: Игошевой О.И., Розановой М.А.

при секретаре А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района Приморского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Октябрьского района Приморского края, администрации Покровского сельского поселения Октябрьского района Приморского края, Н., МУП «Покровское» о ликвидации несанкционированной свалки по апелляционной жалобе главы администрации Октябрьского района Приморского края на решение Октябрьского районного суда Приморского края от 11 августа 2015 года, которым иск удовлетворен частично.

На администрацию Октябрьского района Приморского края возложена обязанность принять меры по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на землях запаса в хх км на северо-восток от границы личного подсобного хозяйства А., расположенного по ул. Хххх д. хх, в с.Хххх Октябрьского района Приморского края, в непосредственной близости от сельскохозяйственного участка Н. с кадастровым номером хххх, в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.

В иске к администрации Покровского сельского поселения прокурору

отказано.

Заслушав доклад судьи Игошевой О.И., выслушав прокурора Хлыбова А.С., поддержавшего иск, представителя администрации Октябрьского района А.. возражавшего против иска, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Хххх года прокурор Октябрьского обратился в суд с настоящим иском, указав, что в ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что в хх км на северо-восток от границы личного подсобного хозяйства А., расположенного по ул. Хххх д. ххх, в с. Ххххх Октябрьского района Приморского края, в непосредственной близости от сельскохозяйственного участка Н. с кадастровым номером хххх, располагается несанкционированная свалка биологических и твердых бытовых отходов. Протяженность территории, занятой мусором и отходами, составляет около ххх м. Прокурор указал, что несанкционированная свалка свидетельствует об отсутствии должного контроля со стороны администрации Октябрьского района, на территории которого находится свалка, и невыполнении администрацией своих полномочий. В интересах неопределенного круга лиц прокурор просил обязать администрацию Октябрьского района ликвидировать несанкционированную свалку в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель администрации Октябрьского района, возражая против иска, ссылался на то, что надлежащим ответчиком является сельское поселение, на территории которого образовалась свалка. Указал, что полномочия по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов, по организации благоустройства соответствующей территории согласно Уставу Октябрьского муниципального района и принятых в соответствии с ними муниципальных актов отнесены к вопросам местного значения сельского поселения.

Представитель администрации Покровского сельского поселения Октябрьского района, возражая против иска, ссылался на то, что полномочия сельского поселения по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов с 1 января 2015 года в соответствии с законодательством об общих принципах организации местного самоуправления переходят к муниципальному району. Лимит средств на эти цели у поселения отсутствует в связи с окончанием 2014 года, поэтому возможности ликвидировать свалку силами поселения не имеется.

Представитель МУП «Покровское» возражая против иска, ссылался на то, что по условиям муниципального контракта и техническому заданию МУП «Покровское» осуществляет сбор и вывоз мусора согласно поступающим из администрации района заявкам. В данном контракте отсутствуют сведения об этой свалке.

В качестве соответчика к участию в деле привлечен Н., собственник прилегающего к территории свалки земельного участка с кадастровым номером хххх. Возражая против иска, он указал, что много лет обращается в различные инстанции с жалобами на то, что лица кавказской национальности, разделывая туши КРС, сваливают отходы рядом с его земельным участком, на котором он выращивает сельскохозяйственные культуры. Это жители с. Ххххх, на его участке свалки нет.

Судом постановлено указанное решение, с которым не согласилась администрация Октябрьского района, ее главой подана апелляционная жалоба.

Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований к отмене решения.

Как следует из материалов дела, в ходе проверки соблюдения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, а также соблюдения требований природоохранного законодательства, проведенной ххххх года прокуратурой Октябрьского района Приморского края, установлено, что в хх км на северо-восток от границы личного подсобного хозяйства А., расположенного по ул.Хххх д. ххх в с. Струговка Октябрьского района Приморского края, в непосредственной близости от сельскохозяйственного участка Н. с кадастровым номером хххх, на землях запаса, располагается несанкционированная свалка биологических отходов, протяженностью около ххх метров (л.д.7).

Факт расположения и наличия свалки не оспаривается представителями ответчиков и подтвержден повторным актом осмотра, составленным в ходе слушания дела.

Из представленных в материалы дела фотографий следует, что значительную часть мусора составляют биологические отходы животноводства ( копыта, кости крупного рогатого скота, внутренности), сваленные в указанном прокурором месте и не подвергнутые никакой переработке и утилизации (л.д. 10-15).

Разрешая спор, суд первой инстанции верно применил положения статьи 21 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», статьи 14,15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в действующей в редакции, вступившей в силу с 1 января 2015 года.

Данными нормами права установлено, что организация и финансирование мероприятия по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора относятся к полномочиям органов местного самоуправления. При этом с 1 января 2015 года полномочия в сфере сбора и вывоза бытовых отходов отнесены к компетенции администрации района. Полномочия сельского поселения в данной сфере с 31 декабря 2014 года прекращены.

В связи с изменением федерального законодательства внесены соответствующие изменения в Устав Октябрьского муниципального района (л.д.49-53).

Устанавливая надлежащего ответчика по делу, суд учел, что поскольку земельный участок с несанкционированной свалкой в окрестностях с. Хххх находится на территории Покровского поселения, являющегося составной частью территории Октябрьского района, то в силу закона организация сбора, вывоза и утилизации отходов входит в полномочия администрации Октябрьского района.

Кроме того, администрации Октябрьского района выступала заказчиком на оказание услуг по сбору, вывозу и размещению на утилизацию мусора (ТБО, крупногабаритных отходов) в границах Покровского поселения (л.д.22-29). Суд также учел, что иск прокурора заявлен в интересах неопределенного круга лиц, а не только жителей сельского поселения. Несанкционированной свалкой нарушается право населения на благоприятную окружающую среду и создается угроза санитарно-эпидемиологическому благополучию всего населения. Поэтому решение суда по заявленному иску должно восстанавливать нарушенные права граждан и должно быть исполнимым.

Реальная возможность осуществления деятельности по ликвидации свалки с 1 января 2015 года имеется у администрации Октябрьского района. В связи с этим суд возложил на администрацию Октябрьского района обязанность по устранению выявленного нарушения.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда.

В соответствии с Уставом Октябрьского муниципального района администрация Октябрьского района является исполнительно-распорядительным органом Октябрьского муниципального района, к полномочиям которой относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах Октябрьского муниципального района, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (л.д. 54-89).

Поэтому администрация Октябрьского района в рамках предоставленных ей властных полномочий, а также как собственник земельного участка, на котором несанкционированно размещены отходы, в целях исполнения возложенных на нее обязанностей должна предпринимать меры для их ликвидации.

Предоставленный судом месячный срок является разумным для выполнения возложенной на администрацию обязанности.

На момент рассмотрения апелляционной жалобы решение суда уже исполнено.

Оснований к отмене решения суда не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Октябрьского районного суда Приморского края от 11 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу главы администрации Октябрьского района Приморского края – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: