Иркутский областной суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Иркутский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Судья Мачульская Е.Н.
Судья-докладчик Николаева Т.В. По делу № 33-9979/11
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 сентября 2011 года
г. Иркутск
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
в составе: председательствующего судьи Орловой Е.Ю.,
судей: Александровой М.А., Николаевой Т.В.,
при секретаре Макаровой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации г. Иркутска на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 20 апреля 2011 года по гражданскому делу по заявлению ФИО1 об оспаривании отказа в предоставлении земельного участка в собственность за плату; обязании устранить нарушение прав путем принятия в установленном законом порядке решения по заявлению о предоставлении земельного участка в собственность за плату,
УСТАНОВИЛА:
В обоснование своих требований заявитель указал, что на основании соглашения о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от "дата обезличена", договора аренды земельного участка "номер обезличен" от "дата обезличена", постановления мэра г. Иркутска от "дата обезличена" "номер обезличен", является арендатором земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером "номер обезличен" площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного в "адрес обезличен", для размещения автостоянки. Земельный участок предоставлен в аренду сроком до "дата обезличена". Желая выкупить земельный участок в собственность, "дата обезличена" он обратился с заявлением на имя мэра г. Иркутска о предоставлении, в соответствии со ст. 34 Земельного Кодекса РФ, указанного земельного участка в собственность за плату для размещения автостоянки. "дата обезличена" представил в администрацию г. Иркутска заявление о приобщении к заявлению от "дата обезличена" дополнительных документов, необходимых для принятия решения о предоставлении земельного участка. Им представлен полный пакет документов, необходимых для принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату. Испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером "номер обезличен" к числу земель, изъятых или ограниченных в обороте, не относится, что подтверждается положительными заключениями об отводе земельного участка территориального отдела водных ресурсов по Иркутской области Федерального агентства водных ресурсов МПР России от "дата обезличена" "номер обезличен", Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области "номер обезличен" от "дата обезличена", ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области» "номер обезличен" от "дата обезличена", Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской власти от "дата обезличена" "номер обезличен", письмом Комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска от "дата обезличена" "номер обезличен". После принятия администрацией г. Иркутска к рассмотрению его заявления от "дата обезличена" была соблюдена процедура предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, предусмотренная Приложением № 2 Порядка прохождения документов при предоставлении земельных участков на территории г. Иркутска, утвержденного решением Думы г. Иркутска от 21.05.2009 № 004-20-611060/9. "дата обезличена" в газете «Иркутск» была опубликована информация о предоставлении ФИО1 земельного участка из земель населенных пунктов с кастровым номером "номер обезличен" площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по "адрес обезличен", в собственность за плату, без проведения торгов, для размещения автостоянки. Вместе с тем, "дата обезличена" письмом "номер обезличен" ему отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка, в связи с тем, что в силу ст. 36 Земельного кодекса РФ приобрести право на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, могут только правообладатели зданий, строений, сооружений, расположенных на этом земельном участке. Порядок прохождения документов при предоставлении земельных участков гражданам, садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан, гаражным потребительским кооперативам для целей, не связанных со строительством (Приложение № 2), утвержденный решением Думы г. Иркутска от 21.05.2009 № 004-20-611060/9, не предусматривает возможности предоставления сформированного земельного участка в собственность физическому лицу для целей, не связанных со строительством, в частности для размещения стоянки. Оспариваемый отказ нарушает его права на приобретение земельного участка в собственность, регламентированные п. 5 ст. 34 Земельного кодекса РФ. Испрашиваемый земельный участок сформирован, состоит на кадастровом учете, соответственно, он не является впервые предоставляемым. Кроме того, здания, строения, сооружения отсутствуют, в связи чем, он не может являться их собственником. Ссылка администрации г. Иркутска на нормы ст. 36 Земельного кодекса РФ необоснованна, не подлежит применению. Он требовал предоставления земельного участка в собственность за плату на основании статьи 34 Земельного кодекса РФ.
В ходе судебного разбирательства представитель заявителя - ФИО2 требования заявления в части восстановления нарушенного права уточнила, просила суд обязать администрацию г. Иркутска устранить допущенное нарушение прав ФИО1 путем принятия в установленном законом порядке решения по его заявлению о предоставлении земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером "номер обезличен" площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного в "адрес обезличен", в собственность за плату для размещения автостоянки.
В судебном заседании ФИО1, его представитель ФИО2 заявленные требования поддержали.
Представитель администрации г. Иркутска ФИО3 требования ФИО1 полагал не подлежащими удовлетворению.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 20 апреля 2011 года заявление ФИО1 признано обоснованным.
Признано незаконным решение об отказе ФИО1 в предоставлении земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером "номер обезличен" площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного в "адрес обезличен", в собственность за плату для размещения автостоянки, изложенное в письме от "дата обезличена" "номер обезличен".
Нарушенное право ФИО1 восстановлено путем обязания администрации г. Иркутска принять решение по заявлениям ФИО1 от "дата обезличена", "дата обезличена" о предоставлении земельного участка в собственность за плату для размещения автостоянки в соответствии с нормами действующего Земельного законодательства РФ.
В кассационной жалобе представитель администрации г. Иркутска ФИО4 ставит вопрос об отмене судебного решения и направлении дела на новое рассмотрение в тот же суд.
В обоснование доводов жалобы указано на то, что при удовлетворении заявленных ФИО1 требований, суд ошибочно указал, что оснований для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка Порядок прохождения документов при предоставлении земельных участков гражданам, садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан, гаражным потребительским кооперативам для целей, не связанных со строительством, не регламентирует. Данный вывод суда основан на неверном толковании данного Порядка, поскольку из анализа п. 1 и п. 2.8 Порядка следует, что подготовка и направление заявителю мотивированного отказа связано с несоблюдением заявителем порядка и условий предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, предусмотренных Земельным кодексом РФ, федеральными законами, законами Иркутской области и настоящим Порядком.
Суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, что привело к применению закона, не подлежащего применению, а именно, приложения № 2 к решению Думы г. Иркутска от 21.05.2009 № 004-20-611060/9, и не применения закона, подлежащего применению, а именно, приложения № 3 к решению Думы г. Иркутска от 21.05.2009 № 004-20-611060/9.
Обосновывая свою правовую позицию, ФИО1 указывает на то, что он обратился в администрацию города Иркутска с заявлением от "дата обезличена" о предоставлении участка площадью "данные изъяты" кв.м., расположенного по адресу: "адрес обезличен" для размещения автостоянки в качестве физического лица.
Вместе с тем, согласно постановлению Правительства РФ от 17.11.2001 № 795 «Об утверждении Правил оказания услуг автостоянок» «исполнителем» (лицом осуществляющим «хранение» транспортных средств на автостоянках) является организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающие потребителю услуги по хранению автомототранспортных средств на автостоянках по возмездному договору. Таким образом, физические лица данный вид деятельности осуществлять не могут. Исходя из этого, ФИО1, как физическое лицо, в силу закона не может осуществлять деятельность по размещению автостоянки, соответственно, предоставление ему земельного участка для указанных целей невозможно, что и послужило основанием для отказа.
Кроме того, действия ФИО1, направленные на приобретение земельного участка, площадью 3943 кв.м., расположенного по адресу: "адрес обезличен", кадастровый "номер обезличен", в собственность за плату для размещения автостоянки, в отсутствие конкуренции со стороны других хозяйствующих субъектов, носят явные признаки нарушения антимонопольного законодательства.
В письменных возражениях на кассационную жалобу представитель ФИО1 – ФИО2 просит оставить решение суда без изменения, кассационную жалобу администрации г. Иркутска – без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Николаевой Т.В., представителя администрации г. Иркутска – ФИО3, поддержавшего доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.
Разрешая заявленные исковые требования, суд неправильно применил нормы материального права, что привело к неправильному разрешению дела.
Как следует из материалов дела и установлено судом "дата обезличена" ФИО1 обратился в администрацию города с заявлением о предоставлении земельного участка, площадью "данные изъяты" кв.м., расположенного по адресу: "адрес обезличен", кадастровый "номер обезличен" в собственность, для размещения автостоянки.
Ответом от "дата обезличена" "номер обезличен" администрация города Иркутска отказа ему в предоставлении испрашиваемого земельного участка.
Признавая данный отказ незаконным и обязывая администрацию восстановить нарушенные права путем принятия решения по заявлениям ФИО1 от "дата обезличена", "дата обезличена" о предоставлении земельного участка в собственность за плату для размещения автостоянки, в соответствии с нормами действующего Земельного законодательства РФ, суд исходил из того, что запрета на предоставление в собственность гражданину земельного участка, не изъятого и не ограниченного в обороте Земельный кодекс РФ не предусматривает, заявителем соблюден установленный законом порядок обращения с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, доказательств, что испрашиваемый земельный участок не свободен, представителем заинтересованного лица суду не представлено.
Вместе с тем данные выводы суда не соответствуют требованиям закона.
Статьей 29 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу п. 10 ст. 3 Федерального закона РФ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Согласно ч. 1 п. 2 ст. 5 Закона Иркутской области от 21.12.2006 № 99-оз «Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области» органы местного самоуправления муниципального образования «Город Иркутск» осуществляют распоряжение земельными участками, находящимися на территории муниципального образования «Город Иркутск», государственная собственность на которые не разграничена для целей, не связанных со строительством.
В соответствии с п. 1 ст. 42 Устава г. Иркутска, принятого решением городской Думы г. Иркутска от 20.05.2004 № 003-20-430537/4, администрация города Иркутска осуществляет исполнительно-распорядительные полномочия по решению вопросов местного значения, отнесенных к ведению города, и реализует отдельные государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления города Иркутска федеральными законами и законами Иркутской области.
Таким образом, распоряжение земельными участками, находящимися на территории муниципального образований «Город Иркутск», государственная собственность на которые не разграничена для целей, не связанных со строительством, осуществляет администрация города Иркутска.
В соответствии с п. 1 ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений, уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган, обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату; или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Таким актом, устанавливающим процедуру и критерии предоставления таких земельных участков, порядок прохождения документов при предоставлении земельных участков на территории г. Иркутска является решение Думы г. Иркутска от 21.05.2009 № 004-20-611060/9, которым утверждены:
1. Порядок прохождения документов при предоставлении гражданам и юридическим лицам земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения (Приложение "номер обезличен").
2. Порядок прохождения документов при предоставлении земельных участков гражданам, садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан, гаражным потребительским кооперативам для целей, не связанных со строительством (Приложение "номер обезличен").
3. Порядок прохождения документов при предоставлении земельных участков юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для целей, не связанных со строительством (Приложение "номер обезличен").
6. Порядок подготовки документов при организации и проведении торгов (конкурсов, аукционов) по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков (Приложение "номер обезличен").
Удовлетворяя заявленные ФИО1 требования суд указал, что оснований для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка Порядком о прохождения документов при предоставлении земельных участков гражданам, садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан, гаражным потребительским кооперативам для целей, не связанных со строительством, утв. решением Думы г. Иркутска от 21.05.2009 № 004-20-611060/9 не регламентирован.
Однако, делая указанные выводы, суд оставил без внимания, что ФИО1 намерен приобрести земельный участок в собственность за плату для размещения автостоянки.
Предоставление земельных участков, расположенных на территории г. Иркутска, находящихся в муниципальной собственности города, государственная собственность на которые не разграничена для целей, не связанных со строительством, для организации открытых автостоянок предусмотрено Порядком прохождения документов при предоставлении земельных участков юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для целей, не связанных со строительством (Приложение "номер обезличен"). В п. 1 данного порядка указано, что данные участки могут быть предоставлены юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Кроме того, без проведения торгов (конкурсов, аукционов) возможно только предоставление таких участков в аренду, безвозмездное срочное пользование, постоянное (бессрочное) пользование.
Кроме того, согласно постановлению Правительства РФ от 17.11.2001 № 795 «Об утверждении Правил оказания услуг автостоянок» «автостоянка» - это здание, сооружение (часть здания, сооружения) или специальная открытая площадка, предназначенные для хранения автомототранспортных средств. Исполнителем-лицом осуществляющим «хранение» транспортных средств на автостоянках является организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель , оказывающие потребителю услуги по хранению автомототранспортных средств на автостоянках по возмездному договору.
Осуществление физическим лицом оказания услуг автостоянок действующим законодательством не предусмотрено.
При таких обстоятельствах выводы суда о праве ФИО1 требовать в соответствии со ст. 34 Земельного кодекса РФ продажи ему, как физическому лицу, для размещения автостоянки земельного участка, сделаны без учета указанного законодательства.
Ошибочными являются и выводы суда со ссылкой на п. 2 ст. 1 ГК РФ, пп. 2 п. 1 ст. 9, ст. 27 Земельного кодекса РФ о том, что оспариваемым отказом администрация ограничила права ФИО1 на приобретение спорного земельного участка в собственность за плату для размещения автостоянки, поскольку такое право у ФИО1 отсутствует.
В силу указанного выше законодательства администрация города Иркутска осуществляет распоряжение земельными участками, находящимися на территории муниципального образования в соответствии с актами, устанавливающими процедуры и критерии предоставления таких земельных участков на данной территории. Действующими актами, возможность продажи физическим лицам в собственность за плату земельных участков для размещения автостоянки не установлена.
С учетом изложенного решение суда подлежит отмене, а поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции, судебная коллегия полагает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 360, абз. 4 ст. 361, п. 1 и п. 4 ч. 1 ст. 362, ст. 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Иркутска от 20 апреля 2011 года по данному делу отменить.
Принять новое решение.
Требования ФИО1 о признании незаконным отказа администрации г. Иркутска в предоставлении земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером "номер обезличен" площадью "данные изъяты" кв.м., расположенного в "адрес обезличен", в собственность за плату для размещения автостоянки, обязании устранить нарушение прав путем принятия в установленном законом порядке решения по заявлению о предоставлении указанного земельного участка в собственность за плату для размещения автостоянки, оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Е.Ю. Орлова
Судьи:
М.А. Александрова
Т.В. Николаева