Свердловский областной суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Свердловский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Судья Субботин В.Н. Дело № 33-9994/2011
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе председательствующего Суханкина А.Н., судей Тушнолобовой Л.А. и Калимуллиной Е.Р. рассмотрела в судебном заседании 14.07.2011 гражданское дело
по иску ФИО1 к администрации Тугулымского городского округа о признании незаконным действий специалистов администрации Тугулымского городского округа при расчете арендной платы за использование земельных участков,
по кассационной жалобе ФИО1 на решение Тугулымского районного суда Свердловской области от 01.06.2011,
Заслушав доклад судьи Калимуллиной Е.Р., судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к администрации Тугулымского городского округа о признании незаконным действий специалистов администрации Тугулымского городского округа по применению решения Тугулымской районной думы от 30 декабря 2004 года №82 «Об установлении ставки земельного налога на территории МО «Тугулымский район» на 2005 год» и ставки земельного налога, утвержденного этим решением при выполнении расчета арендной платы за земельные участки в 2008, 2009, 2010 годах, признании незаконным применение коэффициентов увеличения, утвержденных на предыдущие годы при расчете арендной платы за земельные участки в текущем году.
В обоснование требований ФИО1 указал, что арендная плата за использование земельных участков, определяется исходя из ставки земельного налога, до 01.04.2005 ставки земельного налога на территории Свердловской области устанавливались на основании Областного закона от 16.10.1995 № 23-оз «О плате за землю на территории Свердловской области», 27.12.2004 указанный закон признан утратившим силу. Федеральным законом № 141-фз от 29.11.2004 внесены изменения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, которыми установлены новые правила определения ставки земельного налога с 01.01.2006, статьей 4 указанного закона предусмотрено, что размеры ставок земельного налога, действующие в 2004 году, применяются в 2005 году с коэффициентом 1,1. Тугулымской районной думой в соответствии с указанным законом принято решение № 82 от 30.12.2004 «Об установлении ставки земельного налога на территории МО «Тугулымский район» на 2005 год».
Полагает, что указанное решение подлежало применению только в 2005 году, поскольку с 2006 года установлены правила определения ставки земельного налога Налоговым кодексом Российской Федерации. Кроме того, при расчете арендной платы за земельные участки допускаются нарушения связанные с применением коэффициента. В п. 5.3 постановления правительства Свердловской области от 31.01.2002 года №64-ПП определено, что арендная плата увеличивается на коэффициент, утвержденный правительством Свердловской области на очередной год. Применение в 2010 году коэффициентов увеличения арендной платы, утвержденных на 2008-2009 годы считает незаконным.
Считая свои права нарушенными, ФИО1 обратился с вышеприведенными требованиями, просил признать незаконным действия специалистов администрации Тугулымского городского округа по применению решения Тугулымской районной думы от 30 декабря 2004 года №82 «Об установлении ставки земельного налога на территории МО «Тугулымский район» на 2005 год» и ставки земельного налога, утвержденного этим решением при выполнении расчета арендной платы за земельные участки в 2008, 2009, 2010 годах и признании незаконным применение коэффициентов увеличения, утвержденных на предыдущие годы при расчете арендной платы за земельные участки в текущем году
В судебном заседании ФИО1 требования поддержал.
Представитель Администрации Тугулымского городского округа ФИО2 возражала против удовлетворения требований, указала, что арендная плата за земельные участки рассчитывалась в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 29.05.2006 N 439-ПП «О регулировании отдельных вопросов по взиманию арендной платы за земельные участки», которое распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 года.
Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Оспаривая постановленное решение, ФИО1 в кассационной жалобе указал на его незаконность и необоснованность.
Изучив материалы дела, проверив обжалуемое решение, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 01.07.2011) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (п.1). Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (п.2). За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата (п.3).
Абзацем 5 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом "О государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, были утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
По смыслу названного постановления Правительства Российской Федерации арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из принципа предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы, а также случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя.
Согласно ст. 614 ГК Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. Если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год.
Как следует из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 11.05.2004 N 209-О, в отсутствие единых правил расчета дифференциацию ставок земельного налога в городе в зависимости от местоположения земельных участков и зон различной градостроительной ценности, как и определение границ этих зон, орган местного самоуправления обязан осуществлять не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне, без чего сам смысл дифференциации средней ставки земельного налога по местоположению и зонам территории города искажается.
В связи с изложенным при рассмотрении споров, касающихся установления платы за пользование земельными участками при принятии нормативного акта, помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли, анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности, то есть осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Одним из них является принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования.
На территории Тугулымского городского округа земельный налог в соответствии с главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации введен решением Тугулымской районной думы от 30 декабря 2004 года №82 «Об установлении ставки земельного налога на территории МО «Тугулымский район» на 2005 год» которым были установлены ставки земельного налога на 2005 год. Установленный данным нормативным правовым актом размер и порядок начисления налога заявителем не оспаривается.
Постановлением Правительства Свердловской области от 29.05.2006 N 439-ПП «О регулировании отдельных вопросов по взиманию арендной платы за земельные участки» установлено, что при расчетах арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, право собственности на которые не разграничено, расположенные на территории Свердловской области, а также на земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, земельный налог применяется в размерах, рассчитанных по правилам, действующим в 2005 году, с коэффициентом 1,27; при этом предусмотрено, что данное постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 года.
В 2011 году размер арендной платы за использование земельных участков, которые находятся в государственной собственности Свердловской области или право государственной собственности на которые не разграничено, расположенные на территории Свердловской области рассчитывается в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 31.01.2002 N 64-ПП «Об утверждении базовых размеров арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области или право государственной собственности на которые не разграничено, расположенные на территории Свердловской области».
Учитывая изложенное, суд сделал правильный вывод, что решение Тугулымской районной Думы от 30.12.2004 № 82 «Об установлении ставки земельного налога на территории МО «Тугулымский район» на 2005 год» постановлено в пределах предоставленных законом полномочий (ст. 28 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", абзаца 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"), последующее применение данного решения для расчета арендной платы за земельные участки в 2008, 2009, 2010 при отсутствии иного решения не противоречит действующему законодательству.
Кроме того, применение указанного решения не может повлечь нарушение прав истца, поскольку, как следует из материалов дела, он не является арендатором земельного участка и плательщиком арендных платежей.
Таким образом, решение суда подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба не содержит доводов, влекущих его отмену.
Руководствуясь абз.2 статьи 361, статьей 366, 367 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Тугулымского районного суда Свердловской области от 01.06.2011 оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: