Суд Еврейской автономной области Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Суд Еврейской автономной области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Судья
Дело № 33/1-1/2012
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
15 февраля 2012 года г. Биробиджан
Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:
председательствующего Серга Н.С.,
судей Слободчиковой М.Е., Коневой О.А.,
при секретаре Хайбуловой Е.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по представлению помощника прокурора Биробиджанского района ЕАО Черкесовой Е.Ю. на определение Биробиджанского районного суда ЕАО от 11 января 2012 г., которым постановлено:
Заявление администрации муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район» о предоставлении отсрочки исполнения решения суда удовлетворить.
Предоставить администрации муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район» до 31 декабря 2013 г. отсрочку исполнения решения суда кассационной инстанции от 03 июня 2009 г. по заявлению исполняющего обязанности прокурора Биробиджанского района в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район» о признании бездействия незаконным и о понуждении к исполнению обязательств, которым администрация МО «Биробиджанский муниципальный район» обязана обеспечить выполнение капитального ремонта гидротехнических сооружений водохранилищного узла Бобрихинских долголетних пастбищ: провести уходные работы по гребню плотины, произвести реконструкцию низового затвора, произвести работы по расчистке водоотводного канала.
Заслушав доклад судьи Серга Н.С., пояснения прокурора Витютнева К.В., представителей администрации МО «Биробиджанский муниципальный район» ЕАО Гурского М.А., Мурдашева А.Е., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
22 апреля 2009 г. Биробиджанским районным судом ЕАО отказано в удовлетворении заявления прокурора Биробиджанского района ЕАО о признании бездействия администрации муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район» (далее МО «Биробиджанский муниципальный район») незаконным и о понуждении совершить определённые действия.
Определением судебной коллегии по гражданским делам суда ЕАО от 03 июня 2009 г. данное решение отменено, по делу вынесено новое решение, которым заявление прокурора Биробиджанского района ЕАО удовлетворено. На администрацию МО «Биробиджанский муниципальный район» возложена обязанность обеспечить выполнение капитального ремонта гидротехнических сооружений водохранилищного узла Бобрихинских долголетних культурных пастбищ: провести уходные работы по гребню плотины, произвести реконструкцию низового затвора, произвести работы по расчистке водоотводного канала.
20 декабря 2011 г. администрация МО «Биробиджанский муниципальный район» обратилась в суд с заявлением об отсрочке исполнения данного решения суда до 31 декабря 2013 г. Заявление мотивировано тем, что в соответствии с письмом директора декларирование безопасности гидротехнических сооружений водохранилищного узла Бобрихинских долголетних пастбищ у с. Бирофельд возможно выполнить поэтапно за два года с учётом регулярного финансирования. Для выполнения указанных мероприятий требуются значительные средства: для паспортизации объекта необходимо рублей, для ремонтно-восстановительных работ - рублей, для разработки декларации безопасности объекта - рублей, для экспертизы декларации безопасности - рублей, на периодические ремонтно-эксплуатационные мероприятия (1 раз в 4 года) - рублей, на эксплуатационные затраты - ежегодно рублей. Общая сумма затрат составляет рублей, которыми бюджет МО «Биробиджанский муниципальный район» не располагает. В 2011 году с целью недопущения ухудшения жизни населения района, МО «Биробиджанский муниципальный район» приняты дополнительные расходные обязательства по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса к работе в осенне-зимний период 2011-2012 годов и по лицензированию медицинской деятельности. Дефицит бюджета МО «Биробиджанский муниципальный район» на 2012 год составляет рублей. Согласно письму правительства ЕАО от 13 декабря 2011 г. финансовые средства в 2011-2012 годах на проведение паспортизации и производство ремонтно-восстановительных работ, разработку и экспертизу декларации безопасности гидротехнических сооружений водохранилища Бобрихинских долголетних культурных пастбищ в связи с высокой дотационностью и дефицитом бюджета не предусмотрены.
В судебном заседании представитель администрации МО «Биробиджанский муниципальный район» Гурский М.А. требование о предоставлении отсрочки исполнения решения суда поддержал. Суду пояснил, что в настоящее время исполнить указанное решение суда и произвести все работы не представляется возможным ввиду их большого объёма и отсутствия бюджетных ассигнований. Просил суд предоставить отсрочку исполнения решения суда до 31 декабря 2013 г.
Прокурор Черкесова Е.Ю. требование о предоставлении отсрочки не признала, просила в удовлетворении заявления отказать.
Суд постановил указанное определение.
В представлении помощник прокурора Биробиджанского района ЕАО Черкесова Е.Ю. просит определение суда отменить, разрешить вопрос по существу. Мотивирует представление тем, что с момента вступления решения суда в законную силу и до января 2012 г. администрацией МО «Биробиджанский муниципальный район» действий по исполнению решения суда не предпринималось, за исключением обращения в правительство ЕАО в ноябре 2010 года о необходимости выделения из областного бюджета денежных средств на ремонтно-восстановительные работы гидротехнических сооружений водохранилища и разработки декларации безопасности гидротехнических сооружений. Вместе с тем, в соответствии с письмом директора от 04 февраля 2010 г. № декларирование безопасности гидротехнических сооружений водохранилищного узла Бобрихинских долголетних пастбищ возможно выполнить поэтапно, в течение нескольких лет. Неоднократное предоставление судом длительных отсрочек ведёт к затягиванию исполнения в разумный срок решения суда и к возможному его неисполнению в целом. Судом при вынесении определения от 11 января 2012 г. не учтено, что указанные гидротехнические сооружения водохранилища находятся в аварийном состоянии, что может привести к возникновению чрезвычайной ситуации, причинению ущерба природной среде, затоплению автомобильной дороги «Биробиджан - Бирофельд». Данное водохранилище и гидротехнические объекты являются бесхозяйным имуществом, они не обслуживаются в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений». Учитывая, что аварии на указанном гидротехническом объекте могут привести к человеческим жертвам и материальному ущербу, суд необоснованно удовлетворил заявление администрации МО «Биробиджанский муниципальный район» о предоставлении очередной отсрочки исполнения решения суда.
В возражениях на представление помощника прокурора Биробиджанского района ЕАО администрация МО «Биробиджанский муниципальный район» указывает, что доводы прокурора о возникновении чрезвычайной ситуации необоснованны, так как не представлено соответствующего заключения о возможных авариях и последствиях в виде человеческих жертв и затопления автомобильной дороги. Кроме того, прокурором не учтено, что финансирование всех мероприятий в отношении указанного объекта возложено на правительство ЕАО. Считает определение суда обоснованным и законным.
В апелляционной инстанции прокурор Витютнев К.В. представление поддержал в полном объёме. Суду пояснил, что за 3 года с момента вступления решения суда в законную силу администрацией муниципального района направлено лишь одно обращение в правительство ЕАО для разрешения вопроса о выделении денежных средств в целях исполнения решения суда. Иных действий со стороны администрации не предпринималось. Считает, что основанием для предоставления отсрочки должны являться исключительные обстоятельства. Администрация муниципального района доказательств наличия таких обстоятельств не представила, в связи с чем, суд необоснованно предоставил ей отсрочку исполнения решения.
Представитель администрации МО «Биробиджанский район» Гурский М.А. с представлением прокурора не согласился, возражения на представление поддержал в полном объёме. Суду апелляционной инстанции пояснил, что МЧС проводило обследование данного объекта в 2011 году. В акте обследования отражено, что данное сооружение находится на территории государственного заказника «Кульдур», одна из границ которого проходит по дороге, ведущей в с. Бирофельд. В 2006 году местные жители, разрушив оросительную систему, по которой вода шла на пастбище, разбили выпуск, в связи с чем, вода вышла из водохранилища, но никакого затопления или чрезвычайных ситуаций не произошло. Таким образом, данное гидросооружение не опасно. Даже если вода и выйдет из берегов, то до села Бирофельд она не дойдёт, поскольку оно расположено на 1,5 м. выше поверхности воды. Правительство области приняло решение о выделении денежных средств для исполнения решения суда, но когда планируется выделение, сказать не может. До настоящего времени технически в целях исполнения решения суда ничего сделано не было, проводятся лишь подготовительные мероприятия.
Представитель администрации МО «Биробиджанский район» Мурдашев А.Е. поддержал пояснения представителя Гурского М.А.
Проверив материалы дела, обсудив доводы представления, возражения на него, выслушав пояснения лиц, участвующих в апелляционной инстанции, судебная коллегия полагает, что определение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Решение суда кассационной инстанции о возложении на администрацию МО «Биробиджанский муниципальный район» обязанности обеспечить выполнение капитального ремонта гидротехнических сооружений водохранилищного узла Бобрихинских долголетних культурных пастбищ: провести уходные работы по гребню плотины, произвести реконструкцию низового затвора, произвести работы по расчистке водоотводного канала вступило в законную силу 03 июня 2009 г.
На основании данного решения в отношении администрации МО «Биробиджанский муниципальный район» 17 июня 2009 г. возбуждено исполнительное производство.
Из материалов дела следует, что администрации МО «Биробиджанский муниципальный район» судом неоднократно предоставлялись отсрочки исполнения решения.
Так, определением Биробиджанского районного суда ЕАО от 13 августа 2009 г. администрации МО «Биробиджанский муниципальный район» предоставлена отсрочка исполнения указанного решения до 01 февраля 2010 г.
Определением Биробиджанского районного суда ЕАО от 03 февраля 2010 г. администрации МО «Биробиджанский муниципальный район» предоставлена отсрочка исполнения решения до 01 декабря 2010 г.
Определением Биробиджанского районного суда ЕАО от 25 ноября 2010 г. администрации МО «Биробиджанский муниципальный район» предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 31 декабря 2011 г.
Указанные определения мотивированы тем, что для выполнения необходимых работ в отношении гидротехнических сооружений водохранилищного узла Бобрихинских долголетних культурных пастбищ требуются значительные денежные средства, которых в бюджете района нет.
В соответствии со ст. 434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Такие заявление сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 203 и 208 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Законодательство Российской Федерации не содержит перечня оснований для отсрочки исполнения судебного постановления, а лишь устанавливает критерий их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учётом всех обстоятельств дела, а также прав и законных интересов сторон исполнительного производства.
При этом основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить исключительный характер, возникать при серьёзных препятствиях к совершению исполнительных действий. Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учётом того, что исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников.
Предоставляя отсрочку исполнения судебного решения, суд в определении от 11 января 2012 г. указал, что для исполнения решения суда администрации МО «Биробиджанский муниципальный район» необходимы денежные средства в размере рублей, бюджет муниципального района такими средствами не располагает, дефицит бюджета составляет рублей, в связи с чем заявление об отсрочке исполнения решения суда обосновано и подлежит удовлетворению.
При этом, суд не учёл, что с 03 июня 2009 года до настоящего времени решение кассационной инстанции не исполнено, не обеспечена судебная защита неопределённого круга лиц, в интересах которых прокурор обращался в суд.
Судебная коллегия считает, что обстоятельства, которые изложил суд первой инстанции в определении, нельзя признать исключительными.
В соответствии с ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Учитывая изложенное, заявленные в очередной раз администрацией МО «Биробиджанский муниципальный район» требования об отсрочке исполнения решения суда направлены на затягивание исполнения судебного решения.
При указанных обстоятельствах, определение суда о предоставлении отсрочки исполнения решения суда администрации МО «Биробиджанский муниципальный район» является незаконным, в связи с чем подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 334 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
определение Биробиджанского районного суда ЕАО от 11 января 2012 г. отменить.
Вынести по делу новое определение.
В удовлетворении заявления администрации муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район» о предоставлении до 31 декабря 2013 г. отсрочки исполнения решения суда кассационной инстанции от 03 июня 2009 г. по заявлению исполняющего обязанности прокурора Биробиджанского района ЕАО в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район» о признании бездействия незаконным и о понуждении к исполнению обязательств отказать.
Представление помощника прокурора Биробиджанского района ЕАО Черкесовой Е.Ю. считать удовлетворённым.
Председательствующий
Судьи