ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33А-1051/2016 от 05.02.2016 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 33а-1051/2016


ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург 5 февраля 2016 года

Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:

Председательствующего Андреевой Т.Б.

судей Астапенко С.А. и Решетникова М.Н.

при секретаре Мальцеве А.С.

рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФИО2 на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 26 января 2016 года об отмене регистрации кандидата в депутаты.

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Астапенко С.А., объяснения представителей от ФИО2 - ФИО11 и ФИО6, поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя от ФИО1ФИО9, объяснения представителя избирательной комиссии муниципального образования «Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области» - ФИО10, заключение прокурора прокуратуры Ленинградской области ФИО7, полагавшего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суд

установила:

ФИО1 обратился во Всеволожский городской суд Ленинградской области с административным исковым заявлением к избирательной комиссии муниципального образования «Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области» о признании незаконным и отмене постановления избирательной комиссии муниципального образования «Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области» от 16.01.2016 года № 142 о регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты совета депутатов муниципального образования «Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области» по пятимандатному избирательному округу № 3, выдвинутого в порядке самовыдвижения.

Заявленные требования мотивированы тем, что ФИО1 зарегистрирован кандидатом в депутаты совета депутатов муниципального образования «Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области» по пятимандатному избирательному округу № 3.

Решение избирательной комиссии муниципального образования «Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области» о регистрации кандидата в депутаты ФИО2 принято с нарушением закона.

Так, ФИО2 в заявлении о согласии баллотироваться в депутаты и в подписных листах указал недостоверные сведения, а именно, что является депутатом совета депутатов муниципального образования «Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области». В то же время решение Ленинградского областного суда от 24.11.2015 года, которым состав совета депутатов муниципального образования «Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области» третьего созыва признан неправомочным, обращено к немедленному исполнению. В этой связи и в соответствии с п. 17 ст. 35 Федерального закона от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) полномочия совета депутатов Морозовского городского поселения и депутатов прекратились с 24.11.2015 года - момента вынесения решения суда. Данное обстоятельство влечет отказ в регистрации на основании пп. «в1», пп. «г» и пп. «д» п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Закон № 67-ФЗ).

В соответствии с постановлением избирательной комиссии муниципального образования «Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области» от 25.12.2015 года № 25 предельное количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата, составляет 11 подписей. Однако ФИО17 для своей регистрации представил 14 подписей избирателей, собранных в свою поддержку. Превышение числа подписей в подписных листах является нарушением закона к оформлению документа необходимого для регистрации кандидата и влечет отказ в регистрации в качестве кандидата в депутаты.

Кроме того, форма подписных листов, представленных ФИО2 в избирательную комиссию, не соответствует форме подписных листов, предусмотренной приложением 8 к Закону № 67-ФЗ, так как в подписном листе указано неполное наименование избирательной кампании, а именно отсутствует слово «досрочные». По мнению административного истца, такой факт является основанием для признания всех подписей в поддержку кандидата недействительными по п. «и» ч. 6.4 ст. 38 Закона № 67-ФЗ.

В заявлении о согласии баллотироваться ФИО2 указал место работы – войсковая часть 44014 и должность – военнослужащий по контракту. В качестве документов, подтверждающих заявленные сведения о работе, представлена копия справки войсковой части № 44014 Минобороны России. Ссылаясь на ст.ст. 2, 42 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», истец полагает, что понятие «военнослужащий по контракту» не является должностью, а указывает лишь на род деятельности кандидата ФИО2 Кроме того, считает, что справка от имени войсковой части № 44014 подписана неуполномоченным должностным лицом – заместителем начальника строевой части ФИО8, полномочия которого на право выдавать такие справки о месте работы документально не подтверждены.

Регистрация административным ответчиком в качестве кандидата в депутаты ФИО2, который вводит в заблуждение избирателей недостоверными сведениями, создает ему преимущества перед административным истцом, представившего документы в соответствии с законом.

В суде первой инстанции представитель ФИО1ФИО9 поддержал административное исковое заявление, просил его удовлетворить.

Представитель административного ответчика – ФИО10 разрешение спора оставил на усмотрение суда.

Заинтересованное лицо ФИО2 в суд не явился, его представитель ФИО11 возражала против заявленных требований, считая доводы иска необоснованными.

Участвовавший в деле прокурор ФИО12 полагал требования административного истца подлежащими удовлетворению.

Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 26 января 2016 года административное исковое заявление ФИО1 удовлетворено. Суд признал незаконным и отменил постановление избирательной комиссии муниципального образования «Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области» от 16.01.2016 года № 142 о регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты совета депутатов муниципального образования «Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области» четвертого созыва по Морозовскому пятимандатному избирательному округу № 3.

На постановленное судом решение ФИО2 подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос о его отмене в связи с неправильным применением норм материального права. Доводы апелляционной жалобы мотивированы тем, что решение Ленинградского областного суда от 24.11.2015 года по административному делу № 3а-79/2015 в законную силу не вступило, то есть обстоятельства, предусмотренные пп. 2 п. 16 ст. 35 Закона № 131-ФЗ, отсутствуют, поэтому состав совета депутатов муниципального образования Морозовского городского поселения остается правомочным, полномочия депутатов, самостоятельно не сложивших полномочия, действующими. Оговорок о том, что положения пп. 2 п. 16 ст. 35 Закона № 131-ФЗ применяются также при обращении решения суда к немедленному исполнению, норма права не содержит. В обоснование правовой позиции податель жалобы ссылается на судебную практику, а также на ответ Избирательной комиссии Ленинградской области от 25.12.2015 № 01-14/1501, направленный в адрес главы муниципального образования ФИО13, в котором по аналогии подтверждается наличие у ФИО13 статуса депутата муниципального образования.

Кроме того, податель жалобы полагает, что избирательная комиссия муниципального образования «Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области» не была представлена в суде первой инстанции представителем с надлежаще подтвержденной правоспособностью, так как данная избирательная комиссия муниципального образования является коллегиальным органом и ее председатель ФИО14 единолично не вправе выдавать доверенность иным лицам на право представления интересов избирательной комиссии в суде.

Проверив дело, обсудив доводы жалобы, заслушав явившихся лиц, заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда приходит к следующим выводам.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что решением Ленинградского областного суда от 24.11.2015 года признан неправомочным состав совета депутатов муниципального образования «Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области» третьего созыва. Как следует из резолютивной части, решение суда обращено к немедленному исполнению (дело № 3а-79/2015).

Постановлением избирательной комиссии муниципального образования «Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области» от 21.12.2015 № 2 назначены досрочные выборы депутатов совета депутатов муниципального образования «Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области» на 14.02.2016 года.

Постановлением избирательной комиссии муниципального образования «Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области» от 16.01.2016 № 142 зарегистрирован ФИО2 в качестве кандидата в депутаты совета депутатов муниципального образования «Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области» (л.д. 56).

В заявлении о согласии баллотироваться кандидатом, поданным в избирательную комиссию 26.12.2015 года, ФИО2 указал свой статус – депутат совета депутатов муниципального образования «Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области» третьего созыва по Морозовскому пятимандатному избирательному округу № 2 (л.д. 61).

Между тем, решением Ленинградского областного суда от 24.11.2015 года состав совета депутатов муниципального образования «Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области» признан неправомочным. Решение суда обращено к немедленному исполнению.

Действительно, статья 35 Закона № 131-ФЗ содержит перечень оснований досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования независимо от порядка его формирования, к числу которых относится вступление в силу решения соответственно верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий (пункт 2 части 16).

В то же время решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований (ст. 187 КАС РФ).

В этой связи следует признать правильным суждение суда первой инстанции о том, что в силу обращения решения суда к немедленному исполнению, полномочия данного представительного органа местного самоуправления и его депутатов прекратились 24.11.2015 года.

Исходя из п. 6 ст. 76 Закона № 67-ФЗ решение о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, если будет установлено, что избирательная комиссия приняла это решение с нарушением требований законов, в том числе положений пунктов 24 – 26 статьи 38 указанного Федерального закона об обстоятельствах, которые имеются на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата (списка кандидатов) и препятствуют регистрации кандидата (списка кандидатов).

В соответствии с подп. «в.1» п. 24 ст. 38 Закона № 67-ФЗ основаниями отказа в регистрации кандидата является наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона.

При таком положении, судебная коллегия находит обоснованным вывод суда о том, что указанные ФИО2 в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты сведения об основном месте работы или службы, занимаемой должности, роде занятий являются недостоверными, не соответствуют действительности, что является основанием для отказа в регистрации кандидата в депутаты.

Определяя порядок сбора подписей избирателей, Закон № 67-ФЗ устанавливает, в частности, что в случае если сведения о кандидате указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, все подписи избирателей в подписном листе признаются недействительными (подп. «з» п. 6.4 ст. 38).

ФИО2 для регистрации кандидатом в депутаты в избирательную комиссию представлены семь подписных листов с подписями избирателей в его поддержку, всего – 14 подписей.

Во всех подписных листах кандидата ФИО2 в сведениях о месте работы, должности, роде занятий среди прочего содержится информация о том, что он является депутатом совета депутатов муниципального образования «Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области» (л.д. 92-99).

Наличие в подписном листе информации о кандидате в большем объеме, чем предусмотрено законом, влияет на восприятие избирателями информации о кандидате, нарушает принцип равенства прав кандидатов.

Следовательно, суд обоснованно указал, что все подписи избирателей в подписных листах, представленных ФИО2, являются недействительными.

По смыслу п. 24 ст. 38 Закона № 67-ФЗ отмена судом решения о регистрации представляет собой юридическую ответственность, которая наступает в случае нарушения или несоблюдения требований избирательного законодательства Российской Федерации.

Ссылка в апелляционной жалобе на ответ Избирательной комиссии Ленинградской области от 25.12.2015 № 01-14/1501, содержащий разъяснения о порядке исполнения решения Ленинградского областного суда, с которым связан вопрос о наличии или отсутствии статуса депутата, является несостоятельной.

На основании подп. «а» п. 10 ст. 23 Закона № 67-ФЗ избирательная комиссия субъекта Российской Федерации осуществляет на территории субъекта Российской Федерации контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

Исходя из положений п. 21 ст. 2, ст. 23, пп. 6 и 7 ст. 75 Закона № 67-ФЗ, областных законов Ленинградской области от 15.03.2012 г. № 20-оз «О муниципальных выборах в Ленинградской области» и от 15.05.2013 № 26-оз «О системе избирательных комиссий и избирательных участках в Ленинградской области», к полномочиям избирательной комиссии субъекта Российской Федерации не относится официальное разъяснение норм процессуального права и федерального законодательства о местном самоуправлении.

Доводы заинтересованного лица и его представителя, в том числе содержащиеся в апелляционной жалобе, являются несостоятельными, на законность принятого судом решения не влияют и его отмену не влекут.

Приведенные в судебном решении выводы об обстоятельствах дела, мотивированы, основаны на законе и фактических обстоятельствах дела, подтверждены доказательствами, которым судом дана надлежащая правовая оценка с соблюдением требований ст. 84 КАС РФ. Оснований для иной оценки доказательств у суда апелляционной инстанции не имеется.

Учитывая изложенное, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным.

Руководствуясь статьями 309, 310 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 26 января 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО2 - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Судьи