ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33А-1171/2021 от 09.03.2021 Воронежского областного суда (Воронежская область)

В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

АППЕЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело № 33а-1171/2021

Строка № 3.201

«09» марта 2021 года судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда в составе:

председательствующего Доровских И.А.,

судей Андреевой Н.В., Калугиной С.В.,

при секретаре Жуковской И.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО ЦКСБ «ЛегисТерра» к судебному приставу-исполнителю ОСП по ВАШ УФССП России по Воронежской области Гречишниковой А.И., начальнику ОСП ВАШ УФССП России по Воронежской области - старшему судебному приставу Гладких К.Ю., отделению судебных приставов по взысканию административных штрафов УФССП России по Воронежской области, УФССП России по Воронежской области о признании постановления незаконным, по апелляционной жалобе судебного пристава-исполнителя ОСП по ВАШ УФССП России по Воронежской области Гречишниковой А.И. на решение Ленинского районного суда г.Воронежа от 28 октября 2020 года, которым административное исковое заявление было удовлетворено в полном объёме.

Заслушав доклад судьи Доровских И.А., выслушав судебного пристава-исполнителя ОСП по ВАШ УФССП России по Воронежской области Гречишникову А.И., представителя ООО ЦКСБ «ЛегисТерра» Токарева Д.В., исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия,

(судья Пономарева Е.В.)

У С Т А Н О В И Л А :

ООО Центр комплексного сопровождения бизнеса «ЛегисТерра» обратилось в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю ОСП по ВАШ УФССП России по Воронежской области Гречишниковой А.И., начальнику отделения – старшему судебному приставу Гладких К.Ю., отделению судебных приставов по взысканию административных штрафов о признании незаконным постановления о возбуждении исполнительного производства от 03.07.2020.

В обосновании заявленных требований указано, что ОСП ВАШ УФССП России по Воронежской области было возбуждено исполнительное производство от 01.08.2019 на основании исполнительного документа – акта по делу об административном правонарушении №18810136190403035391 от 03.04.2019, выданного Центром видеофиксации ГИБДД ГУ МВД России по Воронежской области в отношении должника ООО ЦКСБ «ЛегисТерра» с предметом исполнения: административный штраф в размере 1500 рублей в пользу взыскателя ГУ МВД России по Воронежской области.

17 октября 2019 года в адрес отделения судебных приставов по взысканию административных штрафов УФССП России по Воронежской области от ООО ЦКСБ «ЛегисТерра» направлено письмо с сообщением о том, что задолженность в размере 1500 рублей оплачена, к письму приложена копия платежного поручения №155 от 26.07.2019.

03 июля 2020 года СПИ ОСП по ВАШ УФССП России по Воронежской области Гречишниковой А.И. на основании постановления судебного пристава-исполнителя №36060/20/1121782 от 10.06.2020 возбуждено исполнительное производство , предмет исполнения: исполнительский сбор в размере 10000 рублей.

Административный истец ссылаясь на то что взыскание исполнительского сбора являлось незаконным, поскольку требования исполнительного документа были исполнены истцом в добровольном порядке в установленный срок, как следствие и постановление о возбуждении исполнительного производства о взыскании исполнительского сбора также является незаконным.

Решением Ленинского районного суда г.Воронежа от 28 октября 2020 года постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по ВАШ УФССП России по Воронежской области Гречишниковой А.И. о возбуждении исполнительного производства №142914/20/36060-ИП от 03.07.2020 признано незаконным.

В апелляционной жалобе судебного пристава-исполнителя ОСП по ВАШ УФССП России по Воронежской области Гречишниковой А.И. ставится вопрос об отмене названного решения районного суда от 28 октября 2020 года, как незаконного и необоснованного, и об отказе административному истцу в удовлетворении исковых требований.

В судебном заседании судебный пристав-исполнитель ОСП по ВАШ УФССП России по Воронежской области Гречишникова А.И. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила ее удовлетворить, представитель ООО ЦКСБ «ЛегисТерра» Токарев Д.В. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.

Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Заслушав объяснения судебного пристава-исполнителя ОСП по ВАШ УФССП России по Воронежской области Гречишникова А.И., представителя ООО ЦКСБ «ЛегисТерра» Токарева Д.В., проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ч.1 ст.308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии с частью 2 статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких оснований для отмены обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке по доводам жалобы и изученным материалам административного дела, по мнению судебной коллегии, не имеется. При этом судебная коллегия исходит из следующего.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ОСП ВАШ УФССП России по Воронежской области было возбуждено исполнительное производство от 01.08.2019 на основании исполнительного документа – акта по делу об административном правонарушении №18810136190403035391 от 03.04.2019, выданного Центром видеофиксации ГИБДД ГУ МВД России по Воронежской области в отношении должника ООО ЦКСБ «ЛегисТерра» с предметом исполнения: административный штраф в размере 1500 рублей в пользу взыскателя ГУ МВД России по Воронежской области.

17 октября 2019 года в адрес отделения судебных приставов по взысканию административных штрафов УФССП России по Воронежской области от ООО ЦКСБ «ЛегисТерра» направлено письмо с сообщением о том, что задолженность в размере 1500 рублей оплачена, к письму приложена копия платежного поручения №155 от 26.07.2019.

Согласно инкассовому поручению № 525497 от 18.06.2020 со счета должника ООО ЦКСБ «Легистерра», открытого в АО «Райффайзенбанк», списана денежная сумма в размере 1500 рублей в рамках исполнительного производства .

В то же время, 10.06.2020 в рамках ИП постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП ВАШ с должника ООО ЦКСБ «Легистерра» взыскан исполнительский сбор в размере 10000 рублей в связи с не исполнением исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения.

03.07.2020 на основании исполнительного документа – постановления судебного пристава-исполнителя Гречишниковой А.И. №36060/20/1121782 от 10.06.2020 было возбуждено исполнительное производство предметом исполнения - исполнительский сбор в размере 10000 руб.

Согласно ч. 11 статьи 30 Федерального закона РФ от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Частью 2 статьи 112 Федерального закона РФ от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).

Районным судом было установлено, что основанием для возбуждения исполнительного производства в отношении должника - ООО ЦКСБ «Легистерра» послужил исполнительный документ – постановление судебного пристава-исполнителя №36060/20/1121782 от 10.06.2020 о взыскании исполнительского сбора.

Названное постановление от 10.06.2020, в свою очередь, вынесено в рамках исполнительного производства , возбужденного на основании акта по делу об административном правонарушении №18810136190403035391 от 03.04.2019, выданного Центром видеофиксации ГИБДД ГУ МВД России по Воронежской области.

Положения части 5 статьи 32.2 КоАП РФ прямо предусматривают, что орган или должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе по истечении срока, указанного в части 1, 1.1 или 1.4 статьи 32.2 КоАП РФ, должен направить постановление судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Статьей 13 Закона об исполнительном производстве предусмотрены требования, предъявляемые к исполнительным документам. В частности, в судебном акте, акте органа, должностного лица о наложении административного штрафа, принятом по делу об административном правонарушении, помимо указанной в части 1 настоящей статьи информации должна содержаться информация, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа, предусмотренными законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе, а в акте органа, должностного лица о наложении административного штрафа, принятом по делу об административном правонарушении, также должна быть проставлена отметка о неуплате должником назначенного административного штрафа. В случае направления указанного акта для исполнения судебному приставу-исполнителю в форме электронного документа отметка о неуплате должником назначенного административного штрафа производится в форме электронного документа, подписанного лицом, председательствующим на заседании коллегиального органа, или должностным лицом, принявшим соответствующий акт, усиленной квалифицированной электронной подписью (часть 1.1).

В соответствии с ч.1.1 ст.29.10 КоАП РФ в случае наложения административного штрафа в постановлении по делу об административном правонарушении, помимо указанных в части 1 настоящей статьи сведений, должна быть указана информация, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа, предусмотренными законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе, а также информация о сумме административного штрафа, который может быть уплачен в соответствии с частями 1.3 и 1.3-1 статьи 32.2 настоящего Кодекса.

Согласно ч.3, 8 ст.32.2 КоАП РФ сумма административного штрафа вносится или переводится лицом, привлеченным к административной ответственности, в кредитную организацию, в том числе с привлечением банковского платежного агента или банковского платежного субагента, осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", организацию федеральной почтовой связи либо платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».

Банк или иная кредитная организация, организация федеральной почтовой связи, платежный агент, осуществляющий деятельность по приему платежей физических лиц, или банковский платежный агент (субагент), осуществляющий деятельность в соответствии с Федеральным законом «О национальной платежной системе», которым уплачивается сумма административного штрафа, обязаны направлять информацию об уплате административного штрафа в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах в порядке и сроки, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Согласно постановлению по делу об административном правонарушении №18810136190403035391 от 03.04.2019 ООО ЦКСБ «Легистерра» назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 1500 рублей. Решение вступило в силу 07.05.2019. Срок добровольного исполнения требований 05.06.2019. Срок предъявления к исполнению 2 года. В постановлении также указаны реквизиты взыскателя для перечисления задолженности: Получатель: УФК по Воронежской области (ГУ МВД России по Воронежской области, л/с 04311294650), банк: отделение Воронеж г.Воронеж, БИК042007001, расчетный счет 40101810500000010004, ОКТМО 20701000, КБК 18811630020016000140, показатель типа платежа: 0, сумма, подлежащая перечислению: 1500 рублей, УИН 18810136190403035391.

Согласно платежному поручению №155 от 26.07.2019 ООО ЦКСБ «Легистерра» произведена оплата в размере 1500 рублей, при этом, реквизиты, указанные в постановлении по делу об административном правонарушении №18810136190403035391 от 03.04.2019, полностью соответствуют реквизитам, указанным в платежном поручении №155 от 26.07.2019. При перечислении денежных средств плательщиком также указано: оплата административного штрафа по постановлению 18810136190403035391 от 03.04.2019 (лицевой счет 04311294650).

После получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства ООО ЦКСБ «Легистерра» 17 октября 2019 в адрес отделения судебных приставов по взысканию административных штрафов УФССП России по Воронежской области направило письмо с сообщением, что задолженность в размере 1500 рублей оплачена, к письму приложена копия платежного поручения №155 от 26.07.2019.

Однако, данное сообщение должника о добровольной оплате штрафа административным ответчиком было оставлено без внимания.

Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что за период с момента получения от должника платежного документа от 26.07.2019 до момента вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора 10.06.2020, на основании которого 03.07.2020 было возбуждено исполнительное производство , судебным приставом-исполнителем не было предпринято каких-либо действий по вопросу уточнения обстоятельств не зачисления платежа истца по указанным в постановлении о взыскании административного штрафа реквизитам.

Более того, о данном обстоятельстве не было сообщено и административному истцу, в результате чего последний был лишен возможности предпринять какие-либо действия в целях подтверждения факта добровольной оплаты постановления ГИБДД от 03.04.2019 в установленный срок до взыскания исполнительского сбора 10.06.2020 в рамках исполнительного производства .

Кроме того, имеющаяся в материалах дела копия письма судебного пристава-исполнителя в адрес ООО ЦКСБ «Легистерра» от 28.10.2019, в котором указано, что платежи проведены с нарушением требований, установленных п.12 приказа Министерства финансов РФ от 12 ноября 2013 г. №107н, а именно в платежных поручениях в графе «код» указано значение «0», вместо уникального идентификатора начисления – номера постановления, районным судом обоснованно не принята во внимание, поскольку допустимые доказательства направления указанного письма в адрес административного истца (копия почтового конверта, реестр отправленной почтовой корреспонденции с отметкой почты о принятии) суду первой инстанции представлены не были. Подлинник почтового реестра отправки почтовой корреспонденции административным ответчиком также не был представлен.

Таким образом, обязанность по оплате административного штрафа в размере 1500 рублей ООО ЦКСБ «Легистерра» выполнена 26.07.2019, о чем должником было сообщено судебному приставу-исполнителю отделения судебных приставов по взысканию административных штрафов УФССП России по Воронежской области 17.10.2019 после получения ими постановления о возбуждении исполнительного производства. Каких-либо виновных, либо недобросовестных действий (бездействий) при выполнении обязанности по уплате штрафа со стороны должника допущено не было.

Между тем, постановлением судебного пристава-исполнителя отделения судебных приставов по взысканию административных штрафов УФССП России по Воронежской области от 10.06.2020 в рамках исполнительного производства с должника ООО ЦКСБ «Легистерра» взыскан исполнительский сбор в размере 10 000 рублей в связи с не исполнением исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, что, в свою очередь послужило основанием для возбуждения исполнительного производства , впоследствии на основании постановления от 06.07.2020 объединенного судебным приставом-исполнителем Гречишниковой А.И. в сводное производство с исполнительным производством от 03.07.2020, имеющим аналогичный предмет исполнения.

Исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное Федеральным законом, денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет и во внебюджетный фонд, средства которых находятся в государственной собственности.

Основанием для взыскания исполнительского сбора является наличие одновременно двух условий:

- невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения;

- отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения.

Таким образом, административный истец после вынесения постановления по делу об административном правонарушении и впоследствии в рамках исполнительного производства действовал добросовестно, уплатив штраф в добровольном порядке и уведомив об этом судебного пристава-исполнителя непосредственно после получения постановления о возбуждении исполнительного производства, что исключает виновные действия истца и, как следствие, возможность применения к должнику санкции в виде взыскания исполнительского сбора, в связи с чем постановление о возбуждении исполнительного производства от 03.07.2020 с предметом исполнения: взыскание исполнительского сбора является незаконным и нарушает права и законные интересы административного истца, как стороны в исполнительном производстве.

Судебная коллегия, проверив решение районного суда в апелляционном порядке, приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, принято при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и их доказанности совокупностью собранных по делу доказательств, выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, должным образом мотивированы, соответствуют обстоятельствам административного дела, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что доводы апелляционной жалобы, выражающие несогласие с решением суда первой инстанции об удовлетворении требований административного истца, не могут повлечь отмену решения суда первой инстанции, сводятся к несогласию с выводами районного суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального и процессуального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 308, 309 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 28 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу судебного пристава-исполнителя ОСП по ВАШ УФССП России по Воронежской области Гречишниковой А.И. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции в течении 6-ти месяцев через районный суд принявший решение.

Председательствующий:

Судьи коллегии: