ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33А-1185/20 от 21.09.2020 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Судья Сафонова Е.В.

Дело №33а-1185/2020

УИД 26RS0010-01-2020-003474-07

АПЕЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Ставрополь 21 сентября 2020 г.

Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Шишовой В.Ю.,

судей Пшеничной Ж.А. и Темрезова Т.Б.

при секретаре судебного заседания Ениной С.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании 21 сентября 2020 г. административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика ФИО8на решение Георгиевского городского суда Ставропольского края от 28 августа 2020 г. по административному исковому заявлению Главного управления Министерства Внутренних Дел России по Ставропольскому краю к ФИО1 о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальном учреждении,

заслушав доклад судьи Пшеничной Ж.А.,

установила:

Главное управление Министерства Внутренних Дел России по Ставропольскому краю (далее - ГУ МВД России по Ставропольскому краю) обратилось в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальном учреждении.

В обоснование административного иска указано, что ФИО1, родившийся 13 ноября 1978 г., приговором Промышленного районного суда г. Ставрополя от 24 декабря 2018 г. осужден за совершение преступлений, предусмотренных п. «в» ч. 2 ст. 158, ч. 1 ст. 228 УК РФ, и ему назначено наказание в виде 2 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 24 декабря 2019 г. № 8073-рн пребывание (проживание) ФИО1 в Российской Федерации признано нежелательным.

21 февраля 2020 г. ГУ МВД России по Ставропольскому краю в отношении ФИО1 вынесено решение № 14 о депортации за пределы Российской Федерации, исполнение решения постановлено осуществить после отбытия им наказания, назначенного приговором суда.

Согласно справке ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ставропольскому краю, ФИО1 освобожден из мест лишения свободы 20 марта 2020 г. по отбытию срока наказания. Согласно приговору суда от 24 декабря 2018 г. ФИО1 является гражданином Украины.

ФИО1 не имеет действительных документов, позволяющих ему исполнить решение ГУ МВД России по Ставропольскому краю.

2 апреля 2020 г. в Консульский отдел Посольства Украины в Российской Федерации УВМ ГУ МВД России по Ставропольскому краю направлен запрос об определении гражданской принадлежности гражданина ФИО1 к Украине, и в случае подтверждения оформить ему свидетельство на возвращение.

21 апреля 2020 г. получен ответ из Генерального консульства Украины в Ростове-на-Дону в отношении ФИО1, из которого следует, что согласно полученной из компетентных органов Украины информации определить принадлежность к гражданству Украины ФИО1 не представляется возможным.

30 апреля 2020 г., 9 июня 2020 г. в УВМ ГУ МВД России по Ростовской области направлены запросы об определении гражданской принадлежности ФИО1 к Луганской Народной Республике, и в случае подтверждения оформить ему свидетельство на возвращение. Ответ не получен.

10 июня 2020 г. в ГУВМ МВД России направлен запрос на оказание содействия в документировании ФИО1; в настоящее время ответ не получен.

17 июня 2020 г. получен ответ из УВМ ГУ МВД России по Ростовской области, согласно которому сведения о результатах проверки в отношении ФИО1 из компетентных органов Луганской Народной Республики не поступили.

18 июня 2020 г. ГУВМ МВД России сообщило о том, что в ГУ МВД России по Ростовской области направлен запрос с просьбой проинформировать о возможности выдачи свидетельства на возвращение данному гражданину.

Решением Георгиевского городского суда Ставропольского края от 24 марта 2020 г. ФИО1 помещен в Центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Ставропольскому краю сроком до 19 июня 2020 г.

Решением Георгиевского городского суда Ставропольского края от 19 июня 2020 г. срок содержания ФИО1 в Центре временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Ставропольскому краю продлен до 27 августа 2020 г.

С целью надлежащего контроля за пребыванием административного ответчика до исполнения решения о депортации, а также подготовки документов, необходимых для исполнения решения, административный истец просил суд продлить срок содержания ФИО1 в Центре временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Ставропольскому краю на срок до 15 октября 2020 г.

Решением Георгиевского городского суда Ставропольского края от 28 августа 2020 г. требования административного истца удовлетворены, срок пребывания ФИО1, <данные изъяты> года рождения, в Центре временного содержания иностранных граждан ОМВД России по Георгиевскому городскому округу Ставропольского края продлен до 15 октября 2020 г.

В апелляционной жалобе административный ответчик ФИО1 ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного. Повторяя доводы письменных возражений на административное исковое заявление, указывает, что за период его пребывания в ЦВСИГ исполнить решение о его депортации до настоящего времени не представляется возможным; его принадлежность к гражданству Республики Украина не подтверждена ее компетентными органами, сведений о его принадлежности к гражданству иного государства не имеется, в связи с чем депортация за пределы Российской Федерации является невозможной. Российская Федерация не признала независимость само провозглашенной Луганской Народной Республики, в связи с чем, даже при признании ЛНР ФИО1 своим гражданином, для компетентных органов Российской Федерации это не является правовым основанием для его депортации. Он находится в ЦВСИГ длительное время (более 6 месяцев), его содержание в Центре становится необоснованным, принятые меры не привели к исполнению процедуры депортации в течение разумного и достаточного для исполнения срока; при отсутствии достаточных доказательств, продление срока пребывания в специальном учреждении противоречит принципам и нормам международного права, а также правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации. Просит отказать в удовлетворении административного иска.

Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.

Представитель административного истца ГУ МВД России по Ставропольскому краю в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки не сообщил.

Административный ответчик ФИО1 извещен надлежащим образом, содержится в Центре временного содержания иностранных граждан отдела МВД России по Георгиевскому городскому округу Ставропольского края, в котором отсутствует техническая возможность обеспечить участие административного ответчика в судебном заседании посредством использования систем видеоконференц-связи. Обстоятельств необходимости личного участия ФИО1 в суде апелляционной инстанции не установлено.

Принимая во внимание сокращенный срок рассмотрения данного дела, а также то, что участники судебного разбирательства по делу надлежащим образом извещены о дате, времени и месте судебного заседания, и руководствуясь постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации № 8212 от 8 апреля 2020 г., в целях противодействия распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID – 19), судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав заключение прокурора Ставропольской краевой прокуратуры Соболевой О.Г., полагавшей решение законным и обоснованным, проверив оспариваемое решение в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для отмены или изменения обжалуемого решения ввиду следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 269 Кодекса административного судопроизводства РФ суд, рассмотрев по существу административное исковое заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении, принимает решение, которым удовлетворяет административный иск или отказывает в его удовлетворении.

Удовлетворяя заявленные требования ГУ МВД России по Ставропольскому краю, суд первой инстанции исходил из наличия не отмененного решения компетентного органа о нежелательности пребывания (проживания) ФИО1 в Российской Федерации и принятого решения о его депортации, которое невозможно исполнить в связи с объективными обстоятельствами.

Судебная коллегия соглашается с выводом районного суда о наличии достаточных оснований для продления срока содержания ФИО1 в Центре временного содержания иностранных граждан отдела МВД России по Георгиевскому городскому округу Ставропольского края, находя его правильным, в достаточной степени мотивированным, подтвержденным имеющимися в деле доказательствами, которые отвечают требованиям закона, подлежащего применению.

В соответствии со статьей 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, не покинувшие территорию Российской Федерации в установленный срок, подлежат депортации.

Пунктом 11 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации может быть принято в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, указанное решение в течение трех дней со дня его вынесения направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии.

В силу статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», под депортацией понимается принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 10 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранные граждане, подлежащие депортации, могут быть переданы Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии в порядке, предусмотренном главой V.1 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 2 статьи 32.2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации, иностранный гражданин, подлежащий передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, и иностранный гражданин, принятый Российской Федерацией от иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющий законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, могут содержаться в специальном учреждении. В обязательном порядке в специальное учреждение помещается иностранный гражданин, подлежащий реадмиссии, в случае отсутствия документа, удостоверяющего его личность.

Как установлено судом и следует из материалов дела, административный ответчик ФИО1 родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.

Приговором Промышленного районного суда г. Ставрополя от 24 декабря 2018 г. ФИО1 осужден за совершение преступлений, предусмотренных п. «в» ч. 2 ст. 158, ч. 1 ст. 228 УК РФ, и ему назначено наказание в виде 2 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Из приговора суда от 24 декабря 2018 г. следует, что ФИО1 является гражданином Украины, проживающим по адресу: Украина, <адрес>.

Распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 24 декабря 2019 г. № 8073-рн пребывание (проживание) ФИО1 в Российской Федерации признано нежелательным.

21 февраля 2020 г. ГУ МВД России по Ставропольскому краю в отношении ФИО1 вынесено решение о депортации за пределы Российской Федерации, исполнение решения постановлено осуществить после отбытия им наказания, назначенного по приговору суда.

Согласно справке ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ставропольскому краю, ФИО1 освобожден из мест лишения свободы 20 марта 2020 г. по отбытию срока наказания.

ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не имеет действительных документов, позволяющих ему исполнить решение ГУ МВД России по <адрес>.

Решением инспектора отдела по вопросам миграции ОМВД России по Георгиевскому городскому округу, утвержденным начальником ОМВД России по Георгиевскому городскому округу от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 помещен в Центр временного содержания иностранных граждан ОМВД России по Георгиевскому городскому округу на срок до 48 часов с момента составления акта приема-передачи о помещении иностранного гражданина в специальное учреждение.

Актом приема-передачи иностранного гражданина от 20 марта 2020 г. подтверждается помещение ФИО1 в ЦВИГ Отдела МВД России по Георгиевскому городскому округу.

Вступившим в законную силу решением Георгиевского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГФИО1 помещен в Центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по <адрес> сроком до ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ в Генеральное Консульство Украины в <адрес> УВМ ГУ МВД России по <адрес> направлен запрос об определении гражданской принадлежности гражданина ФИО1 к Украине, и в случае подтверждения оформить ему свидетельство на возвращение.

ДД.ММ.ГГГГ получен ответ из Генерального консульства Украины в <адрес> в отношении ФИО1, из которого следует, что согласно информации, полученной из компетентных органов Украины, определить принадлежность к гражданству Украины ФИО1 не представляется возможным.

ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в УВМ ГУ МВД России по <адрес> направлены запросы об определении гражданской принадлежности ФИО1 к Луганской Народной Республике, и в случае подтверждения оформить ему свидетельство на возвращение. Ответы не получены.

ДД.ММ.ГГГГ в ГУВМ МВД России направлен запрос на оказание содействия в документировании ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; в настоящее время ответ не получен.

ДД.ММ.ГГГГ получен ответ из УВМ ГУ МВД России по <адрес>, согласно которому сведения о результатах проверки в отношении ФИО1 из компетентных органов Луганской Народной Республики в адрес ГУ МВД России по <адрес> не поступили.

ДД.ММ.ГГГГ ГУВМ МВД России сообщило о том, что в ГУ МВД России по <адрес> направлен запрос с просьбой проинформировать о возможности выдачи свидетельства на возвращение ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Вступившим в законную силу решением Георгиевского городского суда Ставропольского края от 19 июня 2020 г. срок содержания Найдыша Д.Н. в Центре временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Ставропольскому краю продлен до 27 августа 2020 г.

В соответствии с пунктом 9 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранный гражданин, подлежащий депортации содержится в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации.

Применение мер в виде помещения иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальное учреждение, а равно продление такого содержания, носит обеспечительный характер для предотвращения затягивания процедуры выезда иностранного гражданина.

Учитывая наличие принятого в отношении ФИО1 распоряжения компетентного органа о нежелательности пребывания (проживания) на территории Российской Федерации и решения о его депортации, которое невозможно исполнить в связи с объективными обстоятельствами, так как отсутствуют документы, необходимые для выезда иностранного гражданина за пределы Российской Федерации, вывод суда первой инстанции об удовлетворении административного иска ГУ МВД России по Ставропольскому краю о продлении срока пребывания лица без гражданства, подлежащего депортации, ФИО1 в Центре временного содержания иностранных граждан ОМВД России по Георгиевскому городскому округу Ставропольского края является правильным.

Суд, принимая решение о продлении срока пребывания ФИО1 в специальном учреждении, обоснованно определил временные пределы ограничения прав и свобод данного лица при его содержании в специальном учреждении до 15 октября 2020 г. для завершения процедуры его депортации.

При этом судом правильно признана уважительной невозможность исполнения решения о депортации, поскольку не устранены противоречия в документах, подтверждающих либо опровергающих факт гражданства Луганской Народной Республики ФИО1, а также то, что необходимо установить все данные о личности административного ответчика для возможности решения вопроса о его депортации.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для продления срока пребывания административного ответчика, являющегося лицом без гражданства, в специальном учреждении в связи с неисполнимостью решения о его депортации не основаны на нормах закона.

В силу пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» понятие "иностранный гражданин" включает в себя понятие "лицо без гражданства", к которому также применяются последствия несоблюдения законов на территории Российской Федерации.

Как следует из обстоятельств дела, административный истец обратился в УВМ ГУ МВД России по <адрес> с запросами об определении гражданской принадлежности ФИО1 к Луганской Народной Республике, и в случае подтверждения оформить ему свидетельство на возвращение. Данные меры судебная коллегия признает обоснованными, так как приговором Промышленного районного суда г. Ставрополя от 24 декабря 2018 г. установлено, что ФИО1 является гражданином Украины, проживающим по адресу: Украина, <адрес>; из объяснений самого административного ответчика следует, что он документировался паспортом и проживал до приезда в Российскую Федерацию в <адрес>. Ответы на запросы не получены, при этом срок проведения проверки компетентными органами гражданской принадлежности алгоритмом, утвержденным указанием МВД России от ДД.ММ.ГГГГсс, не установлен.

Иные доводы административного ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, в данном случае также не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку в отношении административного ответчика полномочным органом вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, указанное решение не признано незаконным. Последующие решения о депортации, помещении в специальное учреждение, продлении срока содержания в специальном учреждении приняты во исполнение решения о нежелательности пребывания (проживания) ФИО1 в Российской Федерации. Доказательств наличия у ФИО1 на территории Российской Федерации постоянного места жительства и регистрации, семьи, работы, которая предоставляла бы ему необходимый минимум для обеспечения себя всем необходимым, административным ответчиком суду не представлено.

Апелляционная жалоба ФИО1 не содержит указания на обстоятельства, свидетельствующие о незаконности и необоснованности выводов районного суда, равно как и доказательств, подтверждающих прекращение оснований для его содержания в специальном учреждении. Судебной коллегией в ходе рассмотрения дела в порядке апелляционного производства таких обстоятельств не установлено.

Учитывая изложенное, у суда первой инстанции имелись достаточные основания для продления срока содержания административного ответчика в специальном учреждении для завершения процедуры его депортации.

Нарушений норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, решение Георгиевского городского суда Ставропольского края от 28 августа 2020 г. отмене или изменению не подлежит.

Руководствуясь статьями 307 – 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Георгиевского городского суда Ставропольского края от 28 августа 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика ФИО1 – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Пятый кассационной суд общей юрисдикции путем подачи через суд первой инстанции кассационной жалобы (представления) в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи