ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33А-1250/2017 от 07.03.2017 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий по делу Дело №33а-1250-2017

судья Волошина С.Э.

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по административным делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего Толстоброва А.А.

и судей краевого суда Бурака М.Н., Пичуева В.В.

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства в г.Чите 7 марта 2017 г. по докладу судьи Толстоброва А.А. административное дело по административному исковому заявлению Читинского природоохранного межрайонного прокурора в интересах Забайкальского края, муниципальных образований «Забайкальский район», «Нерчинский район», «Каларский район», «Город Петровск-Забайкальский», «Хилокский район», неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и промышленной политики Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, Правительству Забайкальского края о признании бездействия незаконным, понуждении к действию по частным жалобам представителя Правительства Забайкальского края Слюсаревой А.И. и и.о. министра природных ресурсов и промышленной политики Забайкальского края Волкова А.И. на определение Центрального районного суда г.Читы от 31 января 2017 г. которым постановлено в удовлетворении заявлений Министерства природных ресурсов и промышленной политики Забайкальского края, Правительство Забайкальского края о прекращении исполнительных производств №73567/16/75031-ИП, №73568/16/75031-ИП отказать,

у с т а н о в и л а:

решением Центрального районного суда г.Читы от 10 декабря 2015 г. удовлетворено административное исковое заявление Читинского природоохранного межрайонного прокурора в интересах Забайкальского края, муниципальных образований «Забайкальский район», «Нерчинский район», «Каларский район», «Город Петровск-Забайкальский», «Хилокский район», неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и промышленной политики Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, Правительству Забайкальского края о признании бездействия незаконным, понуждении к действию.

26 декабря 2016 г. представитель Правительства Забайкальского края и Министерства природных ресурсов и промышленной политики Забайкальского края Слюсарева И.А. обратилась в суд с заявлениями о прекращении исполнительных производств, ссылаясь на невозможность их исполнения в силу объективных причин.

Судом постановлено вышеприведенное определение.

В частной жалобе и.о. министра природных ресурсов Забайкальского края Волков А.И. полагает определение суда незаконным. По его мнению, судом не учтено то, что после внесения изменений в Федеральный закон от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» на территории края утверждена территориальная схема обращения с отходами Забайкальского края. Указывает, что в связи с данными изменениями обустройство полигонов ТКО на территории муниципальных района «Каларский район», пгт.Забайкальск, г.Нерчинск является нецелесообразным. Ссылается на то, что исполнение решения Центрального районного суда г.Читы от 10 декабря 2015 г. приведет к неэффективному использованию средств краевого бюджета. Поэтому просит отменить определение суда и принять решение о прекращении исполнительного производства.

В частной жалобе представитель Правительства Забайкальского края Слюсарева И.А. также полагает определение незаконным и необоснованным. Ссылается на изменения законодательства в области обращения с отходами. Указывает, что утрата возможности исполнения решения Центрального районного суда от 10 декабря 2015 г. носит объективный характер и не определяется причинами, зависящими от ответчика. Поэтому просит отменить определение суда и прекратить исполнительное производство.

В соответствии с ч.2 ст.315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) частная жалоба рассмотрена по правилам главы 33 КАС РФ в порядке упрощенного (письменного) производства без ведения аудио-протоколирования, протокола и без извещения лиц, участвующих в деле.

Проверив материалы дела, обсудив доводы частных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.

Решением Центрального районного суда г.Читы от 10 декабря 2015 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 16 февраля 2016 г., постановлено признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и промышленной политики Забайкальского края, выразившееся в нереализации мероприятий «Строительство полигона ТКО в г.Петровск- Забайкальске» в 2014-2015 г., «Строительство полигона ТКО в г.Хилке» в 2014-2015 г., «Обустройство полигона по захоронению золошлаковых и твердых коммунальных отходов на территории муниципального района «Каларский район» в пгт.Новая Чара» в 2014 г., «Строительство полигона ТКО в пгт. Забайкальск» в 2015 г., «Строительство полигона ТКО в г.Нерчинске» в 2015 г. Государственной программы Забайкальского края «Охрана окружающей среды». Признать незаконным бездействие Министерства финансов Забайкальского края, выразившееся в отсутствии организации исполнения бюджета Забайкальского края в 2014, 2015 годах в части выделения бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий «Строительство полигона ТКО в г.Петровск-Забайкальске» в 2014-2015 гг., «Строительство полигона ТКО в г.Хилке» в 2014-2015 гг., «Обустройство полигона по захоронению золошлаковых и твердых коммунальных отходов на территории муниципального района «Каларский район» в пгт.Новая Чара» в 2014 г., «Строительство полигона ТКО в пгт.Забайкальск» в 2015 г., «Строительство полигона ТКО в г.Нерчинске» в 2015 г. Государственной программы Забайкальского края «Охрана окружающей среды». Признать незаконным бездействие Правительства Забайкальского края, выразившееся в необеспечении исполнения бюджета Забайкальского края в 2014, 2015 годах в части выделения бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий «Строительство полигона ТКО в г.Петровск-Забайкальске» в 2014 - 2015 гг., «Строительство полигона ТКО в г.Хилке» в 2014-2015 гг., «Обустройство полигона по захоронению золошлаковых и твердых коммунальных отходов на территории муниципального района «Каларский район» в пгт.Новая Чара» в 2014 г., «Строительство полигона ТКО в пгт.Забайкальск» в 2015 г., «Строительство полигона ТКО в г.Нерчинске» в 2015 г. Государственной программы Забайкальского края «Охрана окружающей среды». Обязать Правительство Забайкальского края обеспечить исполнение бюджета Забайкальского края в части выделения бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий «Строительство полигона ТКО в г.Петровск-Забайкальске», «Строительство полигона ТКО в г.Хилке», «Обустройство полигона по захоронению золошлаковых и твердых коммунальных отходов на территории муниципального района «Каларский район» в пгт.Новая Чара», «Строительство полигона ТКО в пгт.Забайкальск», «Строительство полигона ТКО в г.Нерчинске» в объемах, предусмотренных на эти мероприятия Государственной программой Забайкальского края «Охрана окружающей среды» на 2014-2015гг. Обязать Министерство финансов Забайкальского края организовать исполнение бюджета Забайкальского края в части выделения бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий «Строительство полигона ТКО в г.Петровск-Забайкальске», «Строительство полигона ТКО в г.Хилке», «Обустройство полигона по захоронению золошлаковых и твердых коммунальных отходов на территории муниципального района «Каларский район» в пгт.Новая Чара», «Строительство полигона ТКО в пгт.Забайкальск», «Строительство полигона ТКО в г.Нерчинске» в объемах, предусмотренных на эти мероприятия Государственной программой Забайкальского края «Охрана окружающей среды» на 2014-2015 гг. Обязать Министерство природных ресурсов и промышленной политики Забайкальского края реализовать мероприятия «Строительство полигона ТКО в г.Петровск-Забайкальске», «Строительство полигона ТКО в г.Хилке», «Обустройство полигона по захоронению золошлаковых и твердых коммунальных отходов на территории муниципального района «Каларский район» в пгт.Новая Чара», «Строительство полигона ТКО в пгт.Забайкальск», «Строительство полигона ТКО в г.Нерчинске» в объемах, предусмотренных на эти мероприятия Государственной программой Забайкальского края «Охрана окружающей среды» на 2014-2015 гг.

Решение вступило в законную силу <Дата>, исполнительные листы предъявлены к исполнению.

<Дата> заместителем начальника отдела – заместителем старшего судебного пристава Межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП по Забайкальскому краю Ереминым Д.С. возбуждено исполнительное производство №73567/16/75031-ИП на основании исполнительного листа №002761439 от 07.11.2016, выданного Центральным районным судом г.Читы по делу №2а-8559/2015, с предметом исполнения обязать реализовать мероприятия «Строительство полигона ТКО в г.Петровск-Забайкальске», «Строительство полигона ТКО в г.Хилке», «Обустройство полигона по захоронению золошлаковых и твердых коммунальных отходов на территории муниципального района «Каларский район» в пгт.Новая Чара», «Строительство полигона ТКО в пгт.Забайкальск», «Строительство полигона ТКО в г.Нерчинске» в объемах, предусмотренных на эти мероприятия Государственной программой Забайкальского края «Охрана окружающей среды» на 2014-2015 гг., в отношении должника Министерства природных ресурсов и промышленной политики Забайкальского края (л.д.186).

В тот же день <Дата> заместителем начальника отдела – заместителем старшего судебного пристава Межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП по Забайкальскому краю Ереминым Д.С. возбуждено исполнительное производство №73568/16/75031-ИП на основании исполнительного листа №002761427 от 07.11.2016, выданного Центральным районным судом г.Читы по делу №2а-8559/2015, с предметом исполнения обязать обеспечить исполнение бюджета Забайкальского края в части выделения бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий «Строительство полигона ТКО в г.Петровск-Забайкальске», «Строительство полигона ТКО в г.Хилке», «Обустройство полигона по захоронению золошлаковых и твердых коммунальных отходов на территории муниципального района «Каларский район» в пгт.Новая Чара», «Строительство полигона ТКО в пгт.Забайкальск», «Строительство полигона ТКО в г.Нерчинске» в объемах, предусмотренных на эти мероприятия Государственной программой Забайкальского края «Охрана окружающей среды» на 2014-2015 гг., в отношении должника Правительства Забайкальского края (л.д.216).

Как установлено пунктом 1 статьи 359 КАС РФ, исполнительное производство, возбужденное судебным приставом-исполнителем, может быть прекращено в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 2 октября 2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Пунктом 2 части 1 статьи 43 Федерального закона от 2 октября 2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что исполнительное производство прекращается судом в случае утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий).

Таким образом, по смыслу указанной статьи, прекращение исполнительного производства допускается в случае возникновения на стадии исполнительного производства объективных и неустранимых обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее принудительное исполнение требований исполнительного документа.

Оставляя без удовлетворения заявления должников Министерства природных ресурсов и промышленной политики Забайкальского края и Правительства Забайкальского края, суд исходил из того, что обстоятельства, приводимые должниками, не свидетельствуют о реальной утрате возможности исполнения исполнительного документа.

С таким выводом судебная коллегия согласиться не может.

Правоотношения в области отходов производства и потребления регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

С 1 января 2016 г. вступили в силу изменения в названный закон, внесенные Федеральным законом от 29.12.2014 №458-ФЗ, которыми изменена компетенция органов государственной власти субъектов, а также порядок организации деятельности в области отходов производства и потребления.

Так, в соответствии с пунктами 1, 4, 5, 6 статьи 24.6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» (в редакции Федерального закона от 29.12.2014 №458-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статус регионального оператора присваивается на срок не менее чем десять лет. Содержание и порядок заключения соглашения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональными операторами, условия проведения торгов на осуществление сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации.

Из приведенной нормы закона следует, что полномочия субъектов Российской Федерации по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов реализуются путем заключения соглашения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональными операторами, определяемыми на основании конкурсного отбора. Сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов осуществляются после проведения торгов. Деятельность регионального оператора по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Постановлением Правительства Забайкальского края от 10 ноября 2016 г. №425 утверждена территориальная схема обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, Забайкальского края.

В основу данной схемы положен механизм управления региональной системой управления отходами, основанный на зонировании территории края по принципу отнесения нескольких муниципальных районов или городских округов на административно-производственные округа (далее АПО).

Территория Забайкальского края разделена на 7 АПО, каждый из которых представляет собой территорию, на которой образуются твердые коммунальные отходы, перемещение которых целесообразно и экономически обоснованно осуществлять на один конечный объект размещения твердых коммунальных отходов.

На территории АПО-1, в которую включены городской округ «Город Петровск-Забайкальский», Петровск-Забайкальский муниципальный район, Красночикойский муниципальный район, Хилокский муниципальный район, Улетовский муниципальный район, ГО «ЗАТО «Поселок Горный», планируется строительство полигона ТКО и мусоросортировочного комплекса в Петровск-Забайкальском и Хилокском районах.

На территории АПО-4, в которую включены Шилкинский муниципальный район, Балейский муниципальный район, Нерчинский муниципальный район, Тунгокоченский муниципальный район, Шелопугинский муниципальный район, планируется строительство полигона ТКО совместно с мусоросортировочным комплексом в Шилкинском районе Забайкальского края, 4 мусороперегрузочных станции в с.Шелопугино, г.Балей, г.Нерчинск и п.Вершино-Дарасунский, а также обустройство 7 площадок временного накопления ТКО в селах Акима, Кыкер, Тунгокочен, Зеленое Озеро, Юмурчен, Красный Яр, Усть-Каренга Тунгокоченского района.

На территории АПО-5, в которую включены Борзинский муниципальный район, Забайкальский муниципальный район, Александрово-Заводской муниципальный район, Краснокаменский муниципальный район, Приаргунский муниципальный район, Калганский муниципальный район, Нерчинско-Заводской муниципальный район, планируется расширение полигона ТКО и строительства мусоросортировочного комплекса в г.Краснокаменск, 6 мусороперегрузочных станций в пгт.Забайкальск, п.Александровский Завод, п.Нерчинский Завод, г.Борзя, с.Калга, пгт.Приаргунск.

На территории АПО-7, в которую включен Каларский муниципальный район, планируется строительство мусороперегрузочной станции в п.Новая Чара Каларского района и обустройство 3 площадок временного накопления твердых коммунальных отходов в селах Средний Калар, Куанда, Неляты Каларского района, твердые коммунальные отходы с АПО-7 планируется транспортировать ж/д транспортом до полигона ТКО в г.Белогорске Амурской области.

Таким образом, утвержденной территориальной схемой обращения с отходами Забайкальского края не предусмотрено строительство и обустройство полигонов ТКО в г.Петровск-Забайкальске, в г.Хилке, в пгт.Новая Чара, в пгт.Забайкальск, в г.Нерчинске, что является объективным обстоятельством, делающим невозможным дальнейшее принудительное исполнение требований исполнительного документа.

Вопреки выводу суда, содержащемуся в оспариваемом определении, о том, что внесенные в законодательство изменения не свидетельствуют о невозможности исполнения решения суда, строительство и обустройство полигонов ТКО в местах, не предусмотренных территориальной схемой обращения с отходами Забайкальского края, утвержденной после вступления решения суда в законную силу, будет противоречить установленному законом порядку обращения с отходами, что недопустимо.

При таком положении с выводом суда об отсутствии оснований для прекращения исполнительного производства судебная коллегия согласиться не может.

Руководствуясь ст.316 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

определение Центрального районного суда г.Читы от 31 января 2017 г. отменить. Заявления представителя Правительства Забайкальского края и Министерства природных ресурсов и промышленной политики Забайкальского края Слюсаревой И.А. удовлетворить.

Прекратить исполнительное производство №73567/16/75031-ИП, возбужденное 6 декабря 2016 г. заместителем начальника отдела – заместителем старшего судебного пристава Межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП по Забайкальскому краю Ереминым Д.С. на основании исполнительного листа №002761439 от 07.11.2016, выданного Центральным районным судом г.Читы по делу №2а-8559/2015, с предметом исполнения обязать реализовать мероприятия «Строительство полигона ТКО в г.Петровск-Забайкальске», «Строительство полигона ТКО в г.Хилке», «Обустройство полигона по захоронению золошлаковых и твердых коммунальных отходов на территории муниципального района «Каларский район» в пгт.Новая Чара», «Строительство полигона ТКО в пгт.Забайкальск», «Строительство полигона ТКО в г.Нерчинске» в объемах, предусмотренных на эти мероприятия Государственной программой Забайкальского края «Охрана окружающей среды» на 2014-2015 гг., в отношении должника Министерства природных ресурсов и промышленной политики Забайкальского края.

Прекратить исполнительное производство №73568/16/75031-ИП, возбужденное 6 декабря 2016 г. заместителем начальника отдела – заместителем старшего судебного пристава Межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП по Забайкальскому краю Ереминым Д.С. на основании исполнительного листа №002761427 от 07.11.2016, выданного Центральным районным судом г.Читы по делу №2а-8559/2015, с предметом исполнения обязать обеспечить исполнение бюджета Забайкальского края в части выделения бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий «Строительство полигона ТКО в г.Петровск-Забайкальске», «Строительство полигона ТКО в г.Хилке», «Обустройство полигона по захоронению золошлаковых и твердых коммунальных отходов на территории муниципального района «Каларский район» в пгт.Новая Чара», «Строительство полигона ТКО в пгт.Забайкальск», «Строительство полигона ТКО в г.Нерчинске» в объемах, предусмотренных на эти мероприятия Государственной программой Забайкальского края «Охрана окружающей среды» на 2014-2015 гг., в отношении должника Правительства Забайкальского края.

Председательствующий: Толстобров А.А.

Судьи: Бурак М.Н.

Пичуев В.В.

Копия верна:

Судья Забайкальского краевого суда Толстобров А.А.