ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33А-2132 от 29.01.2019 Приморского краевого суда (Приморский край)

Судья Рогалев Е.В. Дело № 33а-2132

А П Р Е Л Л Я Ц И О Н Н О ЕО П Р Е Д Е Л Е Н И Е

4 марта 2020 года город Владивосток

Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:

Председательствующего Гончарова А.А.

судей Судницыной С.П. и Украинцевой С.Н.

при секретаре Сылко Н.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шоевой Е.С., Ткач Е.В., Лунина В.Г., Чан-сы-чан Л.Г., Долидовой И.В. и ООО «Никольск-3» к администрации Уссурийского городского округа о признании недействующим в части постановление администрации Уссурийского городского округа от 29 декабря 2018 №3014-НПА «Об утверждении Порядка проведения закрытого аукциона и определения победителя на право включения в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Уссурийского городского округа, Порядка и сроков включения претендентов на право включения в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Уссурийского городского округа и об определении уполномоченного органа по отбору претендентов на право включения в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Уссурийского городского округа» по апелляционной жалобе административных истцов на решение Уссурийского районного суда Приморского края от 5 декабря 2019 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Судницыной С.П., выслушав объяснения представителей административных истцов Неделько О.Н. и Шокота О.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Кольцовой М.Ю. о законности решения суда, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Административные истцы обратились в суд с административным иском о признании недействующим постановления администрации Уссурийского городского округа от 29 декабря 2018 №3014-НПА «Об утверждении Порядка проведения закрытого аукциона и определения победителя на право включения в Схем нестационарных торговых объектов на территории Уссурийского городского округа, Порядка и сроков включения претендентов на право включения в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Уссурийского городского округа и об определении уполномоченного органа по отбору претендентов на право включения в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Уссурийского городского округа» ссылаясь на то, что оно противоречит части 6 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 №381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», пункту 2.10 Порядка отбора претендентов на право включения в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований Приморского края, утвержденному Постановлением Администрации Приморского края №171-па от 17 апреля 2018 года, пункту 3.7 Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления Приморского края схем размещения нестационарных торговых объектов, утвержденного приказом Департамента лицензирования и торговли Приморского края от 15 декабря 2015 №114 в части распространения его действия на хозяйствующих субъектов и их нестационарные торговые объекты, включённые в Схему размещения нестационарных торговых объектов до его принятия.

В обоснование своих требований указали, что они являются собственниками нестационарных торговых объектов, включённых в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Уссурийского городского округа на основании Постановления администрации Уссурийского городского округа от 27 марта 2015 года № 852 «Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Уссурийского городского округа».

По истечении срока договоров администрация Уссурийского городского округа отказала административным истцам в заключении договоров на размещение нестационарных торговых объектов на новый срок и выставила требования о демонтаже нестационарных торговых объектов, в связи с вступлением в законную силу постановления Администрации Приморского края от 17 апреля 2018 года № 171-па.

В связи с принятием оспариваемого постановления, которым предусмотрена процедура проведения отбора претендентов и определения победителя на право включения в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Уссурийского городского округа в порядке закрытого аукциона (либо без проведения такового), им рекомендовано подать заявление на включение в Схему на свободное место, в порядке определённом указанным постановлением.

Порядок включения в Схему размещения нестационарных торговых объектов регламентируется приказом Департамента лицензирования и торговли Приморского края от 15 декабря 2015 года № 114 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектов» (далее - Порядок № 114), которым установлено, что размещение нестационарных торговых объектов осуществляется в соответствии со Схемой, утверждаемой органом местного самоуправления, определённым в соответствии с уставом муниципального образования. Отбор претендентов на право включения в Схему осуществляется по результатам закрытого аукциона, либо без проведения аукциона в соответствии с порядком, утверждённым Администрацией Приморского края (п. 1.6 Порядка № 114). Учёт нестационарных торговых объектов и их размещение в соответствии с утвержденной Схемой, в городских округах осуществляют органы местного самоуправления городских округов (пункт 3.8 Порядка № 114). Утверждение Схемы, равно как и внесение в неё изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция и эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной Схемы (п. 3.7 Порядка № 114).

Согласно пункту 2.1 Постановления Администрации Приморского края от 17 апреля 2018 г. № 171-па «Об утверждении порядка отбора претендентов на право включения в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований Приморского края» отбор претендентов проводится после включения в Схему нового места в соответствии с приказом Департамента лицензирования и торговли Приморского края от 15 декабря 2015 года № 114 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектов». НТО и (или) место, закреплённые за хозяйствующим субъектом по результатам рассмотрения уполномоченным органом заявления и (или) включённые в Схему до вступления в силу настоящего Порядка, независимо от основания включения в Схему, сохраняются в месте, определённом Схемой (п. 2.10 Постановления № 171-па).

Таким образом, Постановлением № 171-па установлено, что процедура проведения торгов на право включения в Схему нестационарных торговых объектов осуществляется исключительно после включения в Схему нового объекта. Схема носит бессрочный порядок, формируется, изменяется и дополняется только в строго оговорённых Порядком случаях (п. 4.1 Порядка № 114).

Считают, что отсутствие в постановлении администрации Уссурийского городского округа от 29 декабря 2018 г. № 3014-НПА положений, регулирующих применение данного нормативного акта в отношении хозяйствующих субъектов и нестационарных объектов, включённых в Схему размещения нестационарных торговых объектов до принятия оспариваемого нормативного акта, повлекло за собой принятие правовых актов, которыми нестационарные торговые объекты административных истцов были исключены из Схемы размещения нестационарных торговых объектов.

Полагают, что исключение из Схемы ранее внесённого в неё нестационарного торгового объекта, эксплуатация которого осуществлялась до её утверждения, с предложением хозяйствующему субъекту участвовать в аукционе, свидетельствует о нарушении администрацией запрета принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействия), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами, закреплённого в статье 15 Закона об основах регулирования торговой деятельности.

Считают, что окончание срока действия договора на размещение нестационарного торгового объекта не является основанием для его исключения из Схемы. При этом если хозяйствующий субъект уже включён в Схему, то договор на размещение нестационарного торгового объекта должен быть продлён автоматически. Основания для проведения аукциона с целью отбора претендентов и определения победителя на право включения в Схему отсутствуют.

В судебном заседании представители административных истцов на заявленных требованиях настаивали по изложенным выше основаниям.

Администрация Уссурийского городского округа просила в удовлетворении административного иска отказать, ссылаясь на то, что оспариваемое постановление принято уполномоченным органом в пределах компетенции, в установленном законом порядке; постановление №3014-НПА принято на основании других нормативных правовых актов, в частности постановлением №2896-НПА от 2 ноября 2015 года «Об утверждении Положения о порядке размещения НТО на территории УГО», согласно которому договор на размещение нестационарных торговых объектов продлению и пролонгации не подлежит, в связи с чем, для осуществления деятельности в данном месте хозяйствующему субъекту необходимо заключить договор на новый срок; право на размещение нестационарных торговых объектов и осуществление деятельности в соответствии с постановлением №2896-НПА прекращается со сроком действия договора, данное постановление не оспорено и действует, следовательно, хозяйствующий субъект осуществляющий торговую деятельность в месте размещения нестационарного торгового объекта ранее, должен получить право на включение в Схему принимая участие в аукционе; не применение в части постановления 3014-НПА к истцам не восстановит их права, т.к. право на осуществление деятельности и законность размещения в схеме прекращается другим постановлением № 2896-НПА, более того на законодательном уровне нет императивной нормы на продление в обязательном порядке договора на размещение нестационарных торговых объектов в Схеме нестационарных торговых объектов, а, следовательно, в любом случае, истцам необходимо будет получить право на включение в Схему нестационарных торговых объектов по результату аукциона.

Судом вынесено указанное выше решение, с которым не согласились административные истцы, в апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда, как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон № 381-ФЗ) размещение НТО на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со Схемой.

Частью 3 статьи 10 Закона № 381-ФЗ установлено, что Схема разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится создание условий для обеспечения жителей муниципального, городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

Подпункт 15 пункта 1 статьи 5 Устава Уссурийского городского округа города, принятого решением Думы Уссурийского городского округа от 26 апреля 2005 года, к вопросам местного значения городского округа относит те же полномочия.

В соответствии с пунктом 13.2 статьи 31 Устава Уссурийского городского округа к компетенции администрации городского округа относится, в том числе разработка и утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов.

Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления Приморского края схем размещения нестационарных торговых объектов утвержден приказом Департамента лицензирования и торговли Приморского края от 15 декабря 2015 года № 114.

В соответствии с пунктом 1.5. данного Порядка размещение нестационарных торговых объектов осуществляется в соответствии со Схемой, утверждаемой органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования.

Отбор претендентов на право включения в Схему осуществляется по результатам закрытого аукциона (далее - аукцион), либо без проведения аукциона в соответствии с порядком, утвержденным Администрацией Приморского края (пункт 1.6 Порядка).

Порядок отбора претендентов на право включения в схему размещения НТО на территории муниципальных образований Приморского края утвержден постановлением Администрации Приморского края от 17 апреля 2018 года № 171-па.

Согласно пункту 1.2 Порядка от 17 апреля 2018 года № 171-па, на территории муниципальных образований Приморского края отбор претендентов на право включения в схему размещения нестационарных торговых объектов (далее - Схема) осуществляется по результатам закрытого аукциона (далее - аукцион) либо без проведения аукциона в случаях, установленных настоящим Порядком.

Порядок проведения аукциона, определения победителя, а также порядок и сроки включения претендентов на право включения в Схему нестационарного торгового объекта утверждаются муниципальными правовыми актами (пункт 1.3 Порядка).

Как следует из пунктов 2.1, 2.3 и 2.7 указанного Порядка отбор претендентов на право включения в Схему размещения НТО производится уполномоченным органом посредством закрытого аукциона только при наличии в Схеме свободных мест для размещения нестационарных торговых объектов.

Во исполнение пунктов 1.3 и 1.4 постановления Администрации Приморского края от 17 апреля 2018 года № 171-па, постановлением администрации Уссурийского городского округа от 29 декабря 2018 года № 3014-НПА утверждены Порядок проведения закрытого аукциона и определения победителя на право включения в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Уссурийского городского округа и Порядок и сроки включения претендентов на право включения в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Уссурийского городского округа и об определении уполномоченного органа по отбору претендентов на право включения в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Уссурийского городского округа.

Порядок проведения закрытого аукциона и определения победителя на право включения в Схему размещения нестационарных торговых объектов (далее - НТО) на территории Уссурийского городского округа (далее - Порядок) определяет последовательность мероприятий при проведении закрытого аукциона (далее - аукцион), а также определения победителя аукциона, которому по итогам проведения аукциона будет предоставлено право включения в Схему размещения НТО на территории Уссурийского городского округа (далее - Схема).

Порядок и сроки включения претендентов на право включения в Схему нестационарного торгового объекта на территории Уссурийского городского округа (далее - Претендент) определяет порядок и сроки включения Претендентов в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Уссурийского городского округа (далее - Схема), разработанную и утвержденную в соответствии с приказом департамента лицензирования и торговли Приморского края от 15 декабря 2015 года № 114 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов».

Из положений пункта 15 Порядка проведения закрытого аукциона и определения победителя на право включения в Схему размещения НТО следует, что аукцион проводится в отношении свободных в Схеме размещения НТО мест.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что между административными истцами и администрацией Уссурийского городского округа ежегодно заключались договоры на размещение нестационарных торговых объектов, которые были включены в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Уссурийского городского округа, утвержденную постановлением администрации Уссурийского городского округа от 27 марта 2015 года № 852.

По истечении очередного годичного срока договоров административным истцам администраций Уссурийского городского округа отказано в заключении договоров на новый срок и выставлены требования о демонтаже НТО.

Постановлениями администрации Уссурийского городского округа № 881 от 22 апреля 2019 года и № 1415 от 21 июня 2019 года были внесены изменения в постановление администрации Уссурийского городского округа №852 от 27 марта 2015 года «Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Уссурийского городского округа», которыми нестационарные торговые объекты, принадлежащие административным истцам, исключены из Схемы.

Административным истцам рекомендовано подать заявления на включение нестационарных торговых объектов в Схему на свободное место в порядке определенном постановлением администрации Уссурийского городского округа от 29 декабря 2018 года № 3014-НПА.

Ссылаясь на наличие преимущественного права на заключение договоров на размещение нестационарных объектов торговли на новый срок, а также на то, что истечение сроков договоров на размещение нестационарных торговых объектов, заключенных между администрацией Уссурийского городского округа и административными истцами, на которых расположены нестационарные торговые объекты, само по себе не могло служить основанием для произвольного исключения данных объектов из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Уссурийского городского города, утвержденной постановлением №852 от 27 марта 2015 года, административные истцы фактически оспаривают решение администрации Уссурийского городского округа об отказе в предоставлении им нестационарных торговых объектов без проведения конкурентных процедур.

При этом указывают на то, что отсутствие в постановлении администрации Уссурийского городского округа от 29 декабря 2018 года № 3014-НПА положений, регулирующих применение данного нормативного акта в отношении хозяйствующих субъектов и нестационарных объектов, включенных в Схему размещения НТО до его принятия, повлекло за собой принятие администрацией Уссурийского городского округа правовых актов, которыми нестационарные торговые объекты, ранее принадлежавшие административным истцам были исключены из Схемы размещения НТО.

Между тем, порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории Уссурийского городского округа и заключения договоров на размещение НТО определен в ином нормативном правовом акте, а именно в Положении о порядке размещения НТО на территории Уссурийского городского округа, утвержденном администрацией Уссурийского городского округа от 2 ноября 2015 года № 2896-НПА, в соответствии с пунктом 10 которого внесение изменений в Схему осуществляется в соответствии с Приказом Департамента лицензирования и торговли Приморского края от 15 декабря 2015 года № 114, в том числе по инициативе субъектов торговли.

Издание Постановления о внесении изменений является основанием для проведения Уполномоченным органом процедуры отбора претендентов на право включения в Схему, в соответствии с Порядком отбора претендентов на право включения в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований Приморского края, утвержденным постановлением Администрации Приморского края от 17 апреля 2018 года № 171-па (пункт 13).

Отбор претендентов на право включения в Схему осуществляется по результатам закрытого аукциона либо без проведения аукциона согласно постановлению администрации Уссурийского городского округа от 29 декабря 2018 года № 3014-НПА «Об утверждении Порядка проведения закрытого аукциона и определения победителя на право включения в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Уссурийского городского округа, Порядка и сроков включения претендентов на право включения в Схему нестационарного торгового объекта» (пункт 14).

В соответствии с пунктом 16 Положения, договор на размещение НТО (за исключением НТО, предназначенных для сезонной продажи) заключается на срок 5 (пять) лет. Договор продлению и пролонгации не подлежит. По окончании срока действия Договора, место под размещение НТО, включенное в Схему, подлежит пересмотру на предмет соответствия требованиям, определенным в пункте 7 Положения.

Таким образом, принятый во исполнение постановления Администрации Приморского края от 17 апреля 2018 года № 171-па оспариваемый нормативный правовой акт определяет лишь процедуру проведения закрытого аукциона на право включения в Схему размещения НТО на свободные места и вопреки утверждению административных истцов не содержит неопределенности сфере регулирования.

Учитывая, что федеральное законодательство не регламентирует основания и форму юридического оформления прав субъектов, осуществляющих деятельность в нестационарных торговых объектах, равно и не устанавливает запрет на возможность определения такого порядка и не исключает оформления прав, в том числе посредством заключения договора по итогам проведения аукциона, предусмотренная положениями оспариваемого нормативный правовой акта процедура определения победителя аукциона и возможность включения победителя аукциона в Схему НТО не может быть признана несоответствующей нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Положения о проведении отбора претендентов на право включения в Схему посредством аукциона, либо без проведения аукциона содержаться в пунктах 1.3, 2.3 и 2.6 Порядка отбора претендентов на право включения в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований Приморского края, утвержденного постановления Администрации Приморского края от 17 апреля 2018 года № 171-па.

Таким образом, возможность заключения договора на право размещения нестационарного объекта после прохождения конкурентных процедур определена не постановлением администрации Уссурийского городского округа от 29 декабря 2018 года № 3014-НПА, а иными нормативно правовыми актами, в частности постановлением Администрации Приморского края от 17 апреля 2018 года № 171-па.

При этом сфера регулирования указанного правового акта, исходя из положений пункта 2.10 названного Порядка, не распространяется на нестационарные торговые объекты и (или) место, закрепленные за хозяйствующим субъектом по результатам рассмотрения уполномоченным органом заявления и (или) включенные в Схему до вступления в силу настоящего Порядка, поскольку такие объекты независимо от основания включения в Схему, сохраняются в месте, определенном Схемой.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно установил, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий администрации Уссурийского городского округа с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.

Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что постановление № 3014-НПА не нарушает права, свободы и законные интересы административных истцов. Принадлежащие административным истцам нестационарные торговые объекты исключены из Схемы размещения НТО на основании постановлений администрации Уссурийского городского округа № 881 от 22 апреля 2019 года и №1415 от 21 июня 2019 года, административным истцам предложены общие условия для участия в аукционе для включения их НТО в Схему, поскольку срок действия ранее заключенных договоров истек.

Как следует из пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, требования об оспаривании нормативного правового акта полностью или в части подлежат удовлетворению только в том случае, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Исходя из установленных по делу обстоятельств, учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав, свобод и законных интересов заявителей, судебная коллегия приходит к выводу о правомерности принятого судебного решения об отказе в удовлетворении заявленных требований в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В целом приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводов суда первой инстанции, направлены на их переоценку, вследствие ошибочного и произвольного толкования норм права, а также выражают несогласие с выводами суда по фактическим обстоятельствам дела.

Поскольку судом не допущены ошибки в применении норм материального и процессуального права, которые бы повлияли на исход рассмотрения дела, выводы, изложенные в судебном решении, соответствуют обстоятельствам административного дела, в связи с чем, оснований для отмены решения Уссурийского районного суда Приморского края рот 5 декабря 2019 года по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

решение Уссурийского районного суда Приморского края от 5 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административных истцов ИП Шоевой Е.С., Ткач Е.В., Луниной В.Г., Чан-сы-чан Л.Г., Долидовой И.В., ООО «Никольск-3» - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи