Судья Кумыкова Ж.Б. Дело № 33а-2181/2022
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
09 сентября 2022 года г. Нальчик
Судья Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики Хахо К.И., рассмотрев в апелляционном порядке частную жалобу Управления Федеральной налоговой службы России по Кабардино-Балкарской Республике на определение судьи Чегемского районного суда КБР от 01 августа 2022 года о возврате частной жалобы,
у с т а н о в и л:
09 декабря 2021 года Управление Федеральной налоговой службы России по Кабардино-Балкарской Республике обратилось в Чегемский районный суд Кабардино-Балкарской Республики с административным исковым заявлением к Темукуеву М.М.о взыскании недоимки и пени по налогам на общую сумму 3684 рубля 23 копейки.
Решением Чегемского районного суда КБР от 18 января 2022 года административный иск Управления Федеральной налоговой службы России по Кабардино-Балкарской Республике оставлен без удовлетворения.
Не согласившись с названным решением суда, Управление Федеральной налоговой службы России по Кабардино-Балкарской Республике 26 июня 2022 года подало на него апелляционную жалобу, в которой просило восстановить пропущенный процессуальный срок на ее подачу.
Определением Чегемского районного суда КБР от 01 июля 2022 года административному истцу было отказано в восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу апелляционной жалобы.
Не согласившись с названным определением Управление Федеральной налоговой службы России по Кабардино-Балкарской Республике 26 июля 2022 года подало на него частную жалобу.
Определением судьи Чегемского районного суда КБР от 01 августа 2022 года частная жалоба на определение Чегемского районного суда КБР от 01 июля 2022 года была возвращена административному истцу в связи с пропуском процессуального срока обжалования, при том, что ходатайство о восстановлении срока заявлено не было.
Не согласившись с указанным определением от 01 августа 2022 года, Управление Федеральной налоговой службы России по Кабардино-Балкарской Республике 11 августа 2022 года подало на него частную жалобу, в которой просит отменить судебный акт и направить административное дело в суд первой инстанции для выполнения требований, предусмотренных ст. 302 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В обоснование жалобы указано, что суд первой инстанции неверно исчислил срок подачи частной жалобы на определение суда от 01 июля 2022 года, поскольку 02 июля 2022 года был выходным днем. Кроме того, 11 июля 2022 года Указом Главы КБР от 06.07.2022 года № 68-УГ был объявлен нерабочим праздничным днем по случаю праздника Курбан-байрам, и этот день подлежал исключению из общего процессуального срока на обжалование. Ввиду того, что в сопроводительном письме о направлении копии обжалуемого определения, была указана дата 05 июля 2022 года, Управление Федеральной налоговой службы России по Кабардино-Балкарской Республике посчитало, что процессуальный срок на обжалование начал течь с 05 июля 2022 года.
В соответствии с положениями статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации частная жалоба подлежит рассмотрению единолично судьей суда апелляционной инстанции без проведения судебного заседания и извещения участников дела.
Изучив материалы административного дела, доводы частой жалобы, проверив законность и обоснованность обжалованного определения, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации (часть 2 статьи 13 ГПК РФ, часть 1 статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Принимая по делу обжалуемое определение от 01 августа 2022 года о возврате частной жалобы, судья Чегемского районного суда КБР исходил из того, что частная жалоба на определение суда от 01 июля 2022 года подана Управлением Федеральной налоговой службы России по Кабардино-Балкарской Республике 26 июля 2022 года, то есть по истечении установленного срока на обжалование, при том, что ходатайство о восстановлении названного срока заявлено не было.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами судьи по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 314 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частная жалоба, представление прокурора могут быть поданы в течение пятнадцати дней со дня вынесения определения судом первой инстанции, если иные сроки не установлены настоящей статьей.
Согласно ст. 92 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, процессуальные действия совершаются в процессуальные сроки, установленные настоящим Кодексом. В сроки, исчисляемые днями, включаются только рабочие дни, за исключением сроков совершения судом, лицами, участвующими в деле, и другими участниками судебного процесса процессуальных действий по административным делам, предусмотренным частью 2 статьи 213, главами 24, 28, 30, 31, 31.1 настоящего Кодекса.
Течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало (ч. 3 ст. 92 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таким образом, срок обжалования определения суда от 01 июля 2022 года, которым Управлению Федеральной налоговой службы России по Кабардино-Балкарской Республике было отказано в восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу апелляционной жалобы, начал течь 04 июля 2022 года, истек 22 июля 2022 года.
Частная жалоба на определение суда от 01 июля 2022 года была подана Управлением Федеральной налоговой службы России по Кабардино-Балкарской Республике 26 июля 2022 года, то есть по истечении процессуального срока на обжалование, и в ней отсутствовала просьба о восстановлении этого срока.
Довод частной жалобы о том, что в сопроводительном письме о направлении копии обжалуемого определения была указана дата 05 июля 2022 года и Управление Федеральной налоговой службы России по Кабардино-Балкарской Республике посчитало, что процессуальный срок на обжалование начал течь именно с этой даты, суд апелляционной инстанции считает необоснованным, поскольку в силу указанных положений ст. ст. 92 и 314 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, срок на подачу частной жалобы начинает течь с первого рабочего дня, следующего за датой вынесения определения.
Также суд апелляционной инстанции считает необоснованным довод частной жалобы о том, что 11 июля 2022 года, объявленный Указом Главы КБР от 06.07.2022 года № 68-УГ нерабочим праздничным днем по случаю праздника Курбан-байрам, подлежит исключению из общего процессуального срока на обжалование по следующим основаниям.
Конституцией Российской Федерации определены предметы ведения Российской Федерации (статья 71), предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72), а также полномочия субъектов Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения (статья 73).
В соответствии с частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
По смыслу части 3 статьи 11, частей 2 и 5 статьи 76, статей 72 и 94 Конституции Российской Федерации федеральный законодатель, осуществляя правовое регулирование по вопросам, относящимся к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, вправе определять компетенцию органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере совместного ведения, равно как и устанавливать принципы разграничения предметов ведения и полномочий (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 09.01.1998 года № 1-П).
Полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений определены Законом № 125-ФЗ.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона № 125-ФЗ по просьбам религиозных организаций органы государственной власти субъектов вправе устанавливать религиозные праздники как нерабочие (праздничные) дни на соответствующих территориях.
В постановлении Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2011 года № 20-ПВ11 указано, что анализ положений норм Конституции Российской Федерации и пункта 7 статьи 4 Закона № 125-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что у соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации не исключается право на соответствующей территории объявить нерабочие (праздничные) дни по поводу религиозных праздников Курбан-байрам и Ураза-байрам.
Анализ приведенных правовых норм указывает на наличие у субъектов Российской Федерации права, с учетом исторических, национальных и иных традиций, устанавливать нерабочие праздничные дни на своих территориях.
Между тем перенос процессуальных сроков возможен в связи с выходными и нерабочими праздничными днями, которые установлены федеральным, а не региональным законодательством, в частности выходные и нерабочие праздничные дни определены статьями 111 и 112 Трудового кодекса Российской Федерации.
Действующая редакция статьи 112 Трудового кодекса Российской Федерации не предусматривает возможности установления органами государственной власти субъектов Российской Федерации на своей территории выходных праздничных дней.
Из пунктов «б» и «к» статьи 72 Конституции Российской Федерации следует, что сфера защиты прав и свобод человека и гражданина, трудовое законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй статьи 76 Конституции Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
При этом статья 5 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать названному Кодексу, в случае противоречий между данным Кодексом и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется указанный Кодекс.
Наличие у соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации права объявлять религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях (пункт 7 статьи 4 Закона № 125-ФЗ), и установление Указом Главы КБР 06.07.2022 года № 68-УГ «Об объявлении 11 июля 2022 г. нерабочим праздничным днем», не может признаваться выходным праздничным днем, установленным Трудовым кодексом Российской Федерации.
Установленные в субъекте Российской Федерации дополнительные праздничные дни, которые не установлены в качестве праздничных дней федеральным законодательством, не могут быть учтены при исчислении процессуальных сроков, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
При этом, если даже исключить 11 июля 2022 года из общего процессуального срока на обжалование, то последний день обжалования определения суда от 01 июля 2022 года приходился бы на 25 июля 2022 года, в то время как жалоба подана 26 июля 2022 года.
Доводы жалобы о том, что определение суда от 01 июля 2022 года получено Управлением Федеральной налоговой службы России по Кабардино-Балкарской Республике только 19 июля 2022 года правового значения для рассмотрения частной жалобы на определение суда от 01 августа 2022 года не имеют, поскольку в частной жалобе на определение суда от 01 июля 2022 года не содержалась просьба о восстановлении пропущенного процессуального срока.
Этот довод может быть предметом рассмотрения в случая заявления административным истцом ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу частной жалобы на определение суда от 01 июля 2022 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
о п р е д е л и л:
определение судьи Чегемского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 01 августа 2022 года оставить без изменения, а частную жалобу Управления Федеральной налоговой службы России по Кабардино-Балкарской Республике – без удовлетворения.
Судья К.И. Хахо