Дело № 33а-2357/2016
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург 19 мая 2016 года
Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Андреевой Т.Б.
судей Астапенко С.А. и Морозковой Е.Е.
при секретаре Т.В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе М.Н.Ю. на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 06 августа 2016 года, которым М.Н.Ю. отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным решения ЛОГКУ «Ленобллес» об отказе в подготовке проектной документации и заключения на земельный участок, обязании подготовить проектную документацию.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Морозковой Е.Е., а также представителя административного истца-О.Р.М., представителя ЛОГКУ «Леноблес» Ч.Д.Н., судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
установила:
М.Н.Ю. обратилась во Всеволожский городской суд Ленинградской области с заявлением, в котором просила признать решение Ленинградского областного государственного казенного учреждения «Управление лесами Ленинградской области» (ЛОГКУ «Ленобллес») об отказе в подготовке проектной документации и заключения на земельный участок площадью около 200 кв.м. неправомерным и обязать административного ответчика подготовить проектную документацию и заключение.
В обоснование требований указано, что М.Н.Ю. на основании договора дарения земельного участка и садового дома является собственником земельного участка площадью около 554 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> Испрашиваемый земельный участок прилегает к ее участку, относится к землям лесного фонда, в связи с чем она обратилась с заявлением о подготовке проектной документации для заключения договора безвозмездного пользования сроком на 5 лет.
В судебном заседании представитель М.Н.Ю. –О.Р.М. требования поддержал.
Представитель ЛОГКУ «Ленобллес» В.Д.В. просил отказать в удовлетворении заявления, представив письменные возражения, в которых отражено, что ЛОГКУ «Ленобллес» не может подготовить проектную документацию на 200 кв.м., так как это противоречит Лесоустроительной инструкции и ЛК РФ.
Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 06 августа 2016 года в удовлетворении административного искового заявления М.Н.Ю. о признании незаконным решения ЛОГКУ «Ленобллес» об отказе в подготовке проектной документации и заключения на земельный участок, обязании подготовить проектную документацию, отказано.
В апелляционной жалобе М.Н.Ю. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение. Указывает, что судом не в полном объеме исследованы доказательства относительно предоставления земельного участка на право безвозмездного пользования лесным участком. Полагает ошибочным вывод суда о том, что лесотаксационный выдел нельзя разделить по участкам для ведения сельского хозяйства. В соответствие с Лесоустроительной инструкцией не имеется запретительных мер для подготовки проектной документации и заключения на земельный участок площадью 200 кв.м. В жалобе отмечено, что лесотаксационный выдел представляет собой первичную сельскохозяйственную учетную единицу при осуществлении таксации лесов. Отмечает, что судом нарушены требования ст.ст.9, 38, п.4 ст.71 Лесного кодекса РФ в части права на использование лесных участков для ведения сельскохозяйственной деятельности, поскольку административный истец использует испрашиваемый участок для ведения сельского хозяйства.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца О.Р.М. требования поддержал.
Представитель ЛОГКУ «Ленобллес» Ч.Д.Н. решение суда считает правильным, в удовлетворении апелляционной жалобы просит отказать, представив письменные возражения.
Рассмотрев административное дело в полном объеме, заслушав явившихся лиц, проверив законность и обоснованность решения, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ст.9 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений- редакция от 21.07.2014 с изменениями, вступившими в силу с 01.03.2015) право постоянного(бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками(сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Статьей 38 Лесного кодекса Российской Федерации предписано, что леса могут использоваться для ведения сельского хозяйства (сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, пчеловодства, северного оленеводства, выращивания сельскохозяйственных культур и иной сельскохозяйственной деятельности)(ч.1). Для использования лесов гражданами в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности (в том числе пчеловодства) для собственных нужд лесные участки предоставляются в безвозмездное пользование или устанавливается сервитут в случаях, определенных Земельным кодексом Российской Федерации и Гражданским кодексом Российской Федерации(ч.3.1).
В ч.4 ст.71 Лесного кодекса Российской Федерации указано, что предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности в безвозмездное пользование гражданам осуществляется в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Из положений пункта 2 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что Российская Федерации передала полномочия по предоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков в безвозмездное пользование органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу ст.69 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, частям лесотаксационных выделов, их границам и площади. Целевое назначение и вид разрешенного использования лесного участка указываются в проектной документации в соответствии со статьями 87 и 91 настоящего Кодекса. Проектирование лесных участков осуществляется в границах соответственно лесничеств и лесопарков.
Проектирование лесных участков входит в содержание лесоустройства (п.3 ч.1 ст.68 Лесного кодекса российской Федерации в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений).
В соответствии с ч.2 ст.67 Лесного кодекса Российской Федерации правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 12.12.2011 №516 утверждена Лесоустроительная инструкция.
В пункте 90 Лесоустроительной инструкции определено, что лесотаксационный выдел представляет собой ограниченный лесной участок, относительно однородный по почвенно-грунтовым условиям, по качественным и количественным показателям произрастающей на нем растительности, изменчивость которых не превышает нормативных допусков и обусловливает проведение на всей его площади одних и тех же мероприятий по использованию, охране, защите, воспроизводству лесов.
Пунктом 63 Лесоустроительной инструкции предусмотрено, что в зависимости от таксационного разряда лесов устанавливаются минимальные площади лесотаксационных выделов.
В приложении 6 к Лесоустроительной инструкции содержится таблица «Организационно-технические показатели таксационных разрядов лесов», в которые приведены минимальные площади лесотаксационного выдела в зависимости от таксационного разряда лесов. Из указанной таблицы следует, что минимальная площадь лесотаксационного выдела (относящегося к лесу любого таксационного разряда) не может быть менее 0,5 га.
Пунктом 46 Лесоустроительной инструкции установлено, что проектирование лесных участков для ведения сельского хозяйства осуществляется, прежде всего, за счет площадей, пригодных для ведения сельского хозяйства (пашни, пастбища, сенокосы).
Минимальной территориальной единицей проектирования лесных участков для ведения сельского хозяйства является лесотаксационный выдел.
Согласно п.1.1 Положения о комитете по природным ресурсам Ленинградской области, утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 31.07.2014 №314, комитет по природным ресурсам Ленинградской области является отраслевым органом исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющим в пределах своей компетенции государственное управление и реализацию полномочий и функций Ленинградской области в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, лесных отношений, отношений недропользования по участкам недр, распоряжение которыми относится к компетенции Ленинградской области, водных отношений, отношений в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения, охраны атмосферного воздуха, а также обеспечения радиационной безопасности, экологической экспертизы, безопасности гидротехнических сооружений, использования атомной энергии.
В соответствии с приказом комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области от 07.04.2008 №38 «О подготовке проектной документации лесного участка для решения вопроса о предоставлении участков лесного фонда в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, в безвозмездное срочное пользование в соответствии с Лесным кодексом РФ на территории Ленинградской области»(в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) ЛОГКУ «Ленобллес» переданы полномочия по оформлению материалов о местоположении, границах, площади и иных количественных и качественных характеристиках лесных участков в графической и текстовой форме для предоставления участков лесного фонда в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, в безвозмездное пользование в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации путем составления проектной документации(п.1.1).
В пункте 1.2 приказа комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области от 07.04.2008 №38 оговорено, что для составления проектной документации лесного участка надлежит применять лесоустроительные материалы в части, не противоречащей Лесному кодексу Российской Федерации.
Из свидетельства о государственной регистрации права от 24.10.2011 № следует, что М.Н.Ю. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения садоводства, общая площадь 554 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>
19.03.2015 М.Н.Ю. обратилась с заявлением к ЛОГКУ «Ленобллес» по вопросу о подготовке проектной документации и заключения, для заключения договора безвозмездного пользования сроком на 5 лет прилегающего земельного участка, площадью 200 кв.м.
В письменном ответе от 28.04.2015 представителю М.Н.Ю.-О.Р.М. сообщено, что в ходе проведения работ Кировским лесничеством выявлено, что испрашиваемый участок расположен на землях лесного фонда Кировского лесничества, Пелловского участкового лесничества, квартал 6, часть выдела 29. Согласно пункта 46 Лесоустроительной инструции, утвержденной приказом Рослесхоза от 12.12.2011 №516, минимальной единицей проектирования лесных участков для ведения сельского хозяйства является лесотаксационный выдел. С учетом изложенного подготовка проектной документации испрашиваемого лесного участка признана невозможной.
Установив изложенные обстоятельства, суд пришел к выводу о правомерности решения ЛОГКУ «Ленобллес» об отказе в выдаче проектной документации, заключения.
Данный вывод суда соответствует установленным по делу обстоятельствам, основан на представленных доказательствах и полностью согласуется с требованиями ст.ст.9, 67, 68, 69, 71, 83 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений), п.п.46, 63, 90 Лесоустроительной инструкции и приложению №6 к Лесоустроительной инструкции. Оспариваемое решение принято ЛОГКУ «Ленобллес» в соответствии с полномочиями, предоставленными приказом комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области от 07.04.2008 №38, являющегося уполномоченным органом государственной власти Ленинградской области в сфере лесных правоотношении на основании п.1.1 Положения, утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 31.07.2014 №314.
Утверждение административного истца о допустимости подготовки проектной документации и заключения на земельный участок площадью 200 кв.м.(то есть в размере заведомо менее допустимого минимального размера лесотаксационного выдела) при условии истребования земельного участка для ведения сельскохозяйственной деятельности не согласуется с вышеприведенными требованиями лесного законодательства Российской Федерации и является неправильным по существу.
Решение суда является законным. При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных законом в качестве оснований для отмены судебного акта в апелляционном порядке. Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального права и не могут повлечь отмену или изменение судебного постановления.
Руководствуясь ст.ст.309-311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 06 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу М.Н.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
(Судья Орлов Г.Б.)