ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33А-3920/19 от 22.07.2019 Тюменского областного суда (Тюменская область)

Дело № 33а-3920/2019

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Тюмень

Судебная коллегия по административным делам Тюменского областного суда в составе:

председательствующего

ФИО1,

судей

ФИО2, ФИО3

рассмотрела в порядке упрощенного (письменного) производства частную жалобу ФИО4 на определение судьи Тобольского городского суда Тюменской области от 03 июня 2019 года, которым постановлено:

«Возвратить административное исковое заявление ФИО4 к Конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность Главы г. Тобольска, Тобольской городской думе, Губернатору Тюменской области о признании итогов голосования недействительными, признании конкурса об избрании на должность Главы города Тобольска ФИО5 несостоявшимися, со всеми приложенными документами.».

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда ФИО1, исследовав письменные доказательства, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ФИО4 обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании недействительными итогов голосования депутатами Тобольской городской Думы, отраженные в решении конкурсной комиссии №2 от 28 мая 2019 года и в решении Тобольской городской Думы № 59 от 28 мая 2019 года по отбору кандидатур на должность Главы города Тобольска, об избрании Главы города Тобольска ФИО5; о признании конкурса об избрании на должность Главы города Тобольска ФИО5 несостоявшимися; об освобождении от занимаемой должности Главы города Тобольска ФИО5 с передачей полномочий первому заместителю Главы города Тобольска; о возложении обязанности на избирательную комиссию города Тобольска в соответствии с подпунктом 12 пункта 7 статьи 64 Устава города Тобольска зарегистрировать кандидатов на должность Главы муниципального образования и их доверенных лиц, выдать им удостоверения установленного образца по результатам конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность Главы города Тобольска от 28 мая 2019 года; о возложении обязанности на Тобольскую городскую Думу в соответствии с Конституций Российской Федерации принять решение о назначении прямых выборов Главы города Тобольска на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в порядке и сроки, определяемые Избирательным кодексом Тюменской области, Законом Тюменской области, из числа кандидатов на должность Главы города Тобольска, утвержденных конкурсной комиссией по отбору кандидатур на должность Главы города Тобольска от 28 мая 2019 года, в соответствии с Федеральным Законом от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Тюменской области от 29 декабря 2005 года №444 «О местном самоуправлении в Тюменской области».

Судьей постановлено указанное определение, не соглашаясь с которым ФИО4 в частной жалобе просит определение отменить в связи с нарушением норм процессуального права. Полагает ошибочным вывод суда о том, что административное исковое заявление не подсудно Тобольскому городскому суду. Считает, что решение конкурсной комиссии №2 от 28 мая 2019 года и решение Тобольской городской думы №59 от 28 мая 2019 года являются иными (ненормативными) актами общего характера. Указывает, что акты общего характера не являются нормативными, создают серию правоотношений, в их исполнении участвуют многие субъекты, но они исчерпываются однократным исполнением. Ссылаясь на ст.48 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», нормы Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года №36 «О некоторых вопросах применения Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», считает, что у судьи городского суда отсутствовали основания для возвращения административного заявления.

В соответствии с требованиями ч.2 ст.315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ) частная жалоба рассматривается в порядке упрощенного (письменного) производства без ведения аудиопротоколирования, протокола и без извещения административного истца и его представителя.

Проверив представленные материалы в соответствии с требованиями статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ), обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу пункта 2 части 1 статьи 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, если дело неподсудно данному суду.

Возвращая административное исковое заявление на основании п.2 ч.1 ст.129 КАС РФ, судья исходил из того, что административное исковое заявление ФИО4 подлежит возвращению, поскольку не подсудно Тобольского городскому суду Тюменской области. При этом судьёй городского суда указано на то, что оспариваемые ФИО4 решение конкурсной комиссии № 2 от 28 мая 2019 года и решение Тобольской городской Думы № 59 от 28 мая 2019 года являются нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Однако с таким выводом судебная коллегия согласиться не может ввиду следующего.

Подсудность административных дел районному (городскому суду) согласно ст.19 КАС РФ определяется путем исключения дел, подсудных иным судам и указанных в ст.ст.17.1, 18, 20 и 21 названного Кодекса.

Пунктом 2 ст.20 КАС РФ к подсудности верховного суда республики, краевого, областного суда отнесено рассмотрение административных дел об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований.

Как следует из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в п.2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Между тем, оспариваемые ФИО4 решение Конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность Главы г.Тобольска № 2 от 28 мая 2019 года, решение Тобольской городской Думы № 59 от 28 мая 2019 года «Об избрании на должность Главы города Тобольска» признаками нормативного правового акта не обладают, поскольку рассчитаны на однократное применение.

Кроме того, ФИО4 заявлены и иные требования, рассмотрение которых в силу ст.19 КАС РФ относится к подсудности Тобольского городского суда Тюменской области.

Принимая во внимание, что определение судьи городского суда о возвращении административного искового заявления ФИО4 принято с нарушением норм процессуального права, оно не может быть признано законным и обоснованным, в связи с чем подлежит отмене с разрешением вопроса по существу.

Руководствуясь статьей 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Определение судьи Тобольского городского суда Тюменской области от 03 июня 2019 года отменить, разрешить вопрос по существу: административное исковое заявление ФИО4 к Конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность Главы города Тобольска, Тобольской городской Думе, Губернатору Тюменской области направить в суд первой инстанции для решения вопроса о принятии административного искового заявления к производству суда первой инстанции на стадию принятия.

Председательствующий

Судьи коллегии