ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33А-430/2022 от 21.03.2022 Костромского областного суда (Костромская область)

Судья Гурьянова О.В. Дело №33а-430/2022

А П Е Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

«21» марта 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Костромского областного суда в составе

председательствующего Зиновьевой О.Н.,

судей Пелевиной Н.В., Колесова Р.Н.,

при секретаре Филатовой О.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (УИД 44RS0028-01-2021-001261-20, дело №2а-916/2021) по апелляционной жалобе представителя Калошина Андрея Викторовича по доверенности Ногтевой Юлии Александровны на решение Костромского районного суда Костромской области от 30 ноября 2021 года, которым в удовлетворении административного искового заявления Калошина Андрея Викторовича к администрации Костромского муниципального района Костромской области о признании незаконным отказа в заключении соглашения о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, его отмене, устранении допущенного нарушения путем возложения обязанности повторно рассмотреть заявление о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка отказано.

Заслушав доклад судьи Зиновьевой О.Н., выслушав объяснения Калошина А.В. и его представителя Ногтевой Ю.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения относительно апелляционной жалобы Большакова С.А. и его представителя Бечина Р.С., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Калошин А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Костромского муниципального района Костромской области (далее также – Администрация) о признании незаконным отказа в заключении соглашения о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка с кадастровым номером площадью 129 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, отмене уведомления об отказе в предоставлении муниципальной услуги от 23 апреля 2021 года №3535-з, возложении обязанности заключить соглашение о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена и земельного участка с кадастровым номером согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 600 кв.м. с координатами поворотных точек: .

Требования мотивировал тем, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок по адресу: <адрес>, с кадастровым номером площадью 129 кв.м.

24 марта 2021 года он обратился в Администрацию с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земель в отношении земель, находящихся в муниципальной собственности, и принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с приложением схемы расположения земельного участка в кадастровом квартале территории. Согласно схеме площадь земельного участка образуемого в результате перераспределения составляет 600 кв.м.

23 апреля 2021 года уведомлением Администрации ему было отказано в заключении соглашения о перераспределении земель. Мотивом к отказу послужило то, что согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории образование земельного участка приведет к невозможности использования объектов недвижимости, правовая судьба которых не установлена, расположенных вблизи границ образуемого земельного участка, образуемый земельный участок имеет изломанные границы.

Считая оспариваемый отказ незаконным, указал, что перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является закрытым. Приведенные в уведомлении причины не могут являться основанием для отказа в утверждении схемы. Согласно Правилам землепользования и застройки Караваевского сельского поселения Костромского района Костромской области земельный участок расположен в зоне Ж-1 (основной вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства) с установленным минимальным размером земельного участка 600 кв.м и максимальным (предельным) размером земельного участка 2 500 кв.м. Образуемый путем перераспределения земельный участок площадью 600 кв.м соответствует предельным размерам. Схема расположения земельного участка подготовлена в соответствии с Требованиями к схеме размещения земельного участка на кадастровом плане территории в форме документа на бумажном носителе, утвержденными Приказом Минвостокразвития России от 25 мая 2018 года №93. Границы земельного участка, образованного путем перераспределения, установлены по существующим ограждениям с северо-восточной стороны участка и по уточненным границам земельного участка с кадастровым номером с восточной стороны, с юго-западной и западной - по землям, собственность на которые не разграничена. Иных границ данного земельного участка с учетом его конфигурации и с учетом конфигурации уточненных смежных земельных участков образовать невозможно. Границы образуемого земельного участка фактически имеют прямые линии. Кроме того, в отказе Администрации не конкретизированы объекты недвижимости, правовая судьба которых не установлена, сооружения, расположенные с восточной стороны образуемого земельного участка, находятся за его пределами. Границы образуемого земельного участка не могут затрагивать интересы лица, которое самовольно возвело строение за пределами земельного участка, собственность на который у него зарегистрирована.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация Караваевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области, ООО «Центр кадастровых работ», Большаков С.А.

Решением Костромского районного суда Костромской области от 30 ноября 2021 года в удовлетворении административного иска отказано.

В апелляционной жалобе представитель ФИО1 по доверенности ФИО2, считая решение суда незаконным и необоснованным, просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных административных требований. Повторяя доводы, изложенные в административном иске, полагает, что Администрацией в ходе рассмотрения административного дела заявлено новое обстоятельство, не являвшееся предметом рассмотрения при принятии решения об отказе в перераспределении земель, а именно то, что образуемый земельный участок включает в себя земли общего пользования (дорога – <адрес>), нарушая интересы неопределенного круга лиц. Однако, доказательств того, что образуемый земельный участок пересекает красные линии, определяющие границы территории общего пользования, либо что граница земельного участка пересекает существующую дорогу местного значения, не представлено. Территория, подлежащая перераспределению, не является земельным участком, относящимся к землям общего пользования, что подтверждают материалы инвентаризации квартала от 01 июня 2002 года в составе инвентаризационного плана земельных участков в кадастровом квартале . Отказ в перераспределении земель влечет нарушение прав административного истца и не обеспечивает защиту прав третьих лиц. Судебное решение содержит только цитирование норм земельного законодательства, при этом отсутствуют выводы суда о том, в какой части они нарушены ФИО1, каким образом установлены обстоятельства нарушения данных норм, чем это подтверждается.

Представители администрации Костромского муниципального района Костромской области, администрации Караваевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области, ООО «Центр кадастровых работ» в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. На основании части 6 статьи 226, статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Из материалов дела следует, что с 25 июля 2019 года ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 23 октября 2020 года (л.д. 10-14 т. 1).

24 марта 2021 года ФИО1 обратился с заявлением на имя главы Костромского муниципального района Костромской области о перераспределении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, приложив к нему схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Заявление ФИО1 зарегистрировано Комитетом имущественных и земельных отношений, архитектуры и градостроительства администрации Костромского муниципального района Костромской области 25 марта 2021 года за номером КА 1099 (л.д. 28 т.1).

По результатам рассмотрения заявления ФИО1 на заседании районной комиссии по земельным вопросам администрации Костромского муниципального района Костромской области 15 апреля 2021 года принято решение об отказе в его удовлетворении на основании подпункта 11 пункта 9 статьи 39.29, подпунктов 1, 3 пункта 16 статьи 11.10, пунктов 4, 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации. Отказ в перераспределении земель обоснован тем, что образуемый земельный участок имеет изломанные границы и образование земельного участка приведет к невозможности использования объектов недвижимости, правовая судьба которых не установлена, расположенных вблизи границ образуемого земельного участка (л.д. 31 том 1).

23 апреля 2021 года в адрес ФИО1 администрацией Костромского муниципального района Костромской области направлен ответ (уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги) на его заявление о перераспределении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в котором указаны приведенные в решении комиссии по земельным вопросам администрации Костромского муниципального района Костромской области основания для отказа в перераспределении земель (л.д. 29-30 т. 1).

Не согласившись с указанным решением администрации Костромского муниципального района Костромской области, ФИО1 обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Разрешая административный спор и отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, проанализировав обстоятельства дела и нормы законодательства, регулирующие спорные правоотношения, пришел к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения. При этом суд исходил из того, что представленная ФИО1 схема разработана с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требований к вновь образуемым земельным участкам. При этом, полагая неверной ссылку Администрации в оспариваемом решении на то, что образование земельного участка приведет к невозможности использования объектов недвижимости, правовая судьба которых не установлена, расположенных вблизи образуемого земельного участка, суд указал на то, что образуемый в порядке перераспределения земельный участок накладывается частично на земли общего пользования – дорогу (<адрес>). Таким образом, предложенный ФИО1 вариант перераспределения земель приведет к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Данные выводы суда соответствуют требованиям закона и установленным по делу обстоятельствам, и судебная коллегия с ними соглашается.

Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также – ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Пунктом 3 статьи 11.7 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) предусмотрено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой (в том числе перераспределение между земельными участками, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, и землями и земельными участками, которые не предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута) и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка, а также на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.

В силу статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (пункт 1).

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (пункт 2).

В случае образования земельных участков путем перераспределения земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подготовка схем расположения земельных участков обеспечивается гражданами, являющимися собственниками таких земельных участков (пункт 8).

Согласно пункту 1 статьи 39.29 ЗК РФ в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо – собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган.

Пунктом 8 этой же статьи предусмотрено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.

В силу подпункта 11 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.

Одним из оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам (подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ).

В соответствии с пунктом 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Таким образом, право собственников земельных участков на их перераспределение не является безусловным, оно реализуется в соответствии с требованиями земельного законодательства и в установленных им случаях.

Как указывалось выше, принимая решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, Администрация руководствовалась положениями пункта 6 статьи 11.9 ЗК РФ.

Из представленной ФИО1 к утверждению схемы расположения земельного участка видно, что граница образуемого земельного участка по точкам (по фасадной части жилого дома) имеет изломанность (л.д. 20 т. 1), обоснованную стороной административного истца исключительно необходимостью приведения земельного участка к параметру 600 кв.м.

Между тем принадлежащий ФИО1 на праве собственности земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, как и смежный земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, имеют по фасаду дома ровную границу.

Кроме того, из схемы усматривается, что при формировании граница образуемого земельного участка по фасадной части жилого дома сдвинута относительно границы принадлежащего ФИО1 на праве собственности земельного участка в сторону <адрес>.

В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также ГрК РФ) к территории общего пользования относятся территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары). Земельные участки в границах территорий общего пользования, по общему правилу, находятся в государственной или муниципальной собственности, как обеспечивающие комплексное социально-экономическое развитие территорий, реализацию права граждан на благоприятную окружающую среду, на комфортную среду обитания (пункт 12 статьи 85 ЗК РФ, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2016 года №1963-О).

Существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов, обозначаются красными линиями (пункт 11 статьи 1 ГрК РФ).

Как следует из положений Градостроительного кодекса Российской Федерации, красные линии отображаются в документации по планировке территории (подпункт «а» пункта 1 части 3 статьи 42, пункт 1 части 5 статьи 43 ГрК РФ) и не наносятся на картографический материал генеральных планов муниципальных образований (статья 23 ГрК РФ).

Административным ответчиком не оспаривалось, что в настоящее время проект планировки территории, где расположен спорный земельный участок, не разработан и не утвержден.

В то же время из плана от 27.11.2001 г., послужившего основанием для передачи в собственность ФИО7 участка земли по адресу: <адрес> (постановление главы администрации Караваевской сельской администрации Костромского района Костромской области от 28 ноября 2001 года , л.д. 34 т.1), видно, что по фасаду жилого дома земельный участок (т. 18 – т. 14), в настоящее время находящийся в собственности ФИО1, граничит с землями общего пользования (дорога) (л.д. 32 т. 1).

Положение границ земельного участка по адресу: <адрес>, в том числе и по отсутствию изломанности по фасадной части жилого дома, подтверждается сведениями инвентаризационной описи по кадастровому кварталу от 01 июня 2002 года (л.д. 87-89 т. 1), землеустроительным делом земельного участка по адресу: <адрес>, от 18 октября 2006 года (л.д. 156 – 177 т. 1), из пояснительной записки к которому усматривается, что граница земельного участка установлена от т. А до т. Б (по фасаду дома) – земли общего пользования – <адрес> (граница проходит по деревянному забору).

В свою очередь пункт 12 статьи 85 ЗК РФ предусматривает, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Приведенной императивной правовой нормой предусмотрен запрет передачи в частную собственность земель общего пользования, в том числе занятых улицами, дорогами.

Названный запрет не поставлен в зависимость от каких-либо обстоятельств, в том числе от того, находятся ли земли общего пользования в границах красных линий и включены ли эти земли в состав территорий общего пользования в порядке, предусмотренном градостроительным законодательством.

Таким образом, поскольку часть испрашиваемого земельного участка является территорией общего пользования, в силу прямого указания закона передача указанного земельного участка в частную собственность запрещена независимо от наличия утвержденных чертежей планировки территории, на которых отображены красные линии в отношении земельного участка общего пользования.

Из положений пункта 2 статьи 11.10 ЗК РФ следует, что при подготовке схемы расположения земельного участка должны учитываться земельные участки и территории общего пользования. На данное обстоятельство обращено внимание в уведомлении об отказе в предоставлении муниципальной услуги от 23 апреля 2021 года.

Поскольку схема расположения вновь образуемого путем перераспределения земельного участка составлена с нарушением требований статьи 11.9 ЗК РФ, при ее составлении допущена изломанность границ, а также не учтена территория общего пользования – дорога «<адрес>», за счет которой происходит увеличение земельного участка, принадлежащего ФИО1, и которая в соответствии с действующим законодательством не может быть передана в частную собственность, правовых оснований для признания отказа администрации Костромского муниципального района Костромской области от 23.04.2021 г. в заключении соглашения о перераспределении земель, основанного на положениях подпункта 11 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ, у суда первой инстанции не имелось.

Кроме того, в возражениях относительно заявленных исковых требований административный ответчик ссылался на то, что в перечень автомобильных дорог общего пользования в границах населенных пунктов Караваевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области, утвержденный постановлением администрации Караваевского сельского поселения Костромского муниципального района от 21.11.2013 г. №99, включена <адрес> протяженностью 1,2 км, отнесенная к V категории.

Данные обстоятельства не оспаривались административным истцом.

Постановлением администрации Костромской области от 01.10.2010 г. №344-а «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Костромской области» установлено, что нормативы градостроительного проектирования Костромской области содержат минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека (в том числе объектами социального и коммунально-бытового назначения, доступности таких объектов для населения (включая инвалидов), объектами инженерно-транспортной инфраструктуры, благоустройства территории) (пункт 1.1.2).

Согласно пункту 3.5.58 названных нормативов градостроительного проектирования Костромской области основные расчетные параметры уличной сети городских округов и городских поселений следует устанавливать в соответствии с таблицей 70, в которой предусмотрено, что ширина в красных линиях улицы и дороги местного значения (улицы в жилой застройке) должна составлять 15-25 м, ширина полосы движения - 3 м, число полос – 2-3, ширина пешеходной части тротуара - 1,5 м.

Таким образом, поскольку область применения названного выше нормативного акта отнесена, в том числе к дорожной деятельности (организации и безопасности движения), основные параметры элементов автомобильных дорог могут устанавливаться исключительно при проектировании строящихся, реконструируемых и капитально ремонтируемых автомобильных дорог общего пользования. В связи с чем довод административного истца о том, что расстояние между образуемым земельным участком и противоположенным земельным участком с кадастровым номером для организации дороги составляет 10 м, не может быть принят во внимание.

Доводы апелляционной жалобы о том, что Администрацией в ходе рассмотрения административного дела заявлено новое обстоятельство, не являвшееся предметом рассмотрения при принятии решения об отказе в перераспределении земель, а именно то, что образуемый земельный участок включает в себя земли общего пользования (дорога – <адрес>), нельзя признать состоятельными, исходя из нормативно-правового обоснования, содержащегося в уведомлении от 23 апреля 2021 года.

Поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения не допущено, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного решения в апелляционном порядке.

Руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Костромского районного суда Костромской области от 30 ноября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФИО1 по доверенности ФИО2 – без удовлетворения.

На судебные акты может быть подана кассационная жалоба через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий:

Судьи: