Дело № 33а-4737/2015
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург 30 сентября 2015 года
Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:
Председательствующего Андреевой Т.Б.
судей Астапенко С.А. и Решетникова М.Н.
при секретаре Мальцеве А.С.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 21 июля 2015 года о признании требований незаконными и взыскании компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Астапенко С.А., объяснения ФИО1, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя ИФНС России по Выборгскому району Ленинградской области ФИО5, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
установила:
ФИО1 обратилась в Выборгский городской суд Ленинградской области с заявлением, в котором просила признать незаконными требования ОУФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в Выборгском районе Ленинградской области о предоставлении к уведомлению о подтверждении проживания в Российской Федерации свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (ИНН), требования ИФНС России по Выборгскому району Ленинградской области о постановке на учет в налоговом органе; взыскать моральный вред в размере 150 000 рублей.
Заявление мотивировано тем, что ФИО1 является гражданкой Украины. 25 мая 2012 года ей выдано разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации сроком на три года до 25 мая 2015 года.
В начале июня 2012 года ФИО1 обратилась в отдел УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в Выборгском районе Ленинградской области с уведомлением о подтверждении своего проживания в Российской Федерации. В связи с отсутствием у заявительницы свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (ИНН) уведомление не приняли. 28 июня 2013 из отдела УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в Выборгском районе Ленинградской области ФИО1 получила уведомление, в котором сообщалось о необходимости иностранному гражданину подавать в территориальный орган в сфере миграции по месту получения разрешения на временное проживание уведомление о подтверждении своего проживания в Российской Федерации с приложением копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (ИНН).
17 декабря 2013 года ФИО1 письменно обратилась за разъяснениями в ИФНС России по Выборгскому району Ленинградской области. В нарушение ст. 12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» ответ получен только 5 февраля 2014 года.
Оспариваемые требования должностных лиц миграционной службы и налоговой инспекции заявительница считает незаконными, поскольку она не является индивидуальным предпринимателем, не имеет источников дохода на территории Российской Федерации, осуществляет уход за мужем, инвалидом II группы, живет на его пенсию. Получение свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (ИНН) является правом, а не обязанностью физического лица, в том числе иностранного гражданина. Отмечается, что присвоение ИНН противоречит религиозным убеждениям заявительницы. Полагает, что действиями должностных лиц государственных органов ей причинен моральный вред.
Административные ответчики - УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области и ИФНС России по Выборгскому району Ленинградской области возражали против удовлетворения требований.
Решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 21 июля 2015 года в удовлетворении заявленных требований ФИО1 отказано.
На данное решение ФИО1 подала апелляционную жалобу, в которой ставится вопрос о его отмене и принятии по делу нового решения об удовлетворении требований. В апелляционной жалобе анализируются положения миграционного и налогового законодательства, поддерживается правовая позиция, изложенная в суде первой инстанции.
Проверив дело, обсудив доводы жалобы, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда приходит к следующим выводам.
При рассмотрении дела установлено, что ФИО1, являясь гражданкой Украины, 25 мая 2012 года получила разрешение на временное проживание на территории России сроком до 25 мая 2015 года.
В июне 2012 года ФИО1 обратилась в ОУФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в Выборгском районе Ленинградской области с уведомлением о подтверждении проживания на территории Российской Федерации, при этом свидетельство о постановке на учет в налоговом органе не представлено. В заявлении в суд ФИО1 указала, что в связи с отсутствием указанного свидетельства в принятии уведомления ей было отказано. По данному вопросу ФИО1 лично обращалась к начальнику отдела.
28 июня 2013 года ФИО1 получен ответ ОУФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в Выборгском районе Ленинградской области, в котором содержалось разъяснение о необходимости представления вместе с уведомлением о подтверждении проживания на территории Российской Федерации свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.
8 июля 2013 года ФИО1 обратилась в ИФНС России по Выборгскому району Ленинградской области с заявлением о постановке ее на учет в налоговом органе без присвоения ИНН. 9 августа 2013 года ей направлен ответ о том, что постановка на учет в налоговом органе без присвоения ИНН не предусмотрена законодательством.
17 декабря 2013 года ФИО1 вновь обратилась в ИФНС России по Выборгскому району Ленинградской области с аналогичной просьбой.
5 февраля 2014 года в ее адрес направлены разъяснения об отсутствии в законодательстве о налогах и сборах возможности постановки на учет без присвоения ИНН. Указанный ответ ФИО1 считает незаконным.
Согласно статье 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно пункту 9 статьи 6 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин в течение двух месяцев со дня истечения очередного года со дня получения им разрешения на временное проживание обязан лично или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, подавать в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по месту получения разрешения на временное проживание уведомление о подтверждении своего проживания в Российской Федерации с приложением справки о доходах, копии налоговой декларации или иного документа, подтверждающего размер и источник дохода данного иностранного гражданина за очередной год со дня получения им разрешения на временное проживание. Указанное уведомление и прилагаемые к нему документы могут быть представлены в форме электронных документов. В случае, если иностранный гражданин желает подтвердить размер и источник дохода посредством представления копии налоговой декларации, данный иностранный гражданин вправе не представлять указанный документ в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции. В этом случае копия налоговой декларации запрашивается в налоговом органе по месту учета иностранного гражданина территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции самостоятельно на основании уведомления данного иностранного гражданина о подтверждении своего проживания в Российской Федерации.Пунктом 5 статьи 6.1 названного Федерального закона предусмотрено, что иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, представляет в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, принявший его заявление о выдаче ему разрешения на временное проживание, в том числе, свидетельство (уведомление) о постановке данного иностранного гражданина на учет в налоговом органе - по усмотрению иностранного гражданина в течение одного года со дня его въезда в Российскую Федерацию. В случае, если в течение одного года со дня въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию сведения о постановке иностранного гражданина на учет в налоговом органе не поступят в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, проверка исполнения обязанности иностранного гражданина по постановке на учет в налоговом органе осуществляется территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции путем направления межведомственного запроса в налоговый орган о представлении сведений о постановке иностранного гражданина на учет в налоговом органе.
Требование о постановке на учет (ст. 83 Налогового кодекса РФ) касается всех граждан Российской Федерации, а также иностранных граждан и обусловлено закрепленной в ст. 57 Конституции Российской Федерации обязанностью платить законно установленные налоги. В подтверждение постановки на налоговый учет физическому лицу в соответствии со ст. 84 Налогового кодекса Российской Федерации выдается свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.
Отказывая ФИО1 в удовлетворении заявления в части признания незаконным требования ОУФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в Выборгском районе Ленинградской области, суд первой инстанции, установив изложенные обстоятельства, исходил из того, что не представлены доказательства, подтверждающие факт непринятия должностным лицом миграционной службы уведомления ФИО1 о подтверждении проживания на территории России в связи с непредставлением ею свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, поскольку он является законным и обоснованным.
К апелляционной жалобе ФИО1 также не приложено каких-либо документов, подтверждающих отказ ОУФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в Выборгском районе Ленинградской области принять уведомление о подтверждении проживания на территории Российской Федерации в связи с непредставлением свидетельства о постановке в налоговом органе.
Представленное в дело письмо ОУФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в Выборгском районе Ленинградской области от 28.06.2013 № 43/2897, направленное в адрес ФИО1, о необходимости представлении вместе с уведомлением о подтверждении проживания на территории Российской Федерации свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, носит разъяснительный характер. Из текста письма не усматривается сам по себе факт обращения ФИО1 в органы миграционной службы с таким уведомлением и отказ в его принятии.
Ссылка в жалобе на решение Выборгского городского суда Ленинградской области по делу № 2-6216/2013 несостоятельна, поскольку вынесено по обстоятельствам, не являющимися тождественными настоящему спору.
Судебная коллегия также соглашается с выводом суда о непредставлении доказательств предъявления со стороны ИФНС России по Выборгскому району Ленинградской области требования к ФИО1 о ее обязательной постановке на учет в налоговом органе.
Ответ ИФНС России по Выборгскому району Ленинградской области от 5 февраля 2014 года, на который ссылается заявительница, в том числе и в апелляционной жалобе, не содержит каких-либо требований, предъявляемых к ФИО1, является по существу разъяснением налогового законодательства на ее просьбу о постановке на учет в налоговом органе без присвоения ИНН.
В соответствии с законодательством о налогах и сборах постановка на учет в налоговом органе осуществляется в отношении, в том числе, и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателя. При этом в силу пункта 7 статьи 84 Налогового кодекса РФ каждому налогоплательщику присваивается единый на всей территории Российской Федерации по всем видам налогов и сборов ИНН.
В связи с изложенным, доводы апелляционной жалобы о том, что ФИО1 не является индивидуальным предпринимателем, живет на доход в виде пенсии мужа и поэтому не обязана предъявлять свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, не имеют правового значения.
В силу статьи 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Исходя из разъяснений постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» по каждому делу необходимо выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.
Из содержания заявления ФИО1 следует, что она не согласна с ответами ОУФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в Выборгском районе Ленинградской области от 28 июня 2013 года и ИФНС России по Выборгскому району Ленинградской области от 5 февраля 2014 года, срок обжалования которых ФИО1 пропущен.
Суд также верно отказал в удовлетворении требования о компенсации морального вреда.
Согласно п. 1 ст. 1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Применительно к рассматриваемым правоотношениям возможность возмещения морального вреда в соответствии с приведенными нормами права связывается с необходимостью представления заявителем доказательств причинения вреда, а также с наличием причинно-следственной связи между незаконными (виновными) действиями (бездействием) государственных органов либо должностных лиц этих органов и наступившим вредом.
Исходя из указания в жалобе на неблагоприятные последствия, связанные с ухудшением здоровья, судебная коллегия не усматривает причинно-следственной связи между указанными последствиями и оспариваемыми действиями государственных органов.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были проверены или не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется, решение суда является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 21 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
<данные изъяты>