ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33А-5243 от 02.06.2016 Приморского краевого суда (Приморский край)

Судья Рогалев Е.В. дело № 33а-5243

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

2 июня 2016 года город Владивосток

Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего Украинцевой С.Н.

судей Туктамышевой О.В. и Римского Я.А.

при секретаре Половове А.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО14 о признании незаконным решения администрации Уссурийского городского округа от 1 декабря 2015 года об отказе включить ее и членов ее семьи в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей Уссурийского городского округа» на 2013-2017 годы, возложении обязанности включить семью заявителя в список молодых семей на участие в данной подпрограмме и выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома в рамках данной программы по апелляционной жалобе администрации Уссурийского городского округа на решение Уссурийского районного суда Приморского края от 28 января 2016 года, которым отказ администрации Уссурийского городского округа от 1 декабря 2015 года № признан незаконным. На администрацию Уссурийского городского округа возложена обязанность включить ФИО16 и членов ее семьи в составе: ФИО15, в указанный сводный список молодых семей на участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей Уссурийского городского округа» на 2013-2017 годы.

Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В., объяснения представителя административного истца Божок Д.А., представителя администрации Уссурийского городского округа Качан А.Г., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Берсенёва Н.В. обратилась в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что 21 сентября 2015 года она подала в администрацию Уссурийского городского округа Приморского края заявление о включении молодой семьи Берсенёвой Н.В. в составе членов ее семьи, состоящих из двух несовершеннолетних детей ФИО17 и ФИО18, в состав участников муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей Уссурийского городского округа» на 2013-2017 годы, утвержденной постановлением администрации Уссурийского городского округа от 6 сентября 2012 года № 3038-НПА. 1 декабря 2015 года начальником Управления по делам молодежи и спорту администрации УГО в соответствии с рекомендацией департамента по делам молодежи Приморского края Берсенёвой Н.В. отказано во включении молодой семьи Берсенёвой Н.В. в составе членов ее семьи, состоящих из двух несовершеннолетних детей Берсенёва К.Д. и Божок Д.Д. в состав участников муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей Уссурийского городского округа» на 2013-2017 годы. Считает отказ управления по делам молодежи администрации УГО от 1 декабря 2015 года № незаконным, поскольку упущенные сроки предоставления документов для участия в названной программе до 1 сентября 2015 года, были не соблюдены по причине незаконных действий администрации УГО. Просит признать незаконным отказ администрации Уссурийского городского округа в лице начальника управления по делам молодежи, физической культуре и спорту от 1 декабря 2015 года № об отказе включить ее и членов ее семьи в состав участников, изъявивших желание участвовать в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей Уссурийского городского округа» на 2013-2017 годы, возложении обязанности включить семью заявителя в указанный список молодых семей на участие в данной подпрограмме и выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома в рамках данной программы.

Представитель административного истца в судебном заседании поддержал требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель администрации Уссурийского городского округа в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Судом вынесено указанное решение, с которым не согласилась администрация Уссурийского городского округа, в апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы приходит к следующему выводу.

В судебном заседании установлено, что на территории Уссурийского городского округа действует муниципальная программа «Обеспечение жильем молодых семей Уссурийского городского округа» на 2013- 2015 годы, утвержденная постановлением администрации Уссурийского городского округа от 6 сентября 2012 года №3-38-НПА.

Из материалов дела следует, что в целях участия в муниципальной программе «Обеспечение жильем молодых семей Уссурийского городского округа» на 2013-2017 годы 23 января 2015 года Берсенёва Н.В. обратилась в администрацию УГО Приморского края с заявлением о признании ее и членов ее семьи, состоящих из двух несовершеннолетних детей ФИО19 и ФИО20, нуждающимися в жилых помещениях.

5 марта 2015 года администрацией УГО Приморского края Берсенёвой Н.В. отказано в признании ее и членов ее семьи в качестве нуждающихся в жилом помещении.

Решением Уссурийского районного суда Приморского края от 10 апреля 2015 года отказ администрации УГО Приморского края от 5 марта 2015 года № в признании Берсенёвой Н.В. и членов ее семьи, нуждающимися в жилых помещениях признан незаконным. На администрацию Уссурийского городского округа Приморского края возложена обязанность рассмотреть по существу заявление Берсенёвой Н.В. от 23 января 2015 года.

24 июня 2015 года за № администрацией УГО Приморского края Берсенёвой Н.В. повторно отказано в признании ее семьи в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Решением Уссурийского районного суда Приморского края от 24 июля 2015 года, вступившим в законную силу 25 августа 2015 года, отказ администрации УГО Приморского края от 24 июня 2015 года № признан незаконным. На администрацию УГО Приморского края возложена обязанность признать Берсенёву Н.В. и членов ее семьи, состоящих из двух несовершеннолетних детей: Берсенёва К.Д. и Божок Д. Д., нуждающимися в жилых помещениях для участия в государственной программе Приморского края «Обеспечение доступным жильем и качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Приморского края» на 2013-2017 годы, в муниципальной подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей Уссурийского городского округа» на 2013-2017 годы.

17 сентября 2015 года постановлением администрации Уссурийского городского округа Приморского края № Берсенёва Н.В. и члены ее семьи в составе двух несовершеннолетних сыновей Берсенёва К.Д. и Божко Д.Д. признаны нуждающимися в жилом помещении.

21 сентября 2015 года Берсенёва Н.В. обратилась в администрацию УГО Приморского края с заявлением о включении молодой семьи Берсенёвой Н.В. в составе членов ее семьи, состоящей из двух несовершеннолетних детей, в состав участников подпрограммы Приморского края «Обеспечение жильем молодых семей Приморского края» на 2013-2017 годы государственной программы Приморского края «Обеспечение доступным жильем и качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Приморского края» на 2013-2017 годы, утвержденной постановлением администрации Приморского края от 7 декабря 2012 года № 398-па.

1 декабря 2015 года управлением по делам молодежи, физической культуре и спорту администрации Уссурийского городского округа Берсенёвой Н.В. и членам ее семьи направлено уведомление за № о решении, принятом департаментом по делам молодежи администрации Приморского края, об отказе во включении в сводный список молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей Уссурийского городского округа» на 2013-2017 годы государственной программы Приморского края «Обеспечение доступным жильем и качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Приморского края» на 2013-2017 годы.

Согласно разъяснениям директора департамента Приморского края Кайдановича А.Ю. причиной отказа явился факт несвоевременного представления документов для участия в программе до 1 сентября года, предшествующего планируемому, что предусмотрено п.24 Правил предоставления молодым семьям соцвыплат, утвержденных Постановлением Правительства РФ №1050 от 17.12.2010 года.

Давая оценку указанным обстоятельствам, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что срок для предоставления необходимых документов был пропущен заявителем по уважительной причине, поскольку Берсенёва Н.В. дважды обжаловала незаконные действия администрации Уссурийского городского округа по Приморскому краю, в связи с чем, пропуск указанного срока не может служить законным основанием для отказа во включении в сводный список молодых семей - участников программы, признал оспариваемый отказ администрации УГО от 1 декабря 2015 года № незаконным, и возложил на администрацию Уссурийского городского округа обязанность включить Берсенёву Н.В. и членов ее семьи в указанный сводный список молодых семей на участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей Приморского края на 2013-2017 годы.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что решение об отказе Берсенёвой Н.В. и членам ее семьи о включении в сводный список молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей Уссурийского городского округа» на 2013-2017 годы государственной программы Приморского края «Обеспечение доступным жильем и качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Приморского края» на 2013-2017 годы принято администрацией Уссурийского городского округа Приморского края.

Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда по следующим основаниям.

Согласно пункту 24 Приложения N 4 Правил «Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования» к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1050, орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме (далее - орган местного самоуправления), до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Аналогичные положения содержатся и в п.8 Порядка формирования органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края списков молодых семей – участников подпрограммы и департаментом по делам молодежи Приморского края сводного списка молодых семей- участников подпрограммы, утвержденного Постановлением администрации Приморского края от 1 апреля 2016 года №124-па, а также в п.24 Порядка предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья в рамках реализации муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей Уссурийского городского округа» на 2013-2017 годы, утвержденной постановлением администрации Уссурийского городского округа Приморского края 6 сентября 2012 года №3038 –НПА.

Согласно пункта 26 Приложения N 4 «Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования» к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (далее - сводный список), по форме, утверждаемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Сводный список представляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации государственному заказчику подпрограммы в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы (пункт 26).

Орган местного самоуправления доводит до сведения молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в соответствующем году, решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по вопросу включения их в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (пункт 28).

Из указанных положений действующего законодательства следует, что орган местного самоуправления до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании предоставленных списков, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году.

Затем орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 10 дней со дня утверждения списков молодых семей доводит до органов местного самоуправления выписки из утвержденного списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году. А уже орган местного самоуправления доводит до сведения молодых семей - участников подпрограммы, решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по вопросу включения их в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.

Таким образом, решение о включении семьи в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году принимает орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а орган местного самоуправления лишь доводит до сведения молодых семей решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по вопросу включения их в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.

Следовательно, отказ о включении в сводный список молодых семей- участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей Приморского края» на 2013-2017 годы государственной программы Приморского края «Обеспечение доступным жильем и качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Приморского края» на 2013-2017 годы в отношении Берсенёвой Н.В. и членов ее семьи принят департаментом по делам молодежи администрации Приморского края, а не администрацией Уссурийского городского округа Приморского края.

В связи с изложенным, административным ответчиком по настоящему административному иску об оспаривании отказа о включении молодой семьи ФИО23 в составе членов ее семьи, состоящей из двух несовершеннолетних детей ФИО21 и ФИО22, в состав участников подпрограммы Приморского края «Обеспечение жильем молодых семей Приморского края» на 2013-2017 годы государственной программы Приморского края «Обеспечение доступным жильем и качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Приморского края» на 2013-2017 годы, утвержденной постановлением администрации Приморского края от 7 декабря 2012 года № 398-па является департамент по делам молодежи администрации Приморского края.

При таких обстоятельствах, административный иск заявлен к ненадлежащему ответчику, что судом не принято во внимание, поэтому возложение обязанности на административного ответчика по делу - администрацию Уссурийского городского округа о включении Берсенёвой Н.В. и членов ее семьи в составе Берсенёва К.Д. и Божок Д.Д. в указанный сводный список молодых семей на участие в указанной программе по причине уважительности пропуска срока на подачу документов для участия в данной программе, противоречит указанным выше положениям действующего законодательства.

Судебная коллегия находит, что суд нарушил нормы процессуального права, что в силу ст.310 КАС РФ является основанием для отмены решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 307- 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Уссурийского районного суда Приморского края от 28 января 2016 года отменить, принять по делу новое решение.

В удовлетворении административных исковых требований ФИО24 к администрации Уссурийского городского округа о признании незаконным решения администрации Уссурийского городского округа в лице начальника управления по делам молодежи, физической культуре и спорту от 1 декабря 2015 года № об отказе включить ее и членов ее семьи в состав участников, изъявивших желание участвовать в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей Уссурийского городского округа» на 2013-2017 годы, возложении обязанности, отказать.

Председательствующий

Судьи