ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33А-5694/2015 от 19.11.2015 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 33а-5694/2015


ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург 19 ноября 2015 года

Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:

председательствующего Решетникова М.Н.

судей Морозковой Е.Е. и Ночевника С.Г.

с участием прокурора Кичаевой О.А.

при секретаре Рощине П.А.

рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Селезнёвское сельское поселение» Выборгского муниципального района Ленинградской области на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 15 сентября 2015 года.

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Решетникова М.Н., объяснения прокурора Кичаевой О.А. в возражениях на жалобу, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

установила:

Выборгский городской прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации муниципального образования «Селезнёвское сельское поселение» Выборгского муниципального района Ленинградской области об обязании провести мероприятия по очистке земель, находящихся в границах муниципального образования «Селезнёвское сельское поселение» Выборгского муниципального района Ленинградской области, путем вывоза твердых бытовых отходов, незаконно размещенных на территории участка, на санкционированный полигон твердых бытовых отходов в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проверки, проведенной совместно с представителями комитета по природным ресурсам ЛОГКУ «ЛЕНОБЛЛЕС», на территории МО «Селезнёвское сельское поселение» на 63 квартале (выдел 22) Селезнёвского участкового лесничества Северо-Западного лесничества - филиала ЛОГКУ «ЛЕНОБЛЛЕС», зафиксировано место несанкционированного размещения отходов производства и потребления. Собственника отходов установить не представилось возможным из-за отсутствия признаков, указывающих на принадлежность отходов конкретному лицу.

В суде первой инстанции прокурор по указанным основаниям заявленные требования поддержал.

Представитель ответчика - администрации муниципального образования «Селезнёвское сельское поселение» Выборгского муниципального района Ленинградской области - ФИО5 возражал по заявленным требованиям, пояснив, что требования прокурора предъявлены к ненадлежащему ответчику. Отметил, что указанные бытовые отходы находятся на землях лесного фонда.

Представитель третьего лица – комитета по природным ресурсам ЛОГКУ «ЛЕНОБЛЛЕС» в судебном заседании не участвовал, направил заявление о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, просил заявленные требования удовлетворить.

Решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 15 сентября 2015 года исковые требования прокурора были удовлетворены.

На данное решение администрацией муниципального образования «Селезнёвское сельское поселение» Выборгского муниципального района Ленинградской области подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения и принятии по делу нового решения – об удовлетворении заявленных требований. В жалобе поддерживается правовая позиция представителя заявителя, изложенная в судебном заседании.

Проверив законность и обоснованность решения, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда приходит к следующим выводам.

Разрешая спор, суд исходил из того, что действующим законодательством именно на органы местного самоуправления возложена обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов, расположенных в границах муниципального образования.

Исходя из правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 13 октября 2015 года № 26-П, отнесение к вопросам местного значения органов местного самоуправления организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов не может рассматриваться как безусловное основание для возложения на органы местного самоуправления обязанностей, касающихся проведения очистки территории муниципального образования от загрязнения отходами, без учета характера предоставленных им полномочий в сфере обращения с отходами, в том числе применительно к расположенным на территории муниципального образования земельным участкам различной формы собственности, и без правовой оценки качества выполнения таких полномочий, а также вне связи с обязанностями по обращению с отходами, которые возлагаются на юридические лица и физических лиц как на субъектов природопользования.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, согласно части 2 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации, осуществляют охрану и защиту лесов в пределах полномочий, определенных в соответствии с его статьями 81 - 84, если иное не предусмотрено данным Кодексом, другими федеральными законами.

Что касается полномочий органов местного самоуправления в области лесных отношений, то, как следует из части 1 статьи 84 Лесного кодекса Российской Федерации, они сводятся к принятию мер по предотвращению вредного воздействия (включая захламление) на те лесные участки, которые находятся в муниципальной собственности. Утвержденные Правительством Российской Федерации Правила санитарной безопасности в лесах также предусматривают обеспечение органами местного самоуправления проведения соответствующих санитарно-оздоровительных мероприятий лишь в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся в собственности муниципальных образований.

Таким образом, в системе действующего правового регулирования принятие мер, направленных на ликвидацию загрязнения бытовыми и промышленными отходами лесных участков, расположенных на территории муниципального образования, но не находящихся в его собственности, органами местного самоуправления данного муниципального образования не предусмотрено и относится к компетенции уполномоченных исполнительных органов государственной власти.

Из материалов дела следует, что выявленная несанкционированная свалка отходов расположена на территории Селезнёвского участкового лесничества Выборгского лесничества – филиала ЛОГКУ «ЛЕНОБЛЛЕС». Собственник отходов не установлен. В аренду указанный земельный участок не предоставлен.

Судебная коллегия, проверяя решение суда первой инстанции, приходит к выводу об его отмене, поскольку в нарушение п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ судом был разрешен вопрос о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле - ЛОГКУ «Ленобллес», в введении которого находятся участковые лесничества.

Из материалов дела следует, что судом к участию в деле был привлечен комитет по природным ресурсам Ленинградской области.

В соответствии с п.1.4 Устава ЛОГКУ «Ленобллес» собственником имущества и учредителем учреждения является Ленинградская область. Функции и полномочия учредителя осуществляет комитет по природным ресурсам Ленинградской области.

Утверждение Устава учреждения отнесено к совместной компетенции комитета по природным ресурсам Ленинградской области и Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом.

Из материалов дела не следует, что ЛОГКУ «Ленобллес» привлекался к участию в деле в качестве ответчика как самостоятельное юридическое лицо применительно к положениям ст.ст.41, 150 ГПК РФ. В настоящее время вопрос о замене административного ответчика либо о привлечении второго административного ответчика регулируется применительно к положениям ст.43 КАС РФ.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 310 КАС РФ принятие судом решения о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле, является основанием для безусловной отмены решения суда в апелляционном порядке.

На основании п. 3 ст. 309 КАС РФ суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

Руководствуясь статьями 307 – 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 15 сентября 2015 года отменить, направив дело по исковому заявлению Выборгского городского прокурора на новое рассмотрение в Выборгский городской суд.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Судьи

(Судья Вериго Н.Б.)