ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33А-5841/2022 от 30.08.2022 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

Судья Шерстобитов О.В. апелляционное дело № 33а-5841/2022

АППЕЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 августа 2022 года г.Ханты-Мансийск

Судья суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Волков А.Е.,

рассмотрев единолично, без проведения судебного заседания материал № 9а-1138/2022 по частному представлению заместителя прокурора г.Сургут Литвинцева С.А. на определение Сургутского городского суда от 05 июля 2022 года об отказе в принятии административного искового заявления,

установил:

Заместитель прокурора г.Сургут Литвинцев С.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту недропользования и природных ресурсов ХМАО-Югры, Едакину В.В., в котором просил суд прекратить право Едакина В.В. на осуществление охоты до снятия или погашения судимости, возложить на Департамент обязанности аннулировать охотничий билет и обязать Едакина В.В. возвратить в Департамент охотничий билет.

Определением Сургутского городского суда от 05 июля 2022 года в принятии иска прокурору г.Сургута отказано по основанию, предусмотренному ч.1 ст.128 КАС РФ, с чем прокурор не согласен. В частной жалобе просит определение суда первой инстанции отменить, полагая, что выводы суда основаны на неверном толковании закона.

Частная жалоба судом апелляционной инстанции рассмотрена в соответствии с п.2 ст.315 КАС РФ в порядке упрощенного (письменного) производства.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции находит определение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.128 КАС РФ судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, в том числе судом в порядке гражданского или уголовного судопроизводства либо арбитражным судом в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством.

Из материалов следует, что заместитель прокурора г.Сургут Литвинцев С.А. обратился с административным исковым заявлением в Сургутский городской суд в порядке ст.39 КАС РФ в защиту неопределенного круга лиц, к административным ответчикам Департаменту недропользования и природных ресурсов ХМАО-Югры и Едакину В.В. о прекращении права Едакина В.В. на осуществление охоты до погашения или снятия судимости, о возложении на Департамент обязанности аннулировать охотничий билет единого федерального образца серии 86 № 107040, выданный 09 февраля 2022 года, в соответствии с Порядком выдачи и аннулировании охотничьего билета единого федерального образца, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 20 января 2011 года №13, и о возложении обязанности на Едакина В.В. возвратить в Департамент вышеуказанный охотничий билет.

В обоснование административного иска прокурор указал, что имеются основания для аннулирования охотничьего билета, предусмотренные ч.8 ст.21 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», поскольку Едакин В.В. не соответствует требованиям ч.1 ст.21 указанного Федерального закона ввиду наличия у него непогашенной и неснятой судимости.

Отказывая прокурору в принятии административного искового заявления, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что суд не вправе подменять органы исполнительной власти, а, следовательно, не может принимать решение по вопросу аннулирования охотничьего билета, так как аннулирование охотничьих билетов единого федерального образца относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

С такими выводами суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не может согласиться.

Согласно ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан РФ, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно п.5 ч.1 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее по 209-ФЗ) охотой признается деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой; орудиями охоты - огнестрельное, пневматическое, охотничье метательное стрелковое и холодное оружие, отнесенное к охотничьему оружию в соответствии с Федеральным законом от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии», а также боеприпасы, метаемые снаряды к охотничьему метательному стрелковому оружию, капканы и другие устройства, приборы, оборудование, используемые при осуществлении охоты.

Согласно ч.1 ст.20 209-ФЗ охотником признается физическое лицо, сведения о котором содержатся в государственном охотхозяйственном реестре, или иностранный гражданин, временно пребывающий в РФ и заключивший договор об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства.

Охотник и указанный в ч.2 настоящей статьи, приравненный к нему работник (далее по тексту - охотник), за исключением случаев, предусмотренных ч.4 настоящей статьи, должны иметь охотничьи билет, разрешение на хранение и ношение охотничьего оружия, выданное в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об оружии», за исключением случаев осуществления охоты с применением орудий охоты, не относящихся в соответствии с указанным Федеральным законом к охотничьему оружию (ч.3 ст.20).

В силу положений ч.2, ч.3, ст.21 209-ФЗ охотничьи билет является документом единого федерального образца без ограничения срока и территории его действия, имеет учетную серию и номер, выданный с исполнительной власти субъекта РФ.

В соответствии с ч.1 ст.21 209-ФЗ охотничьи билет выдаётся физическим лицам, обладающим гражданской дееспособностью в соответствии с гражданским законодательством, не имеющим непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления и ознакомившимся с требованиями охотничьего минимума.

В силу ч.8 ст.21 209-ФЗ охотничий билет аннулируется на основании:

несоответствия физического лица требованиям ч.1 настоящей статьи;

подачи охотником заявления об аннулировании охотничьего билета;

судебного решения.

Согласно ч.9 ст.21 209-ФЗ охотничий билет аннулируется oрганом исполнительной власти субъекта Российской Федерации с указанием обстоятельства, послужившего основанием аннулирования, с обязательной ссылкой на соответствующее положение ч.8 названной статьи.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20 января 2011 года № 13 утвержден Порядок выдачи и аннулирования охотничьего билета единого федерального образца, формы охотничьего билета.

В соответствии с п. 19.2 Порядка при наличии основания, указанного в пп. «в» п. 17 настоящего Порядка, охотничьи билет аннулируется уполномоченным органом в течение одного рабочего дня со дня поступления в уполномоченный орган сведений о вступлении в законную силу судебного решения, послужившего основанием для аннулирования охотничьего билета.

Согласно п.1 Положения о Департаменте недропользования природных ресурсов ХМАО-Югры, утвержденного постановлением Губернатора ХМАО-Югры от 22 декабря 2016 года № 157, Департамент является исполнительным органом государственной власти ХМАО-Югры, осуществляющим функции по реализации единой государственной политики и нормативному правовому регулированию, управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере геологического изучения, использования и охраны недр, модернизации нефтегазового комплекса и рационального использования углеводородного сырья, лесных и водных отношений, использования, воспроизводства, охраны объектов животного мира и среды их обитания, организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения.

В соответствии с п. 6.4.7. Положения одной из функций Департамента является ведение государственного охотхозяйственного реестра на территории ХМАО-Югры, который включает в себя в том числе выдачу и аннулирование охотничьих билетов единого федерального образца.

В ходе проведенной прокуратурой г. Сургута проверки установлено, что Департаментом 09 февраля 2022 года Едакину Д.В. выдан охотничий билет единого федерального образца серии 86 № 107040, о чем в государственный охотхозяйственный реестр внесены соответствующие сведения. Согласно ответу Департамента от 18 мая 2022 года № 12-Исх-12952 данный охотничий билет действителен и не аннулировался.

В соответствии с ч.3 ст.86 УК РФ судимость погашается: а) в отношении лиц, условно осужденных, - по истечении испытательного срока; б) в отношении лиц, осужденных к более мягким видам наказаний, чем лишение свободы, - по истечении одного года после отбытия или исполнения наказания; в) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести, - по истечении трех лет после отбытия наказания; г) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, - по истечении восьми лет после отбытия наказания; д) в отношении лиц, осужденных за особо тяжкие преступления, - по истечении десяти лет после отбытия наказания.

Едакин В.В. приговором Сургутского городского суда ХМАО-Югры от 06 сентября 2018 года признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 186 Уголовного кодекса РФ, назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 3 года и 7 месяцев.

Согласно ч. 1, 3 ст. ст. 20, ст. 21, 29, 30 ФЗ № 209, п. 3.1 Порядка выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 23 апреля 2010 года № 121, наличие у административного ответчика Едакина В.В. охотничьего билета, а также сведений о нем в охотхозяйственном реестре, является основанием для выдачи разрешения на добычу охотничьих ресурсов, и, следовательно, возникновения права на добычу охотничьих ресурсов, использования орудий охоты, в том числе не относящихся к охотничьему оружию (капканы и другие устройства, приборы, оборудования, используемые при осуществлении охоты).

Осуществление охотничьей деятельности лицом, незаконно обладающим охотничьим билетом, нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также создает угрозу причинения лицом, ранее нарушившим требования федерального законодательства, и имеющим в настоящее время возможность использования орудий охоты, как имущественного, так и неимущественного вреда неопределенному кругу лиц. Возможность аннулирования охотничьего билета на основании судебного решения прямо предусмотрена законом.

При таких обстоятельствах, поскольку у Едакина В.В. имеется непогашенная и неснятая судимость, действуя в порядке ст.39 КАС РФ в интересах неопределенного круга лиц, прокурор вправе обратиться в суд с требованием о прекращении права Едакина В.В. на осуществление охоты до погашения и снятия судимости путем обязания Департамента аннулировать выданный охотничьи билет.

Оснований для отказа в принятии административного искового заявления на основании п.1 ч.1 ст.128 КАС РФ у суда первой инстанции не имелось.

При таких обстоятельствах ввиду неправильного применения норм процессуального права определение подлежит отмене с направлением материала в суд первой инстанции для принятия к производству и рассмотрения по существу.

Руководствуясь ст.316 КАС РФ, суд

определил:

Определение Сургутского городского суда от 05 июля 2022 года отменить с направлением материала в тот же суд со стадии принятия административного искового заявления прокурора к производству.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, в течение шести месяцев со дня принятия настоящего апелляционного определения.

Судья Волков А.Е.