ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33А-9265 от 01.09.2016 Приморского краевого суда (Приморский край)

Судья Михайлова Т.А. Дело № 33а – 9265О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

1 сентября 2016 года город Владивосток

Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Светловой С.Е.

судей Туктамышевой О.В. и Кудриной Я.Г.

при секретаре ... В.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ПАО «Аскольд» о признании предписания архивного отдела Приморского края незаконным по апелляционной жалобе административного истца на решение Фрунзенского районного суда города Владивостока от 6 апреля 2016 года, которым в удовлетворении требований отказано.

Заслушав доклад судьи Светловой С.Е., выслушав объяснения представителя Архивного отдела Приморского края Булейко А.В., возражавшего против довод апелляционной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ПАО «Аскольд» обратилось в суд с административным исковым заявлением к архивному отделу Приморского края о признании незаконными пунктов 2 и 3 предписания № 7 от 15 октября 2015 года, указав, что основанием для вынесения предписания является приказ Министерства культуры РФ от 31 марта 2015 года № 526, который был опубликован 10 сентября 2015 года, вступил в силу с 20 сентября 2015 года и действует только в отношении тех обстоятельств, которые возникли после введения его в действие. Полагает, что пункт 2 оспариваемого предписания не распространяет свое действие на дела организации до 20 сентября 2015 года. Пункт 3 предписания не подлежит применению, так как не входит в период действия Правил организации, хранения, комплектования и учета и использования документов архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, утвержденных приказом № 526. Кроме того, указывает, что создание архива является правом, а не обязанностью экономических субъектов, о чем указано в п. 1.4 Правил. Порядок хранения документов экономический субъект устанавливает самостоятельно.

В судебном заседании представитель ПАО «Аскольд» на заявленных требованиях настаивала.

Представители архивного отдела Приморского края полагали заявленные требования необоснованными, представили письменный отзыв на административный иск, в котором указали, что до вступления в силу Правил, утвержденных приказом № 526, действовали Основные правила работы ведомственных архивов, утвержденные приказом Главархива СССР от 5 сентября 1985 года № 263, в соответствии с разделами 4.1, 7.4 которых ПАО «Аскольд» обязано было ежегодно проводить работу по оформлению дел, составлению и утверждению описей дел по личному составу в установленном порядке. На основании представленных документов в ходе проверки было установлено, что в ОАО «Аскольд» архива нет, но ответственные лица за архив назначены.

По делу постановлено указанное решение, с которым не согласился административный истец, в апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного.

Рассмотрев административное дело в соответствии с частью 1 статьи 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам не усматривает оснований к отмене решения суда.

Федеральный закон от 22 октября 2004 года № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» регулирует отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов независимо от их форм собственности, а также отношения в сфере управления архивным делом в Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства.

Данный Федеральный закон предусматривает, что специально уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти утверждает перечни типовых архивных документов с указанием сроков их хранения, а также инструкцию по применению этих перечней (часть 3 статьи 6).

В соответствии с Положением о Министерстве культуры Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 года № 590, Минкультуры России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере архивного дела, на основании и во исполнение федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает перечни типовых архивных документов с указанием сроков их хранения (пункт 5.2.6).

Приказом Минкультуры России от 31 марта 2015 года № 526 утверждены Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях.

Согласно пункту 2.1.названного Приказа документы, образующиеся в деятельности организации, составляют документальный фонд.

Создание документального фонда организации осуществляется путем составления номенклатуры дел, формирования и оформления дел на основе нормативных правовых актов Российской Федерации, перечней типовых архивных документов с указанием сроков их хранения, утверждаемых в соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 22 октября 2004 года № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», и перечней документов, образующихся в процессе деятельности федеральных органов государственной власти, иных государственных органов Российской Федерации, а также в процессе деятельности подведомственных им организаций, с указанием сроков хранения (пункт 2.2).

В силу пункта 4.1 Приказа № 526 документы Архивного фонда Российской Федерации и документы временных (свыше 10 лет) сроков хранения, в том числе по личному составу, передаются в архив организации не ранее, чем через один год и не позднее, чем через три года после завершения дел в делопроизводстве.

В целях обеспечения сохранности, своевременного отбора и учета и систематизации дел, подлежащих постоянному и временному (свыше 10 лет) сроков хранения, в организации составляются описи дел, документов (пункт 5.5 Приказа № 526).

Из материалов дела следует, что при проведении проверки соблюдения требований законодательства в области архивного дела, консультантом архивного отдела Приморского края были выявлены нарушения Правил организации хранения, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других документов в органах государственной власти, органов местного самоуправления и организациях, в связи с чем 15 октября 2015 года ПАО «Аскольд» выдано предписание о проведении архивно-технической обработки дел по личному составу организации, создании описи дел по личному составу организации за 12992 -20012 годы, составить номенклатуру дел организации и утвердить их в установленном порядке.

В нарушение Федерального закона от 22 октября 2004 года № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», предусматривающего обязанность формировать архивные дела по документам личного состава, общество не выполняет работы, обеспечивающие сохранность архивных документов,

Установив указанные обстоятельства, суд обоснованно отказал в удовлетворении требований.

Ссылка на незаконность решения в связи с тем, что не подлежат применению к организации архива документов за предыдущие периоды положения Приказа Минкультуры России № 526 об утверждении Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, вступившего в силу 31 марта 2015 года, основаны на ошибочном толковании закона.

Федеральный закон от 22 октября 2004 года № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» возлагает на государственные органы обязанность обеспечивать сохранность архивных документов, в том числе документов по личному составу.

Перечень типовых документов, образующихся в деятельности госкомитетов, министерств, ведомств и других учреждений, организаций, предприятий, с указанием сроков хранения, утвержден Главархивом СССР от 15 августа 1988 года и действует в редакции приказа Министерства культуры и массовой коммуникации Российской Федерации от 31 июля 2007 года № 1182.

Приказом Минкультуры России от 25 августа 2010 года N 558 утвержден Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения.

Таким образом, хранение документов, образующихся в процессе деятельности организаций, в том числе по личному составу, в соответствии с установленным порядком, являлось обязанностью организаций и до утверждения Минкультуры России от 31 марта 2015 года № 526 утверждены Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях.

Невыполнение мер по обеспечению сохранности документов, образующихся в процессе деятельности длительное время, не освобождает организацию от комплектования, учета и порядка хранения архивных документов.

Учитывая изложенное, решение принято судом при правильном применении норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оно является законным и обоснованным и отмене не подлежит. Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые являются основанием для отмены решения суда.

Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

решение Фрунзенского районного суда города Владивостока от 6 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ПАО «Аскольд» без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи