Судья Михайлова Т.А. Дело № 33а-9723
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
15 сентября 2016 года город Владивосток
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Светловой С.Е.
судей Пилипенко Е.В., Кудриной Я.Г.
при секретаре Сылко Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Приморского края в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по апелляционной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае на решение Фрунзенского районного суда г.Владивостока от 8 июня 2016 года, которым административное исковое заявление удовлетворено: признано незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, выражающееся в неосуществлении полномочий по утверждению схем расположения земельных участков в форме электронного документа; на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае возложена обязанность использовать технологические и программные средства, позволяющие утверждать схемы расположения земельных участков в форме электронного документа с применением усиленной квалифицированной электронной подписи.
Заслушав доклад судьи Пилипенко Е.В., объяснения представителя Территориального управления Росимущества в Приморском крае Ильиченко Е.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения прокурора Сухонос А.Г., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
прокурор Приморского края обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с указанным административным исковым заявлением, указав, что в нарушение требований частей 3, 9, 10 статьи 11.10, статей 9 и 39.2 Земельного кодекса РФ, пунктов 4 и 5.35 (4) Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № № (далее - Положением) Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (далее - Территориальное управление Росимущества в Приморском крае) с 1 марта 2015 года по настоящее время не обеспечена реализация полномочий по утверждению схем расположения земельных участков в форме электронного документа, находящихся в федеральной собственности. Поскольку названное бездействие Территориального управления Росимущества в Приморском крае нарушает указанные требования Земельного кодекса Российской Федерации, а также права и законные интересы неопределенного круга лиц на утверждение схем расположения земельных участков в форме электронного документа, находящихся в собственности Российской Федерации, а также создает препятствия к осуществлению их прав на формирование земельных участков, просит признать незаконным бездействие Территориального управления Росимущества в Приморском крае, выражающееся в неосуществлении полномочий по утверждению схем расположения земельных участков в форме электронного документа; возложить на Территориальное управление Росимущества в Приморском крае обязанность использовать технологические и программные средства, позволяющие утверждать схемы расположения земельных участков в форме электронного документа с применением усиленной квалифицированной электронной подписи.
В судебном заседании представитель прокуратуры Приморского края на заявленных требованиях настаивал в полном объеме.
Представитель Территориального управления Росимущества в Приморском крае в судебное заседание не явился, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласилось Территориальное управление Росимущества в Приморском крае, в поданной его представителем апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности, а также о принятии по делу нового решения.
Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам приходит к следующему.
Согласно части 9 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в форме электронного документа.
Подготовка схемы расположения земельного участка в форме электронного документа может осуществляться с использованием официального сайта федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведения государственного кадастра недвижимости, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или с использованием иных технологических и программных средств (часть 10 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 15 Требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 года № №, предусмотрено, что схема расположения земельного участка в форме электронного документа заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью (подписями) уполномоченного должностного лица исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, утвердившего такую схему (подписавшего соглашение, издавшего приказ, постановление, решение).
25 декабря 2015 года прокуратурой Приморского края в адрес Руководителя территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае внесено представление № № об устранении нарушений требований Земельного кодекса Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что до настоящего времени не обеспечена реализация полномочий по утверждению схем расположения земельных участков в форме электронного документа, находящегося в федеральной собственности. Усиленная квалифицированная электронная подпись, технологические и программные средства, обеспечивающие подготовку схем расположения земельных участков в форме электронного документа, в распоряжении Территориального управления Росимущества в Приморском крае отсутствуют.
Удовлетворяя административный иск прокурора, поданного в интересах неопределенного круга лиц, суд первой инстанции пришел к выводу, что бездействие административного ответчика нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на утверждение схем расположения земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, в форме электронного документа, создает препятствие к осуществлению прав неопределенного круга лиц на формирование земельных участков.
С обоснованностью такого вывода суда судебная коллегия согласиться не может в связи со следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Из содержания п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
Между тем доказательства нарушения прав неопределенного круга лиц, а также доказательства, того, что созданы препятствия к осуществлению прав неопределенного круга лиц на формирование земельных участков, ни суду первой, ни суду апелляционной инстанции административным истом не представлены.
Из пояснений представителя Территориального управления Росимущества в Приморском крае установлено, что в настоящее время в отсутствие на официальном сайте Росреестра сервиса по формированию схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в форме электронного документа, подготовка схем земельных участков осуществляется в форме документа на бумажном носителе. Лицам, обратившимся с соответствующим заявлением о подготовке схемы расположения земельного участка, услуга оказана.
Данное обстоятельство прокурором не оспаривается.
Кроме того, материалами дела подтверждается, что до настоящего времени на официальном сайте Росреестра сервис по формированию схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в форме электронного документа не реализован по независящим от административного ответчика обстоятельствам. Иные технологические и программные средства в распоряжении Территориального управления Росимущества в Приморском крае отсутствуют, вопрос о приобретении таких средств не входит в компетенцию Территориального управления.
Вместе с тем из системного толкования положений статей главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что обращение заинтересованного лица об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями подается в суд в целях восстановления нарушенных прав и свобод.
В связи с чем, судебная коллегия не соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии нарушений прав неопределенного круга лиц по настоящему делу.
При указанных обстоятельствах оснований к удовлетворению административного искового заявления прокурора Приморского края не имелось, в связи с чем, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований.
Руководствуясь статьями 307-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Фрунзенского районного суда г.Владивостока от 8 июня 2016 года отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении административного искового заявления прокурора Приморского края в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае о признании бездействия незаконным, возложении обязанности - отказать.
Председательствующий
Судьи